Разновидности имущества, учреждаемого на цели вакуфа
1. Обращение в вакуф недвижимости По единодушному мнению всех ученых, является правильным учреждение недвижимости: земли, здания, торговых лавок, фруктовых садов и т.п. По мнению богословско-правовой школы (мазхаба) Абу Ханифы, для правомерности учреждения вакуфа, не обусловливается разграничение недвижимости, а достаточно того, что он будет известным. 2. Обращение в вакуф движимости По мнению Абу Ханифы, обращение в вакуф движимого имущества, как отдельно, так и вместе с недвижимостью, незаконно. По мнению Абу Юсуфа, обращение в вакуф земли с принадлежащим к ней домашним скотом, должно считаться законным, также как и обращение в вакуф всякого рода земледельческих орудий, поскольку такого рода предметы должны считаться принадлежащими земле. Поэтому обращение в вакуф таких предметов попутно с землей представляется законным. По мнению Мухаммада, считается законным обращение в вакуф таких предметов, для которых это установлено обычаем, именно - лопат, мотыг, топоров, пил, досок, ящиков, глиняной и медной посуды и книг, в виду их общеполезности. Кроме того, известно, что Насир ибн Яхъя обратил в вакуф свои книги, считая это аналогичным обращению в вакуф Корана (т.е. как законно обращение в вакуф Корана, так законно оно и относительно всякой другой книги). Это одобряется, потому что, кроме Корана, и другие книги находятся в обращении с целью обучения и чтения. Большинство ученых делало постановления, руководясь в этой частности (обращение в вакуф книг) мнением имама Мухаммада. По Абу Юсуфу, эти предметы не могут быть законно обращены в вакуф. Не могут быть законно обращаемы в вакуф предметы движимого имущества, которые не принято или не в обычаях делать объектом вакуфа, например, домашняя утварь, носильное платье. Поскольку необходимым при учреждении вакуфа условием является непрерывное продолжение его существования, а это условие невыполнимо, когда объектом вакуфа является имущество движимое, по недолговечности такого имущества. 3. Учреждение вакуфа относительно мечетей По мнению Абу Ханифы, если кто-либо выстроит мечеть, то его право собственности на нее не прекращаются до тех пор, пока он не отделит ее от остального своего имущества или не даст общего разрешения приходить молиться в нем всем желающим, но как только посторонние лица вообще или даже хотя бы одно постороннее лицо совершит в ней молитву, право собственности основателя мечети прекращается. Полное отделение мечети от остального имущества основателя вакуфа необходимо в силу того соображения, что она не может считаться посвященной единственно Всевышнему до такого отделения. Совершение молитвы посторонним лицом также ставится условием, потому что передача обращаемого в вакуф имущества необходимо должна иметь место; передача эта должна быть выполняема сообразно характеру учреждаемого вакуфа; наиболее же удобным путем передачи мечети представляется совершение в ней публично богослужения. Приведенное выше условие считается выполненным, когда хотя бы одно лицо совершит молитву в мечети, что должно считаться достаточным для выполнения этого условия, потому что невозможно, чтобы все люди совершали в ней молитвы. Если кто-либо, передав свою землю для постройки мечети для всех мусульман, построит ее, разрешит людям в ней читать намаз и отделит от своего имущества; затем муэдзин произнесет в ней призыв к намазу и люди в ней прочитают коллективный намаз один раз или более, то учредитель не может отменить этот акт и в случае смерти данная мечеть не может перейти по наследству. Это в силу того, что он отделил ее от своей собственности и посвятил искренно Всевышнему Аллаху. Всевышний Аллах говорит: «Места поклонения - для Аллаха». (Сура «Джины», 72/18). Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Тот, кто искренно ради Аллаха построил мечеть, даже если его внесенная доля будет очень маленькой, тому Всевышний Аллах построит дом в Раю. И то, что он посвятил искренно ради Аллаха нельзя забирать обратно и это подобно отданной милостыне». По мнению Абу Юсуфа, право собственности основателя мечети прекращается тотчас с произнесением им слов: «Я обращаю это здание в мечеть», потому что он не считает передачу существенно необходимым условием, т.к. само учреждение вакуфа обусловливает отказ от прав собственности со стороны учредителя вакуфа. Если кто-либо построит 2-х этажное здание, обратив нижнюю часть в мечеть, а верхнюю в жилище или обратит дверь мечети к дороге и отделит мечеть от своей собственности, то это лицо, тем не менее, может продать мечеть и если он умрет, то мечеть переходит по наследству, поскольку она не принадлежит единственно Всевышнему, вследствие продолжения права собственности основателя относительно ее. Однако это правило применимо лишь к тем случаям, когда здания, в которых помещаются мечети, первоначально предназначались не исключительно под мечети. Если же здания эти строились исключительно для мечетей, то такой вакуф должен считаться абсолютным. По мнению Абу Ханифы, когда нижний этаж здания отдан под мечеть, а верхний занят жилищем, нижний этаж должен навсегда остаться под мечетью, потому что мечети принадлежат к таким учреждениям, которые должны существовать вечно, а это требование может лучше быть выполнено нижним этажом, чем верхним. Имаму Мухаммаду приписывается мнение, который будто бы считает, что мечетям должно быть оказываемо предпочтение, а этого нет, когда над мечетью строится другой этаж под жилище или для отдачи внаймы. Известно также, что когда Абу Юсуф отправился в Багдад и увидел тесноту и многолюдство этого города, то нашел, что учреждение вакуфа мечети совместно с жилищем должно считаться законным как когда мечеть помещается в нижнем этаже, а жилище в верхнем, так и в обратном случае. Однако это допущено им лишь из необходимости. То же самое мнение приписывается имаму Мухаммаду после посещения им Раи, и по тем же причинам. Если кто-либо обратит центральную комнату своего дома в мечеть, открыв доступ к ней всем, то такая комната не считается мечетью, а может быть продаваема и наследуема, потому что мечетью считается такое место, относительно которого никто не имеет права прекращения доступа. Мухаммаду же приписывается мнение, что такая комната впоследствии не может быть дарима или наследуема, следовательно, он считает такую комнату мечетью. Абу Юсуф держится того же мнения на том основании, что учредитель желает, чтобы такая комната стала мечетью, а т.к. это невозможно без устройства входа или дороги к ней, то этот вход включается в помещение мечети без особой оговорки. Если кто-либо обратит в вакуф земельный участок для постройки на нем мечети, то это лицо не может впоследствии взять такой участок назад или продать его, а также этот участок не может быть наследуем, поскольку он совершенно отчужден от собственности этого лица и принадлежит единственно Всевышнему. Если местность, в которой выстроена мечеть, придет в запустение или станет ненаселенной, вследствие чего мечеть не будет выполнять своего назначения, то, по мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа, она продолжает существовать как мечеть и не возвращается к своему первоначальному владельцу. По мнению Мухаммада, такая мечеть снова делается собственностью основавшего ее или его наследников, и должна рассматриваться наравне с материалами для постройки данной мечети, но если эти материалы не являются годными для постройки мечети, то они снова становятся собственностью их владельца. Согласно же мнения Абу Юсуфа, если нет применения материалам для постройки мечети, для которой заготовлены, то они должны быть перевезены к другой, строящейся мечети. 4. Учреждение вакуфа с общеполезной целью По мнению Абу Ханифы, если кто-либо построит водоем для общего пользования или караван-сарай для путешественников или передаст земельный участок под кладбище, то его право собственности на них не прекращается до особого, на то, постановления судьи, и он может законно пользоваться этими предметами, т.е. пить из водоема, жить в караван-сарае, быть погребенным на кладбище. Поэтому необходимо, чтобы либо судья издал постановление о полном отчуждении имущества, либо сам учредитель отнес вступление этого акта в силу к моменту своей смерти, чтобы учреждение вакуфа было как завещание. По мнению Абу Юсуфа, право собственности учредителя вакуфа прекращается тотчас с произнесением им слов: «Я сделал это для такой-то цели» (например, погребения, жилища), потому что учреждение вакуфа представляется актом абсолютным, для законной действительности которого нет необходимости в фактической передаче в общественное пользование имущества, обращаемого в вакуф. По мнению Мухаммада, право собственности учредителя вакуфа прекращается, как только кто-либо станет пить воду из водоема или войдет в караван-сарай или будет погребен на кладбище, поскольку такими актами устанавливается фактическая передача имущества, обращаемого в вакуф. И достаточно если это совершит одно лицо. Если учредитель вакуфа, учреждая вышеперечисленные вакуфы, назначит относительно них попечителя, то это одобряется. Хотя, относительно мечетей, некоторые ученые ханафитского мазхаба говорят, что это не действительно, а некоторые говорят, что это действительно, обосновывая это тем, что это необходимо для содержания мечети в порядке и присмотра за ней. Также относительно кладбища, некоторые утверждают, что правовым обычаем не установлено должности попечителя кладбища, а некоторые утверждают, что оно имеет законную силу, хотя и противоречит общепринятому обычаю. Доходами с земель могут пользоваться лишь бедные, пользование же правом пребывания в караван-сарае, правом пить воду из водоема, колодца или источника в равной мере законно как для бедных, так и для богатых. Доводы на это: 1) при обращении в вакуф дохода с чего-либо имеется в виду оказание помощи лишь бедным, а при обращении в вакуф других предметов в равной степени принимаются во внимание удобства, как бедных, так и богатых; 2) утоление жажды и кров в равной степени нужны бедным и богатым, а в помощи деньгами богатые не нуждаются, а бедные нуждаются. Содержание в порядке имущества, переданного в вакуф Обязательно, чтобы доход с имущества, обращенного в вакуф, прежде всего, был направлен на содержание в порядке этого имущества, независимо от того, оговорено это условие учредителем вакуфа или же нет, поскольку непрерывная доходность вакуфа может иметь место лишь при условии постоянного содержания его в порядке, в чем имущество всегда нуждается. Если вакуф учрежден в пользу бедных, с которых не может быть требуема стоимость содержания его в порядке, то необходимые для этой цели издержки должны быть отнесены на доход, с него получаемый. После этого уже получаемый доход направляется на оговоренные цели. Издержки, необходимые для поддержания в порядке вакуфа, могут быть производимы лишь в таком размере, в каком это необходимо для поддержания в первоначальном виде имущества, обращенного в вакуф. Если кто-либо обратит в вакуф свой дом с тем условием, что его сын или кто-либо другой имеет право жить в этом доме в продолжение своей жизни, то ремонт этого дома обязателен для имеющего право временно проживать в нем лица, поскольку пользующийся выгодами должен также нести и расходы. Если это лицо не выполнит лежащего на нем обязательства ремонта по причине отказа или упущения выполнения лежащего на нем обязательства или невозможности вследствие бедности, то судья должен отдать такой дом внаймы и из этой платы произвести необходимый ремонт. После этого данный дом должен быть возвращен лицу, имеющему право жить в нем на основании условий учреждения вакуфа. Этим будут сохранены права обеих сторон, участвующих в акте учреждения вакуфа. Если лицо, в пользу которого учрежден вакуф, отказывается произвести ремонт, то оно не может быть принуждаемо к этому, поскольку совершение ремонта составляет для него убыток. Лицо, временно занимающее вакуфный дом, не может отдать данный дом внаймы, поскольку он не является его собственником, но судья обладает в этом вопросе общим полномочием как доверенное лицо общины. Пришедшие в ветхость или бесполезные строения вакуфа либо составные части их должны быть употребляемы, по распоряжению судьи, на починку этих зданий, если они нуждаются в такой немедленной починке. Если же такая починка не представляется немедленно необходимою, то эти здания и составные части их (строительные материалы) должны быть сохраняемы до тех пор, пока не встретится в них надобности на производство ремонта, в чем здания нуждаются время от времени, для того, чтобы вакуф сохранялся в постоянной исправности и тем достигалась цель, которая имелась в виду при учреждении его. Если составные части пришедшего в ветхость строения настолько испортились, что нет возможности употребить их на починки (например, лес изломался), то на судье лежит обязанность продать их и вырученные от такой продажи деньги употребить на ремонт вакуфа. Но судья не может отдать эти материалы временно проживающим в вакуфных строениях лицам, потому что изломанный лес и прочие строительные материалы являются составными частями самого вакуфа, и на них никто не имеет права, т.к. права лиц, временно занимающих вакуф, заключает в себе лишь права пользования, но не права владения имуществом, обращенным в вакуф[43].
|