Студопедия — Исламский взгляд на риба
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исламский взгляд на риба






В прошлом, среди мусульманских ученых были споры в отношении того, что именно подразумевается под арабским термином риба – процент или ростовщичество. В данном случае, «процент» будет рассматриваться как деньги, выплачиваемые по фиксированной ставке (обычно выраженные в процентах) по конкретному займу. Под «ростовщичеством» здесь подразумевается акт ссуживания денег под чрезвычайно высокие проценты, которые, как правило, являются незаконными. Исходя из этих определений, очевидна разница в значениях терминов «процент» и «ростовщичество», что позволило некоторым ученым полагать, что Ислам запретил ростовщичество, а не ссудный процент. Они утверждали, что проценты, начисляемые по займам на инвестирование в производственную деятельность, не противоречат Корану; что запреты, содержащиеся в Коране, относятся к ростовщичеству при выдаче непроизводственных займов, которые преобладали в доисламские времена, когда люди не были знакомы с производственным займом и их влиянием на экономическое развитие.

Мусульманские ученые и улемы пришли к консенсусу по поводу того, что термин риба включает в себя как ссудный процент, так и ростовщичество. Такое решение означает, что в исламском праве нет категорий приемлемой риба и чрезмерной риба. «Риба» считается таковой вне зависимости от рассматриваемой суммы. Исламский исследовательский колледж при Университете Аль-Азхар в Египте, на своей второй ежегодной конференции в 1965 году обсудил вопросы, связанные с риба и банковскими операциями. В принятой резолюции говорилось о том, что процент, взимаемый банками по всем видам кредитов, является риба, независимо от вида кредита – потребительского или производственного или от суммы. Все виды ссудного процента без исключения считаются харамом, т.е. незаконными.

Запрет на риба

Мусульманам запрещено иметь дело с риба. Исламский ученый Ахмед Зиауддин утверждал, что не должно быть двух мнений в отношении категоричного запрета на риба в Исламе. Однако суждения могут различаться исходя из области применения и масштабов риба. Запрет на риба встречается не только в аятах Корана, но и в ряде хадисов. Пророк Мухаммад (с.а.в.) ясно осудил тех, кто взимает и дает риба.

Запрет на риба в Коране

Запрет на риба в Коране посылался постепенно и появляется в четырех коранических откровениях: первое откровение в суре «Румы» аят 39, второе – в суре «Женщины» аят 61, третье – «Семейство Имрана» аяты 130-132, и четвертое – в суре «Корова» аяты 275-281. В суре «Румы» Всевышний говорит: «Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счет чужого богатства, не приумножатся у Аллаха. Приумножен для вас будет закят, который вы раздаете, стремясь к Лику Аллаха» (Коран, 30: 39).

Первое откровение было ниспослано в Мекке в то время, когда в городе процветал бизнес и торговля. Торговцы не только активно участвовали в импорте/экспорте/транзите товаров, но также в займах под проценты, спекуляционных и рисковых финансовых сделках. Подобные мероприятия позволяли торговцам зарабатывать, пока они ожидали возврата или отправления груженых караванов. Вовлеченность торговцев в сделки с риба считалось причиной, по которой Пророку (с.а.в.) было ниспослан этот аят. Данный аят налагает строгий запрет на взимание риба. Мусульмане должны получать прибыль исходя из приложенных усилий, а не за счет эксплуатации других. Использование своих ресурсов, талантов или возможностей во благо тех, кто нуждается, позволяет построить доброжелательное отношение к ближнему, за чем последует высокая награда.

Далее Всевышний в суре «Женщины» говорит: «А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей. Для неверующих из них Мы приготовили мучительные страдания» (Коран, 4: 161).

По данному второму откровению, ниспосланному Всевышним в Медине, у мусульманских ученых возникло сомнение относительно того, касается ли запрет на риба мусульман или же иудеев. Историк Ближнего Востока профессор Филиппа Хитти высказал мнение о том, что запрет обращен к евреям Медины, исходя из предшествующего аята той же суры:

«За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали (или часто сбивали людей) с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им» (Коран, 4: 160).

Салех Набил опровергает мнение Филиппа Хитти по двум причинам: во-первых, риба практиковалась в то время, когда Пророк (с.а.в.) еще жил Мекке, а евреев в этом городе было очень мало; во-вторых, евреи Медины в тот период были, в основном, вовлечены в сельскохозяйственный сектор, а не в коммерческий. По словам Салеха, среди практикующих риба были «мухаджиры» - мекканские мусульмане, переселившиеся с Пророком (с.а.в.) в Медину, а среди «ансаров» - кто принял переселенцев у себя в Медине - ростовщики. В качестве аргумента Салех использовал следующее заявление, сделанное Абу Хурайрой и Абдуллой ибн Саламой – сподвижниками Пророка (с.а.в.). Рассказал Абу Хурайра: «Вы люди говорите, что Абу Хурайра рассказывает много высказываний пророка Аллаха, и вы удивляетесь, почему мухаджиры и ансары не делают того же, что и Абу Хурайра. Мои братья мухаджиры были заняты на рынках, в то время как я держался вместе с посланником Аллаха и этим довольствовался мой живот; и я обычно присутствовал, когда они отсутствовали, и я обычно вспоминал, когда они забывали, а мои братья ансары были обычно заняты их собственностью, в то время как я был беднейшим человеком Суффы. Я обычно вспоминал рассказы, которые они забывали».

Абдулла ибн Салам сообщил, что практика риба была широко распространена в Медине, и изучение ее началось после смерти Пророка (с.а.в.) и после изгнания евреев из Медины.

В суре «Семейство Имрана» аятах 130-132 говорится: «О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере и бойтесь Аллаха, - быть может, вы преуспеете. Бойтесь Огня, который уготован неверующим. Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, - быть может, вы будете помилованы» (Коран, 3: 130-132).

Вышеприведенный запрет был ниспослан Всевышним вследствие битвы при Ухуде в 625 году или на третьем году хиджры. Аль-Фахр Ар-Рази (1149-1209) - видный мусульманский ученый видел две возможные причины ниспослания этих аятов. Во-первых, возможно, что эти аяты связаны с предыдущими, в которых говорится о том, что «мушрики» (многобожники) добыли деньги для своего войска, участвовавшего в битве против мусульман, через риба. Вторая причина заключается в том, что мусульмане могли использовать риба для финансирования своей борьбы с многобожниками.

Данные аяты обозначают запретность всех видов рпба. Но слова «в многократно умноженном размере» заставили мусульманских правоведов поразмыслить. Некоторые сочли, что запрет в данном контексте будет касаться только той риба, которая подверглась многократному умножению. Но, все же, большинство известных ученых приняли решение считать, что величина риба не имеет никакого значения, когда идет речь о запретности и греховности этого действия.

Саййид Кутб в своей книге «Под сенью Корана» высказал мнение, что используемые термины определяют не более чем положение дел, а не условия наложения запрета. Между тем, шейх Мухаммад Абду (1849-1905), известный египетский ученый, выдвигает версию, что сумма капитала, которая увеличивается так, что с одолженных 100, возвращаешь себе 200, не является условием ростовщичества; но ростовщичеством появляется при многократном увеличении суммы.

Шейх Махмуд Шалтут (1893-1963), выдающийся египетский правовед и один из ректоров Университета Аль-Азхар, также считал, что только чрезмерная риба запрещена Кораном. По его словам, Всевышний говорит о многократном увеличении, дабы подчеркнуть и осудить правонарушения. Доктор Сами Хомуд объяснил, что риба доисламской эпохи не подразумевала получения 200 из 100, но имелось ввиду различие в возрасте верблюдов, отданных взаймы.

В суре «Корова» аятах 275-281 Аллах говорит: «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это – потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно. Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников. Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали намаз и выплачивали закят, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены. О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо. Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали! Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо» (Коран, 2: 275-281).

Приведенные выше аяты были ниспосланы в Таифе, когда миссия Пророка (с.а.в.) была практически завершена. Они очень решительно осуждают практику риба. В аяте 275 Всевышний ясно указывает на разницу между торговлей и риба – лихоимством, и что торговля является разрешенным ремеслом, а взимание риба – запрещено. Что касается предупреждения о том, что «Те, которые пожирают лихву, восстанут», некоторые мусульманские ученые считают, что это обращение может быть справедливо по отношению к тем, что взимает риба и уточняет их положение в Судный день. Другие полагают, что говорится о людях, участвующих в сделках с риба и о том, что они столкнуться с проблемами в этой жизни.

Аяты 276 и 277 суры «Корова» проясняют, что Всевышний не оказывает своей благосклонности тем, кто взимает риба и может уничтожить имущество, в котором присутствует элемент риба. Наказание ожидает всех – того кто начисляет и того, кто дает риба. Далее Всевышний напоминает, что мусульмане должны отказаться от сделок с риба, которые были заключены еще в доисламские дни.

Приведенные аяты служили серьезным предупреждением мусульманам, которые не должны иметь дело с риба. Верующим следует требовать только основную сумму долга от заемщиков, и они должны обходиться со своими должниками честно и справедливо. В случае если должник не в состоянии оплатить свой долг, то заимодавец имеет два альтернативных варианта решения проблемы: продлить срок погашения или простить долг. Аят 280 говорит о том, что из двух вариантов предпочтительнее проявить милосердие и простить должнику его долг. В суре «Ночной перенос» аяте 72 Всевышний предупреждает, что ослушание Его наказов имеет последствия как в этом мире, так и в жизни вечной: «А кто слеп в этом мире, тот будет также слеп в Последней жизни и окажется еще более заблудшим» (Коран, 17: 72).

Запрет на риба в хадисах

Нужно отметить, что Коран не дает толкование понятию риба, и не раскрывает всех деталей. Коран, являясь универсальным и фундаментальным проводником для всех мусульман, осуждает риба в четырех сурах. Хадисы, со своей стороны, являются источником информации, через которые мусульмане получают дополнительные разъяснения и подтверждения канонов Корана. Есть некоторое количество хадисов, которое обращено к риба. Иногда, в зависимости от передатчика, хадисы могут различаться. Хадисы, упоминающие риба, можно разделить на три категории: указывающие, пояснительные и напоминающие хадисы. Указывающие хадисы предупреждают мусульман о запретности любых операций с элементами риба, пояснительные – это хадисы, которые изъясняют виды риба и обстоятельства торговли, порождающие риба. Напоминающие хадисы описывают последствия для тех, кто связан с риба. Такое разделение хадисов, конечно, не является безусловным – вполне возможно, что некоторые хадисы находятся одновременно в более чем одной категории. К примеру, в хадисе, который говорит: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу...» Примеры хадисов, имеющие отношение к риба представлены ниже.

Указывающие хадисы

1. «Если они согласятся, то это хорошо для них, в противном случае предупреди их о войне».

Данный хадис был взят из письма Пророка Мухаммада (с.а.в.) Атабу ибн Усайду – правителю Мекки, когда племя Сакиф потребовало возврата долга племенем Бани Мугира.

2. «О люди, также, как вы почитаете священными этот месяц, этот день, этот город, так же священны и неприкосновенны для вас кровь ваша, ваше имущество и честь. Возвращайте отданное вам для хранения, их законным владельцам. Не травмируйте никого, чтобы никто не мог травмировать вас. Помните, что вы действительно встретите вашего Господа, и что Он, поистине, даст вам расчет за ваши деяния. Аллах запретил вам заниматься ростовщичеством, поэтому от всякого обязательства процента вы впредь будете отказываться. Ваш капитал, однако, принадлежит вам. Не чините никому несправедливости – и несправедливость минует вас. Аллах запретил ростовщичество, и я начинаю с того, что отменяю всякий процент, касающийся Абу Аббаса Ибн Абдельмутталиба [дяди Пророка]. Воистину, отменяю полностью..»..

Данный хадис является частью последней проповеди Пророка Мухаммада (с.а.в.), которая была произнесена им во время Хаджа года 632 н.э., на девятый день Зуль Хиджа, 12-й месяц лунного года, на Арафа.

3. Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я был свидетелем того, как мой отец, который купил раба, умевшего пускать кровь, велел сломать его инструменты. Я спросил его о причине этого, и он сказал: «Пророк, с.а.в., запретил брать деньги за собаку и за кровь, и он запретил женщинам как заниматься нанесением татуировок (другим), так и делать татуировки себе, (и он запретил) как брать деньги у ростовщиков, так и заниматься ростовщичеством, и он проклял создающих изображения».

4. Абу Хурайра и Абу Сайд передали, что: «Посланник Аллаха, воздвиг ансара (утвердил в качестве своего представителя), соплеменника (племени) Бану Адий (в этом племени), и назначил его ответственным за Хайбар, и вот тот прибыл с вялеными толстобокими финиками (сорта джаниб), Посланник Аллаха, спросил его: «Все ли финики Хайбара таковы?». Тот ответил: «Клянусь Аллахом, нет, о посланник Аллаха. Мы берем один са таких (фиников) за два са (других), а за два са (таких) мы отдаем три са (других)». Тогда посланник Аллаха, с.а.в., сказал: «Не делай так, (но) продавай (финики разных сортов) за дирхемы, а потом покупай за дирхемы толстобокого (сорта джанию)».

Поясняющие хадисы

1. Передал Ибн Шихаб:

«Малик Ибн Авс ал-Хидсан рассказывает, что однажды он хотел поменять дирхамы и выйдя к людям сказал: «Кто поменяет мне эти дирхамы?» В ответ на это Талха Ибн Убайдуллах, находившийся возле Умара, сказал: «Покажи нам свое золото и принеси нам, мы возьмем его, а когда придет наш слуга, мы дадим тебе деньги». В ответ на это Умар сказал: «Нет, клянусь Аллахом. Ты либо непременно дашь ему деньги, либо верни назад его золото. Ибо Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «(Обмен) золота на золото является ростовщичеством, если только (золото не передается из рук в руки в равных количествах), и (обмен) пшеницы на пшеницу является ростовщичеством, если только (пшеница не передается из рук в руки в равных количествах), и (обмен) фиников на финики является ростовщичеством, если только (финики не передаются из рук в руки в равных количествах), и (обмен) ячменя на ячмень является ростовщичеством, если только (ячмень не передается из рук в руки в равных количествах)».

2. Передают со слов Умара бин аль-Хаттаба, что посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «(Обмен) золота на золото является ростовщичеством, если только (золото не передается из рук в руки в равных количествах), и (обмен) пшеницы на пшеницу является ростовщичеством, если только (пшеница не передается из рук в руки в равных количествах), и (обмен) фиников на финики является ростовщичеством, если только (финики не передаются из рук в руки в равных количествах), и (обмен) ячменя на ячмень является ростовщичеством, если только (ячмень не передается из рук в руки в равных количествах)».

3. Абу Сайд Аль-Худрия сообщил, что: «Посланник Аллаха, сказал: «Не продавайте золото за золото, а только одинаковое за одинаковое! И не делайте одно отличным от другого! И не продавайте монету за монету, а только одинаковую за одинаковую! И не делайте одну отличной от другой! (В оригинале здесь употреблено слово «варак». переводимое буквально как «лист», т.е. лист драгметалла, имеется ввиду серебряная монета - п.п.) И не продавайте отсутствующий (драгметалл) за готовый (к продаже)».

4. Передано со слов Абу Салиха аз-Заййата, что он слышал, как Абу Саид аль-Худри сказал: «(Дозволено продавать) динар за динар и дирхем за дирхем». (Абу Салих) сказал: «Я сказал ему: «А Ибн Аббас говорит другое». Абу Саид сказал: «Я спросил его: «Ты слышал это от Пророка, с.а.в., или нашел в Книге Аллаха?» (Ибн Аббас) сказал: «Я ничего подобного не утверждаю, а (кроме того), вы знаете о посланнике Аллаха, с.а.в., больше, чем я, но Усама сообщил мне, что Пророк, с.а.в., сказал: «(Суть) ростовщичества только в отсрочке и состоит».

5. Передал Абу Саид Аль-Худрий: «Билял принес Пророку (с.а.в.) качественные финики и Посланник Аллаха (с.а.в.) спросил его откуда он взял эти финики. Билял ответил: «Наши финики испортились, и я продал их по два са за один с тем, чтобы угостить Пророка». В ответ на это Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Именно это и есть ростовщичество, Не делай так. Когда захочешь купить финики, продай свои иным образом, а затем купи то, что хочешь».

6. Абу Бакр передал, что посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Не продавайте ни золота за золото, если только равное (количество не обменивается) на равное, ни серебра за серебро, если только равное (количество не обменивается) на равное, что же касается (продажи) золота за серебро и серебра за золото, то (можете) продавать (одно за другое) как хотите».

7. Убада бин аль-Самит передал, что Посланник Аллаха (с.а.в.) говорил: «Золото должно оплачиваться золотом, серебро серебром, пшеница пшеницей, ячмень ячменем, финики финиками, и соль солью, подобное за подобное и равное за равное, и плата должна быть тут же. Если разновидность отличается (т.е. не подобное за подобное), продавайте как хотите, если плата внесена сразу же из рук в руки».

8. Передается от Абу Саида Аль-Худрий, что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль, равномерно и наличными. Если добавить или сбавить, то это будет ростовщичеством, нет разницы между берущим и дающим».

9. Абу Хурайра передал, что Пророк (с.а.в.) сказал: «Золото за золото (можно продавать только так): один вес за точно такой же его вес, равносвойственное за равносвойственное. И серебро за серебро: один вес за точно такой же его вес, равно-свойственное за равносвойственное. А если кто добавит или возьмет сверх этого, то это уже ростовщичество».

10. Бухарий передает от Сулайман Ибн Абу Муслима, что Абу Аль-Минхаль сказал: «Я и мой партнер купили некую вещь за наличный расчет и в кредит. К нам пришел аль-Бараа Ибн Азиб и мы спросили его, а он ответил: «Я и мой компаньон Зайд Ибн Аркъам сделали тоже самое, и когда мы спросили Посланника Аллаха (с.а.в.) об этом, он ответил нам: «Возьмите то, что вы взяли за наличный расчет, а что в кредит - верните».

Напоминающие хадисы

1. Самура бин Джундаб сообщил, что Пророк Аллаха (с.а.в.) сказал: «В эту ночь я видел сон: два человека пришли ко мне и взяли меня на святую землю, откуда мы двинулись дальше, пока не пришли к реке крови, где стоял человек, а на берегу стоял еще один человек, держа камни в руке. Человек, который находился посередине реки, пытался выбраться, но другой бросал камень ему в рот и возвращал его снова на место. Всякий раз, когда первый пытался выбраться, другой бросал камень ему в рот, чтобы тот не сдвинулся с места, и я спросил: «Кто это?». Мне ответили: «Человек в реке – тот, кто совершал риба».

2. Сообщается, что Ибн Масуд, сказал, что: «Посланник Аллаха (с.а.в.) проклял берущего в долг у ростовщика и занимающегося ростовщичеством. Я спросил о том, кто записывает их и о двух свидетелях. Он сказал (передатчик): Мы пересказываем только то, что слышали».

3. Джабир сказал, что: «Проклял Посланник Аллаха дающего риба, берущего, пишущего и двух свидетельствующих за него, и сказал: «Все они равны».

4. Передал Абу Хурайра, что Пророк (с.а.в.) сказал: «В ночь моего вознесения на седьмом небе я услышал гром и молнию и увидел людей, утробы которых стали домами змей и скорпионов, и я спросил: «Кто эти люди, о Джибрил?», и тот ответил: «Это те, которые кушали риба».

5. Абдаллаха бин Ханзаля передал, что посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Один дирхем, полученный человеком за счет ростовщичества, перевешивает собой тяжесть греха того, кто совершил прелюбодеяние тридцать шесть раз».

6. Абу Хурайра сообщил, что Пророк (с.а.в.) говорил: «Аллах не позволит войти в Рай четырем (т.е. четыре категории людей) или почуять его аромат: тому, кто все время пьет алкоголь, тому, кто совершает Риба, тому, кто посягает на имущество сироты без права на это и тому, кто плохо относится к родителям».

7. A6y Хурайра передал, что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Риба имеет 70 частей, самая наименьшая приравнивается к совокуплению (прелюбодеянию) с собственной матерью».

8. Переданно Абу Хурайрой, что Пророк (с.а.в.) сказал следующее: «Настанет время, сказал он, когда будет невозможно найти ни одного человека, который не был бы задействован в Риба. И если кто-то утверждает, что он не задействован в Риба, то, наверняка, «испарения» Риба (иными словами, «пыль» Риба) настигнет его».







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 1136. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия