Взгляды исламских правовых школ на риба
Как уже было не раз отмечено, в системе взглядов четырех мазхабов на риба имеются некоторые отличия в том, что касается запрета и типов риба при займах. Ученые всех мазхабов едины по пункту «долговой риба» и что каждый заем, который позволяет получить сверх одолженного это и есть риба. Тем не менее, Ибн Хазм аль-Андалуси (994-1064), выдающийся мусульманский правовед и философ халифата в Испании, в своей книге «Аль Мухалля биль Асар» высказывает мнение, что риба не должна быть допущена при торговле, продаже или отсрочке платежа, когда сделка касается следующих шести товаров: золото, серебро, пшеница, ячмень, финики, соль, а при займах и кредитах риба может выплачиваться. Но риба могла не взиматься, в случае если заемщик выплачивал дополнительную сумму поверх основной суммы долга только если договором это не оговаривалось. Как передает Абу Хурайра, Посланник Всевышнего (с.а.в.) сказал: «Лучший из людей тот, кто наилучшим образом возвращает долг». Хадис, в котором говорится: «Золото на золото, серебро на серебро...» породил некоторые разногласия в среде богословов разных мазхабов. Исходя из этого хадиса, смысл риба в рамках шариатского контекста – это незаконная прибыль, полученная в результате обмена двух или нескольких однородных товаров, имеющих одинаковое основание или процесс образования. Различные точки зрения в отношении «риба аль- фадль» и «риба ан-наси’а» представлены ниже. Описанные позиции принадлежат только ханафитскому мазхабу, мнения других мазхабов здесь не представлены. Ханафитская правовая школа (мазхаб) (i) Если происходит равноценный обмен, то по условиям, предметы обмена, принадлежащие к одной и той же группе товаров, должны быть измеряемыми или взвешиваемыми. Например, продажа пшеницы за пшеницу. При сделке «из рук в руки» не допускается получение прибыли, и отсрочка сделки сторонами. (II) Если происходит равноценный обмен, то по условиям, предметы обмена, принадлежащие к разным группам товаров, должны быть измеряемыми или взвешиваемыми. Например, продажа золота за серебро. Не допускается отсрочка сделки, даже если получение прибыли не подразумевалось. (iii) Если происходит обмен равноценных объектов, которые не могут быть измерены или взвешены, но принадлежат к одному и тому же роду предметов обмена. Например, продажа животного за животное. И опять же не допускается отсрочка сделки, даже если получение прибыли не подразумевалось. Доход разрешен при наличии сделки «из рук в руки». (iv) Если происходит обмен равноценных объектов, при котором лишь один из обмениваемых товаров может быть измерен. К примеру, обмен пшеницы на серебро или гранат. Допускается отсрочка сделки и получение прибыли при транзакции «из рук в руки». (v) Если происходит обмен равноценных объектов, при котором лишь один из обмениваемых товаров может быть взвешен. К примеру, продажа золота за пшеницу или айву. Допускается отсрочка сделки и получение прибыли при транзакции «из рук в руки». (vi) Если происходит обмен равноценных объектов, которые не могут быть ни взвешены, ни измерены, вдобавок принадлежат к разным родам товаров. Например, продажа граната за яблоки. Допускается отсрочка сделки и получение прибыли при транзакции «из рук в руки». Наряду с уже приведенными заключениями ханафитской правовой школы о наличии риба в различных ситуациях и видах транзакций, ученые рассматривают вопрос, дозволено ли мусульманам совершать сделки с риба с немусульманами. Мусульманские юристы полагают, что финансовые операции, проводимые мусульманами, могут быть разделены в зависимости от территорий. Первой такой территорией является «дар аль Ислам» (земля или территория Ислама). Она включает в себя страны, где практикуется исламское право и власть находится в руках мусульман. Вторая территория – «дар аль-харб» (территория войны): страны, где законы Ислама не применяются и земля недалека от состояния войны с мусульманами. И последняя – «даль аль-сульх» (земля мирного договора), включает в себя страны, которые заключили мирное соглашение с исламскими странами, не управляются мусульманами, не находятся в состоянии войны. Имам Абу Ханифа (699-767гг., или 80-150гг. по Хиджре) - основатель ханафитской правовой школы заявил о дозволенности мусульманам прибывая на немусульманких территориях торговать на основе риба. Он также признал, что мусульмане могут совершать подобные операции с новообращенными мусульманами из немусульманских стран. Шииты также придерживаются мнения, что при сделках с немусульманами, мусульмане вправе давать риба, но получать риба – незаконно. Оставшиеся три мазхаба – Шафииты, Маликиты, Ханбалиты – не разделяют допущений Ханафисткого мазхаба, и твердо уверены в недопустимости разделения ситуации с риба. Если, по их мнению, риба незаконна на мусульманских территориях, то она имеет тот же статус за пределами; также и в отношении взимания и уплаты риба: эти процессы греховны не только, когда они присутствуют в сделках между мусульманами, но и между мусульманами и немусульманами. Взгляды современных ученых Одна из реформаторских идей в отношении риба принадлежит Шейху Мухаммад Абдо (1849-1905), муфтию Египта. Абдо был человеком с острым умом и открытым сердцем. Многие утверждали, что Абдо издал фетву, разрешающую процентные ставки, которые выплачивались Почтовым Сберегательным Фондом. Однако его последователь и ученик Мухаммад Рашид Ридха отрицал существование данной фетвы, но подтвердил, что у некоторых правительственных чиновников, включая директора почтовой службы, состоялась беседа с Шейхом по данному вопросу. В журнале «Аль-Манар» («Маяк») в декабрьском номере за 1903 год, было опубликовано заявление Шейха Абдо, которое гласило: «Фиксированное ростовщичество не допускается ни при каких обстоятельствах, поскольку Почтовая служба вкладывает средства, принятые от населения без использования кредитной схемы, что позволило бы инвестировать их по правилам товарищества на вере». Но достоверность данного заявления была поставлена под сомнение. Абду Азиз Джевиш высказал иное мнение о дозволенности риба. Он считал, что риба, о которой говорится в Коране – это многократная «риба отложенного платежа», а не проценты по кредитам. Риба по кредитам, по мнению Джевиша, не кораническое понятие, а термин, вышедший из процессуальной нормы. Ридха также обозначил свою точку зрения на ссудный процент, сделав противоречивое заявление о том, что нет ничего незаконного, когда человек берет в долг 100 долларов и пишет расписку на 120 долларов, и что здесь нет абсолютной риба. Ридха считал, что «риба отложенного платежа» возникает при продлении долга в конце срока. Нельзя сказать, что заявления, сделанные Джевишем и Ридха, открыто поощряли мусульман практиковать риба. Мааруф ад-Давалиби, современный мусульманский ученый, полагал, что для производственного кредитования стоит разрешить взимание разумной процентной ставки. Его поддержал другой ученый Шейх Абдул Джалиль Иса. Во время научно-практической конференции по исламской юриспруденции, которая проходила в Париже в 1951 году, ад-Давалиби сказал: «Запретное ростовщичество имеет место в займах потребительского, а не производственного назначения, при которых ростовщики злоупотребляют положением бедняков и обездоленных, изнуряя их наложением ростовщических процентов. В настоящее время, в результате развития экономической системы и создания многих компаний, предоставляющих производственное, а не потребительское кредитование, необходимо понять, какое дальнейшее развитие нам выгодно в условиях того, какие изменения затрагивают цивилизацию».
Сообщается, что один из ведущихся современных мусульманских ученых Абдулла Юсуф Али (1872-1948) сказал: «Наши улемы (мусульманские ученые), древние и современные, проделали большую литературную работу при изучении риба, которая, в основном, исходит из экономических предпосылок в период их жизни, в эпоху расцвета Ислама. Я согласен с учеными по основным моментам, но вынужден выразить свое видение риба. Мое толкование было бы таким: чрезмерная прибыль, приобретенная незаконной торговлей, кредитованием золота и серебра, и необходимыми продовольственными товарами, как пшеница, ячмень, финики и соль (в соответствии с перечнем, упомянутым Посланником). Мое определение включало бы в себя спекуляцию всех видов, но исключало экономические кредиты и создание современной банковской и финансовой системы». На конференции в 1965 году, которая была организованна Исламским исследовательским колледжем Университета Аль-Азхар в Египте, было принято решение о незаконности риба, легшее в итоговую резолюцию, которая повторно подтвердила, что ставки по всем видам кредитов, вне зависимости от их объемов, расцениваются как риба и харам. Решение было призвано положить конец прениям на тему законности процентных ставок, предлагаемых традиционными банками. Махмуд Абу аль-Сауд озвучил спорную точку зрения в отношении «риба аль-фадль». Он считал, что данный тип риба является законным и определил ее как любая договоренность, в рамках которой происходит непосредственный обмен товара на такой же, и когда одна из сторон получает от другой в количественном плане больше того, что было дано этой стороной. Поскольку сделка подразумевает всего лишь обмен или бартер, то она не распространяется на исключения с существенной разницей в обмениваемых товарах. Аль-Сауд привел в пример человека, который хотел обменять финики низкого качества на более качественные. Совершенно очевидно, что при обмене фиников низкого качества окажется больше. Согласно Аль-Сауду данную сделку, можно считать законной и разрешенной. Аль-Сауд строил свои доводы на основании точки зрения одного из первых мусульманских ученых – Ибн Хазма (994-1064 гг. или 384-456 гг. по Хиджре). В противовес Аль-Сауду, муфтий Египта и ректор Университета Аль-Азхар Шейх Мухаммад Саид Тантави заявил, что проценты, выплачиваемые по государственным облигациям не противоречат Исламу. Это заявление вызвало возмущение у многих мусульманских ученых. Кроме того, 12 июля 1989 года Шейх Тантави в газете «Аль-Ахрам» публикует фетву, в которой говорится, что процент по инвестиционным сертификатам, выпущенным банком «Аль-Ахли» (Al-Ahli), не является харамом. В последовавших после еще двух фетвах Шейха Тантави в ноябре 1989 и 1991 годах говорилось о том, что банковский процент дозволен в Исламе. Ранее Шейх издавал фетвы противоречащие более поздним, согласно которым, банковский процент подпадал под категорию «харам». Выводы Ислам запрещает своим последователям получать и давать риба. Запрет данный четко отображается в Коране и хадисах. Исторически практика взимания процентов сложилась в период Шумерской цивилизации, которая продолжилась позже в вавилонский, ассирийский, неовавилонский, персидсий, греческий и римский периоды. Религиозная и философская трактовки имели различные подходы, которые имели отличия, в зависимости от периода цивилизаций. Например, первоначально концепция процента заключалась в том, что это считалось компенсаций за потери, которые несет заимодавец в результате отказа должника погасить долг в конце срока. Сегодня процент – это дополнительная сумма, которая должна выплачиваться заемщиком при погашении своих долгов. Говоря о ростовщичестве, изначально подразумевался процент. Однако когда христиане в 1836 году легализовали ссудный процент, ростовщичество получило статус незаконного процента или ставки, превышающей легальную установленную властями. С точки зрения Ислама, риба подразумевает сумму дополнительного платежа к основной сумме долга, независимо от объема кредита. Иудеям позволялось взимать процент у иноверцев, но было строго запрещено начислять его членам своей общины. Христианам в первое время не было разрешено взимать проценты по кредитам, вплоть до 12 века христианские священники и богословы осуждали тех, кто практиковал процент, слышались угрозы изгнать из Церкви тех, кто участвует в сделках с ссудным процентом. Тем не менее, бурное развитие торговли и коммерции в 12 веке изменило представление о ссудном проценте до такой степени, что некоторые христианские ученые стали считать его вполне законным. В конце концов, дискуссии о концепции процента захватила такие сферы как законодательство, экономика, социум и религия. Со временем ссудный процент был разрешен в христианстве. В Исламе существуют четкие рекомендации, запрещающие мусульманам иметь дело с риба. Запреты содержатся в четырех главах Корана, а также Хадисах. Указанные источники выступают руководством в регулировании экономических отношений, что уберегло мусульманских ученых от довольно сильных конфликтов во взглядах относительно риба. Все ученые пришли к выводу, что риба является незаконным инструментом, вне зависимости от суммы займа и от вида – потребительского или производственного. На сегодняшний день, существует группа ученых и улемов, в частности в Индонезии, утверждащая, что ссудный процент, практикуемый традиционными банковскими институтами не харам. Их аргументация состоит в том, что риба может расцениваться как харам, если величина процента чрезмерно высока, что приводит к плачевному и угнетенному положению должника. Еще две причины для легализации риба – это инфляция, и то, что заем денег создает экономические выгоды. Эти довольно тревожные предположения мусульманских ученых аналогичны с теми предпосылками, которые имелись 500 лет назад, когда христианские ученые легализовали риба. Если подобные идеи продолжат завоевывать умы людей, то в один день все улемы станут утверждать, что риба – халяль, случись такое и уже не будет никакой разницы между исламскими и традиционными банками.
Вопросы для обсуждения: 1. Приведите лексическое и шариатское определение «аль-риба». 2. Приведите доводы из Священного Корана на запретность ростовщичества. 3. Приведите доводы из сунны Посланника Аллаха (с.а.в.), запрещающие и осуждающие ростовщичество и ссудный процент. 4. Приведите пример сделки, основанной на рибе. 5. Укажите различные виды рибы, подробно разъяснив каждый из них. 6. Зейд продал 20 кг фиников за 25 кг фиников худшего качества. Будет ли это рассматриваться как риба? Если да, то к какому виду рибы это относится? 7. Что означает «риба аль-фадль»? 8. Что означает «риба аль-насиа»? 9. Приведите свой собственный пример рибы аль-насиа. 10. Приведите свой собственный пример рибы аль-фадль. 11. Почему рибу рассматривают как средство закабаления, угнетения? 12. Какие есть виды ростовщичества? 13. Какие доводы предлагали античные философы, аргументировавшие аморальность ростовщичества? 14. В какой религии предоставление займов под проценты для иноверцев разрешено? 15. Приведите положения из Ветхого Завета, запрещающие ростовщичество. 16. Когда в христианском мире был снят запрет с ростовщических операций? 17. С какими категориями граждан и где ханафиты допускают осуществление ростовщических операций? 18. Кто из поздних мусульманских ученых разрешал процент и при каких обстоятельствах? 19. Какую альтернативу ссудному проценту вы бы предложили для стимулирования развития производства? 20. В чем отличие традиционных и исламских банков?
|