Студопедия — История развития конфликтологической мысли
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История развития конфликтологической мысли






 

Первые попытки теоретического анализа социальных и поли­тических конфликтов предпринимались в VI — IV вв. до н. э. многими мыслителями древности: Конфуцием, Гераклитом. Со­кратом, Платоном. Аристотелем и др.

Конфуций (Кун Цзы, 551 — 479 гг. до н. э.) – знаменитый фило­соф и педагог Китая, один из основателей философско-этической концепции государства. Стабильность в обществе и порядок в го­сударстве, по мнению Конфуция, могут быть обеспечены лишь при строгом соблюдении каждым своих прав и обязанностей.

Идеи добродетели, справедливости и гуманности — важней­шие в этическом учении Конфуция. Он считал, что интересы го­сударства не должны противоречить интересам народа и что вся­кое насилие над человеком неминуемо вызовет в нем столь же сильное противодействие. По его мнению, богатство государства измеряется богатством его подданных, и нельзя допускать чрезмерного имущественного неравенства, которое чревато общест­венными потрясениями.

Гераклит (конец VI— начало V в. до н. э.) — древнегреческий философ-диалектик, высказавший идею непрерывности всех из­менений («все течет, все изменяется»). Он считал, что изменения происходят через борьбу противоположностей — «все происходит через борьбу и по необходимости».

Сократ (469347 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, принципиальный сторонник законности и моральной политики. Первым в истории он сформулировал идею разрешения возни­кающих между индивидом и государством конфликтов посредст­вом договорных отношений. Так, если гражданин, достигший со­вершеннолетия, не согласен с действующими в государстве по­рядками, то он вправе покинуть пределы государства со всем своим имуществом. Но остающиеся граждане должны выполнять все веления государства и его органов.

Платон (427—347 гг. до н. э.) — выдающийся древнегрече­ский философ, один из величайших мыслителей в истории чело­вечества.

Развивая идеи Сократа о различных формах государственно­го устройства, Платон выделяет неправильные формы власти: тимократию (власть честолюбцев), олигархию, демократию и ти­ранию. К правильным формам он относит монархию и аристо­кратию.

В противовес всем этим формам Платон выдвигает и описыва­ет теорию идеального государства. Согласно этой теории власть в идеальном государстве должна принадлежать философам, так как только им доступны истинные знания и добродетель. Второй соци­альный слой в идеальном государстве составляют стражи и воины, которые охраняют государство. Третий слой — крестьяне и ремес­ленники, обеспечивающие материальный достаток государства. При этом каждый должен заниматься своим делом, тогда все в го­сударстве преисполнятся «благополучием и радостью».

По мнению Платона, люди, находящиеся у власти, должны подчиняться законам даже с большей готовностью, чем те, кто подчиняется этой власти. Власть деспота развращает и поработи­телей, и порабощенных. Поэтому борьба с деспотизмом — пер­вейшая задача людей.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) — выдающийся древнегрече­ский философ, ученик Платона, воспитатель Александра Максдонского. Аристотель одним из первых в научной теории пред­принял попытку описания социальной структуры реального об­щества. Он делил общество на три сословия: высшее, среднее и низшее. При этом в качестве важнейших источников возникаю­щих в обществе конфликтов и распрей Аристотель называл иму­щественное неравенство людей и неравенство получаемых ими почестей. Он был противником чрезмерной концентрации богат­ства в руках олигархов и считал, что они всегда стремятся узурпи­ровать власть и деньги. Он был против чрезмерной нищеты, так как считал, что она ведет к возмущениям и борьбе за передел соб­ственности. Источником социальной стабильности Аристотель считал людей среднего достатка: чем больше таких людей в обще­стве, тем более стабильно оно развивается. А политическую ста­бильность в идеальном государстве должны обеспечивать пра­вильные законы.

В Средние века социально-политическая мысль развивалась в тесном взаимодействии с религией. Но если в период язычест­ва религия по сути сливалась с государством и их функции не­просто было разграничить, то в эпоху Средневековья христиан­ство стало претендовать на некую особую роль в обществе и го­сударстве. Так, например, один из создателей христианской политической теории, Августин Аврелий (354 — 430), резко проти­вопоставляет церковь и государство: «град божий» и «град зем­ной». Град земной включает в себя дьявольскую волю, становил­ся общественным тираном. Истинное же государство, по мне­нию Августина, будет реализовано только после второго пришествия Христа, когда произойдет окончательное отделение праведных от грешных.

Государство рассматривается Августином как часть универ­сального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Для совершенствования государственного управ­ления Августин предлагает идеи обновления града земного в рус­ле христианской добродетели и гуманизма. Тем самым подчерки­валась особая роль церкви в решении общественных и политиче­ских проблем.

Более реалистическую концепцию государственного и обще­ственного управления разрабатывал другой известный религиоз­ный деятель и мыслитель — Фома Аквинский (1224 — 1274). Он значительно обогатил религиозную концепцию государства. В ре­зультате долгих поисков и переосмыслений различных теорий он пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность. Оно не только сохраняет мир, но и является выражением божест­венного и предвидения и воли Всевышнего во имя людей.

В работе «Сумма теологии» Аквинский рассматривает вечное, божественное, естественное и позитивное право.

1) Вечное право — это мудрость Бога, оно направляет все раз­витие мироздания. От него происходят все другие, более ограни­ченные формы права.

2) Божественное право (заповеди) — дополнительное руко­водство к естественному праву.

3) Естественное право — это присущие всем нормальным лю­дям стандарты истины и справедливости.

4) Позитивное право — это вводимые государством законы, которые не позволяют людям делать зло и нарушать мир. Пози­тивный закон, подчеркивал Аквинский, вводится согласно разу­му. Это означает, что и монарх подчиняется разуму и естествен­ному праву, как любой человек.

Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву, и разуму, то оно незаконно и является иска­жением права. Только в данном случае Аквинский признавал правомерным выступление народа против монарха. В иных слу­чаях оно является смертным грехом.

Разложение феодальных отношений и развитие новых буржу­азных (XVI—XVII ив.) способствовали освобождению социаль­но-политических идей от влияния религии. В наиболее развитых странах Западной Европы постепенно формируется и утверждает­ся гражданская концепция политической (конфликтологической) мысли. Осознание того, что люди сами создают социальные ин­ституты и решают возникающие проблемы, было поистине рево­люционным. Так, например, выдающийся итальянский мысли­тель и политический деятель Никколо Макиавелли (1469—1527) считал, что государство не божий промысел, а дело рук человека. Поэтому не Бог, а человек является центром Вселенной.

В своих произведениях Макиавелли уделяет значительное внимание проблемам возникновения, предупреждения и разре­шения разных конфликтов. По его мнению, стабильные или кон­фликтные периоды в обществе возникают в результате тех или иных отношений между людьми, между правителями и поддан­ными. Цель этих отношений — обеспечение порядка, незыблемо­сти частной собственности и безопасности личности. Для этого «мудрые государи принимают все меры к тому, чтобы не ожесто­чать знать и быть угодным народу».

Макиавелли одним из первых предпринял попытку теорети­ческого обоснования целесообразности применения в политиче­ском конфликте для достижения цели любых средств, в том числе и аморальных (цель оправдывает средства). Тем самым он вошел в историю как апологет (защитник, приверженец) беспринцип­ной политики.

Развивая теорию светского происхождения государства, вы­дающийся английский философ Томас Гоббс (1588—1679) описы­вает состояние хаоса и всеобщего конфликта («войны всех против всех»), в котором пребывали люди в догосударственном (естест­венном) состоянии. В качестве основных причин возникновения конфликтов, характерных для естественного состояния людей, Гоббс называет следующие: «во-первых, соперничество: во-вто­рых, недоверие; в-третьих, жажда славы».

По мнению Гоббса, во-первых, хищность и жестокость чело­века превосходит даже хищность и жестокость волков и медведей, ибо человек «голоден, даже будучи сытым». Во-вторых, «причина взаимного страха лежит отчасти в природном равенстве людей, отчасти в их желании вредить друг другу». В-третьих, все люди стремятся к славе и из-за этого также конфликтуют.

Каждая их трех указанных причин порождает соответствую­щие конфликты. «Люди, движимые первой причиной, употребля­ют насилие, чтобы сделаться хозяевами личности, жен, детей и скота других людей; люди, движимые второй причиной, упот­ребляют насилие в целях самозащиты; третья же категория людей прибегает к насилию из-за пустяков, из-за славы, улыбки, из-за несогласия во мнениях и из-за других проявлений неуважения непосредственно ли по их адресу или по адресу их родни, друзей, их нации, их сословия или их имени».

Итак, Гоббс видит основные причины социальных конфлик­тов преимущественно в субъективных свойствах и качествах чело­века, а не в объективно складывающихся отношениях.

В поисках выхода из всеобщей войны люди заключали обще­ственный договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государства. Отныне государство стано­вится главным арбитром и судьей, разрешающим конфликты и определяющим, кто прав, а кто виноват в том или ином кон­фликте.

Таким образом, по мнению Гоббса, люди нашли универсаль­ный способ (механизм) разрешения существовавшего в догосударственном состоянии всеобщего конфликта.

Другой английский философ и политик, родоначальник либе­рализма Джон Локк (1632—1704), развивая теорию общественного договора, впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество и государство, и поставил личность выше общества и государства. В конфликте общество — государство Локк отдаст доминирующее положение обществу, которое может создать дру­гую структуру государственной власти, если существующая его не удовлетворяет. А во взаимодействии личностьобщество должен соблюдаться приоритет индивидуальных прав и свобод. По мне­нию Локка, если будут защищены права каждого отдельного че­ловека, то и в обществе в целом будут соблюдаться законность и порядок.

Один из родоначальников классической буржуазной полити­ческой экономики, Адам Смит (1723—1790), делил современное ему общество на три класса: капиталистов, крупных землевладель­цев и наемных рабочих. Экономические противоречия между эти­ми классами естественным образом порождают социальные кон­фликты. Поэтому классовые конфликты, по мнению Смита, им­манентно присуши буржуазному обществу. Многие выводы и положения в работах Смита стали одним из теоретических ис­точников политической экономии марксизма.

В XIX в. ведущим направлением в социологии становится по­зитивизм (лат. positivus — положительный). Позитивизм был сво­его рода реакцией на захлестнувшие Европу в конце XVIII—нача­ле XIX в. революции, войны и другие социальные конфликты. В основе позитивизма лежали идеи эволюционного развития общества, исключающие социальные революции и классовую борьбу. Мировоззренческие установки социологического позити­визма были сформулированы Сен-Симоном и нашли свое даль­нейшее развитие в трудах О. Конта, Дж. Милля, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и др.

Родоначальник социологии, выдающийся французский фи­лософ и социолог Огюст Конт (1798—1857) считал, что позитив­ная социология позволяет понять (выявить) возможные причины конфликтов и не допустить их возникновение или найти пра­вильные способы их разрешения. По мнению Конта, человече­ское познание проходит три сменяющих друг друга состояния: теологическое, метафизическое, позитивное. В первых двух стади­ях познание носит спонтанный характер и не имеет достаточных научных оснований. Третья позитивная стадия основывается на точной оценке существующей реальности. Поэтому позитивная социология способна дать позитивные (положительные) ответы на самые насущные вопросы времени и указать обществу эволю­ционный путь развития, исключающий социальные катаклизмы, революции и конфликты.

Конт вводит в научный оборот понятие «консенсус», кото­рый, по его мнению, является главным принципом научной со­циологии, выражающим формы социальной солидарности.

Английский ученый Герберт Спенсер ( 1820—1903) сравнивал общество с биологическим организмом, каждый «орган» (соци­альный институт) которого выполняет определенную функцию и тем самым способствует функционированию всего общества. При этом социальные конфликты и революции Спенсер рас­сматривал как болезнь, как явление, разрушающее единство со­циальной системы. При этом он признавал экономическую кон­куренцию и отводил ей ту роль, какую играет естественный от­бор в теории Дарвина. Принципиально иных взглядов на социально-политическое развитие общества и на природу соци­ально-политического конфликта придерживался выдающийся немецкий ученый Карл Маркс (1818—1883). В основу своего уче­ния он положил разработанный им принцип исторического ма­териализма, в соответствии с которым общество в своем раз­витии поэтапно проходит пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, ка­питалистическую и коммунистическую. В трех средних форма­циях общество делится на два основных антагонистических по отношению друг к другу класса, между которыми постоянно идет классовая борьба. Смена одной общественно-экономиче-СК9Й формации на другую происходит в результате социальной революции. Поэтому состояние переменного социально-поли­тического конфликта в классовом обществе Маркс считал впол­не естественным и неизбежным явлением, а революцию — локо­мотивом истории.

Известный французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм (1858—1917) считал, что современному обществу присуща органическая солидарность (в отличие от механической солидар­ности, свойственной архаичному обществу), обусловленная раз­делением труда и обменом продуктами человеческой деятельно­сти. Следовательно, все члены общества находятся в «органиче­ской» (функциональной) зависимости друг от друга. Поэтому солидарность Дюркгейм рассматривал как высший моральный принцип и универсальную ценность. В отличие от К. Маркса, он считал, что антагонизм труда и капитала является отклонением от нормы, которое возникает в результате недостаточного согласова­ния интересов между различными классами общества.

Решающую роль в деле социальной интеграции Дюркгейм от­водил идеалам и верованиям (коллективным представлениям). Однако коллективные представления могут ослабеть, особенно в пе­риоды быстрых общественных преобразований, когда привычные нормы морали и права устаревают, а новые еще не успевают обес­печить равновесие различных интересов. В такие переходные пе­риоды в обществе может возникнуть аномия (от франц. anjmie — беззаконие, безнормность) — такое состояние, в котором значи­тельная часть его членов не соблюдает общепринятых норм. Тер­мин «аномия» был введен Дюркгеймом для обозначения кризис­ных и переходных состояний в развитии общества.

Основными причинами аномии являются: неопределенность индивида в изменяющихся условиях, упадок моральной регуля­ции, индивидуальный эгоизм. Решить проблемы аномии и по­рождаемых ею социальных конфликтов, по мнению Дюркгейма, можно путем утверждения нравственности и регулирующими действиями общества, которые способны «умерять индивидуаль­ный эгоизм» и «эгоизм групп».

Польско-австрийский социолог и правовед, представитель социального дарвинизма Людвиг Гумплович (1838—1909) рассмат­ривал человеческую историю как «естественный процесс», а со­циальные законы как разновидность законов природы. Он считал социальные конфликты универсальным фактором социального развития, за что подвергался справедливой критике представите­лями иных позиций.

В работе «Расовая борьба» (1882) Гумплович ввел в научную теорию понятие «этноцентризм», которое впоследствии разра­батывалось У. Самнером и вошло в понятийный аппарат мно­гих наук.

По мнению Гумпловича, поведение индивида целиком и пол­ностью обусловлено групповой динамикой. Взаимоотношения между группами представляют собой постоянную и беспощадную борьбу, причины которой в стремлении к удовлетворению мате­риальных потребностей. В историческом развитии первоначаль­ная борьба между ордами (группами) привела к возникновению государства. В дальнейшем борьба между ними сменится борьбой между государствами и внутри государств: между группами, клас­сами, сословиями, политическими партиями. При этом Гумплович подчеркивает особую роль социальных конфликтов в станов­лении и развитии социальных институтов.

Другой представитель социального дарвинизма — американ­ский социолог и экономист Уильям Самнер (1840—1910) также считал, что естественный отбор и борьба за существование имеют решающее и универсальное значение в социальной эволюции, которая носит автоматический и неуклонный характер. Социаль­ное неравенство он рассматривал как естественное состояние и необходимое условие развития цивилизации. При этом Самнер отстаивал стихийность в социальном развитии и выступал против всех форм государственного регулирования социально-экономи­ческих отношений.

В работе «Народные обычаи» (1906) Самнер разработал такие понятия, как «мы-группа», «они-группа» и «этноцентризм» (по­нятие, введенное Гумпловичсм). По мнению Самнера, для взаи­моотношений в «мы-группе» характерными является согласие, а для взаимоотношений между «мы-группой» и «они-группой» — враждебность, базирующаяся на эгоцентризме.

Немецкий социолог Георг Зиммель (1858—1918) в своих трудах обосновывает диалектику развития и смены культурных форм (напоминающую Марксову диалектику смены общественно-эко­номических формаций). По его мнению, культурные формы со временем окостеневают и становятся тормозом дальнейшего раз­вития. Необходимая смена форм происходит через возникнове­ние и разрешение целого ряда конфликтов.

Значительный вклад в развитие социологии конфликтов внес выдающийся немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920). Он считал, что общество является ареной постоянной борьбы между различными социальными группами и общественными классами.

Благодаря трудам таких ученых, как Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, и других во второй половине XX в. конфликтологи­ческая теория получает новый импульс и приобретает форму са­мостоятельной науки. Так, создатель теории «позитивно-функ­ционального конфликта» американский ученый Люис Козер считал, что социальные конфликты не только неизбежны в лю­бой социальной системе, но они к тому же выполняют целый ряд позитивных функций. Значительный интерес для нас пред­ставляет предложенная Козером идея классификации конфлик­тов в соответствии со степенью их нормативной регуляции. Он считал, что существуют полностью институционализированные конфликты (типа дуэли) и абсолютные конфликты — борьба до полного истребления противника. А между этими конфликтами будут находиться конфликты с разной степенью институционализации.

Автор так называемой «функциональной теории конфликта» немецкий социолог и философ Ральф Дарендорф (род. 1929) раз­вивает марксистскую теорию классовой борьбы. Однако он счи­тает, что антагонистические классовые конфликты, способные разрушить социальную систему, были характерны лишь для XIX в. А в современном индустриальном обществе происходит переход от «классовой борьбы» к институционализированному и регулируемому социальному конфликту.

Американский социолог Кеннет Боулдинг (род. 1910) разрабо­тал так называемую «общую теорию конфликта», основные поло­жения которой применимы как к внутренним организационным конфликтам, так и к международным. Суть теории заключается is утверждении того, что все конфликты имеют общие элементы и, познавая их, можно эти конфликты регулировать.

История отечественной конфликтологии имеет свои весьма драматические особенности. Развитие конфликтологических идей в дореволюционной России в основном сводилось к пробле­мам борьбы народных масс (прогрессивных слоев общества) про­тив монархического режима власти (М.А. Бакунин, П.А. Кропот­кин, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.А. Сорокин и др.).

Развитие конфликтологической теории в советский период, по сути, было запрещено. А различные официальные интер­претации теорий классовой борьбы в идеологической концеп­ции марксизма-ленинизма (сталинизма) были направлены на оправдание существовавшего режима и поиск внутренних и внешних врагов.

Становление отечественной конфликтологии начинается в конце 80 — начале 90-х гг. XX в. Наряду с переводами зарубеж­ных авторов в продаже появляются труды отечественных исследований.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 1671. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия