Пластика и внешний вид педагога
Будущему педагогу следует учитывать, как его речь воспринимается учащимися не только на слух, но и визуально. Психологи считают, что до 70% всего общения основывается на визуальном контакте (Денни Р. Есть контакт! Приемы деловых коммуникаций. СПб.: Питер, 2002. С. 55). Важную роль в общении на визуальном уровне играет пластика педагога (от греч. «plastos» - вылепленный), которая включает мимику, жесты, позу, осанку, движения, т.е. все кинесические средства, которые были охарактеризованы в третьей главе данного пособия. Пластический образ педагога воспринимается окружающими в гораздо более значимом контексте, чем просто образ личностного «Я». За пластическим образом учителя, преподавателя стоят его принципы, образ жизни и педагогическая позиция, а также социальные нормы общества. В хорошо поставленной пластике педагога, как правило, ощущается расположенность к другим, его готовность к общению, поэтому детям рядом с таким педагогом легко. Они чувствуют себя защищенными, осознавая, что рядом с ними находится взрослый, к которому всегда можно обратиться за помощью и поддержкой. Выразительность пластики свидетельствует о богатстве внутреннего мира педагога, обладающего индивидуальным проживанием событий, имеющего собственное видение мира и окружающих людей. Важную роль в педагогическом общении играет мимика. Мимика выражает чувства и мысли человека движением лицевых мышц. Эти мышцы у педагога должны быть достаточно подвижными, чтобы мимическая выразительность способствовала решению педагогических задач. Нельзя не согласиться с теми исследователями, которые утверждают, что мера подвижности актерского лица не нужна педагогу. Но надо признать, что учителю и воспитателю необходимо искусство мимического выражения отношений, мыслей, переживаний, желаний. Психологи утверждают, что дети воспринимают информацию через мимический канал даже в большей степени, чем через канал вербальный. Мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствует лучшему ее усвоению. Дети обращают большое внимание на лицо учителя, угадывая по мимике его отношение к себе и к другим, реагируя на его настроение. Поэтому лицо педагога должно не только выражать, но иногда и скрывать чувства. Учителю, воспитателю следует оставить за дверью аудитории свои заботы и неурядицы, на лице должны отражаться лишь те эмоции, которые способствуют эффективному осуществлению учебно-воспитательных задач. Мимика педагога как средство педагогической техники должна отличаться открытостью к детям, их родителям, коллегам. Важно, чтобы ребенок не боялся обратиться к педагогу со своими проблемами. Учитывая зеркальность общения, т.е. то, что ребенок во время общения отражает мимику педагога, надо подчеркнуть значимость открытой мимики педагога для будущей судьбы ребенка, поскольку в этом случае дети учатся у него доброжелательности и открытости. Мимика педагога должна быть достаточно разнообразной и динамичной, чтобы отражать его отношение к окружающей действительности. Мимическая выразительность учителя и воспитателя создает зону эмоционального заражения, а значит, обогащает детей опытом отношенческих реакций на неоднозначные явления современного мира. Вместе с тем надо отметить, что в отличие от актера педагог никогда не перевоплощается в другое «Я» - его мимика всегда выражает только собственное состояние души. Поэтому педагогическая мимика должна быть адекватной – соответствовать внутреннему состоянию педагога, а также характеру его речи и педагогической ситуации. Однако, при любых обстоятельствах злоба, ненависть, раздражение, презрение не могут становиться содержанием мимического образа педагога, т.к. такое состояние немедленно, как правило, приобретет свое продолжение в мимике детей, а, следовательно, в их взаимодействии с другими. Важное значение в педагогической технике учителя и преподавателя имеет улыбка. Улыбка помогает преодолеть многие барьеры, расположить к себе воспитанника и направить его деятельность в конструктивное русло. Выразительные средства мимики – брови и глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые – сосредоточенность, неподвижные – спокойствие. Необходимым условием, позволяющим эффективно осуществлять педагогическое общение с детьми и молодежью является визуальный контакт. Всем известно выражение: «глаза – это зеркало души». Именно глаза отражают, прежде всего, всю гамму чувств, которые испытывает педагог по отношению к воспитанникам, к окружающим и к миру в целом. Важно, чтобы взгляд педагога свидетельствовал о его душевном равновесии, доброжелательном настрое и уважительном отношении к воспитанникам. В аудитории педагогу следует поддерживать визуальный контакт со всеми присутствующими. Надо как бы «сканировать» взглядом слушающих Вас. Держать в поле зрения всех, но вместе с тем не уделять внимание каждому из присутствующих, это будет утомлять Вас, и отвлекать от основной задачи общения. При личном контакте важно смотреть в глаза собеседнику, а не на стены, окна или в потолок. Однако делать это нужно не слишком часто, чтобы не казаться не в меру настойчивым и беспардонным. Педагогу следует постоянно и систематически совершенствовать мимику, используя зеркало, технические средства (фотоаппарат, видеокамеру), анализируя выражение лица и развивая лицевые мышцы. Помните, что Вы способны сознательно контролировать выражение своего лица. Опытные педагоги, мастера педагогического труда практически всегда могут минимизировать отрицательные эмоции и отразить на лице доброжелательное отношение к собеседнику. Выразительная пластика педагога означает также, что его осанка прямая и легкая, жесты ритмичны, движения несут в себе отпечаток доброжелательности и открытости. Пластика педагога целесообразна, т.е. всегда имеет какой-то вполне конкретный смысл, и всегда можно ответить, наблюдая за педагогом, какую цель он поставил перед собой, и что он делает. Суетливость и беспорядочность движений раздражает именно потому, что нельзя понять, чего хочет человек. Красивая, выразительная осанка педагога выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об его уверенности в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе. Беспорядочная жестикуляция, хаотичные передвижения по классу или неподвижность педагога, его прикованность к учительскому столу производят на детей неблагоприятное впечатление, вызывают раздражение и насмешки. Зачастую это происходит либо от неопытности педагога, либо от неумения держаться перед аудиторией. Развивая позитивную установку на общение, Вы не только воспитаете уверенность в себе, но и, что не менее важно, сможете более эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития детей, молодежи. Важным компонентом педагогической техники является поза педагога. В процессе общения, информация воспринимается лучше, если учитель сообщает ее, стоя у стола или за кафедрой. Когда человек встает, он повышает свою ценность и значимость для аудитории, а также подчеркивает важность того, что говорит. Завершив выступление и переходя к неформальному общению, целесообразно сменить позу, например, сесть. Когда Вы садитесь, то задаете общению неформальный тон, учащимся легче разговаривать с Вами. Реализуя проксемические средства общения, следует подумать, как оптимальным образом использовать стол. Сидя за столом, Вы будете испытывать чувство уверенности в себе. Но в то же время стол представляет собой барьер между Вами и школьниками, студентами. Поэтому лучше избегайте общения, сидя за столом. Когда Вы общаетесь с детьми, их родителями, коллегами, можно встать рядом со столом, лучше сбоку, а не сзади. Правильной, с педагогической точки зрения, считается поза, когда Вы стоите прямо, повернувшись лицом к партнеру по общению или к аудитории. Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке (ноги на ширине 12-15 см, одна нога немного выдвинута вперед). В своем общении с учащимися следует уделять внимание движениям рук. Некоторые молодые педагоги в состоянии нервозности делают непроизвольные движения руками. Иногда руки оказываются сжаты за спиной выступающего, иногда – впереди, нередко говорящий засовывает их в карман, некоторые педагоги манипулируют во время общения ключами, другими мелкими предметами. Иногда у педагога вырабатывается привычка держаться за нос, потирать лоб или даже чесать спину! Кто-то нервно крутит кольцо на пальце, перекладывает с места на место ручку, что создает еще и раздражающий звук, незаметный для самого учителя, но явственный и весьма неприятный для аудитории. Все это отвлекающие моменты, от которых следует избавляться, взяв ситуацию под контроль. Руки следует держать перед собой. Педагогически целесообразные движения рук могут служить дополнением к вашей речи, усилить ее воздействие на аудиторию. Педагоги, которые синхронизируют движения рук со словами, более эффективно решают педагогические задачи. Жесты педагога должны быть органичными и сдержанными без широких взмахов и острых углов. Предпочтительны в педагогическом общении круглые жесты и скупая жестикуляция. Будущему педагогу важно знать, что жесты, как и другие движения тела чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней. Для выработки правильной осанки эксперты по педагогической технике советуют начинающим педагогам использовать специальные приемы. Например, представить себя стоящим на цыпочках, постоять некоторое время, прислонившись к стене. Здесь важен также самоконтроль учителя, умение взглянуть на себя со стороны, в первую очередь, глазами детей. Чтобы общение было активным, педагогу следует стать в открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию между собой и учащимися. Такая пластика создает атмосферу доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не из стороны в сторону. Шаг вперед усиливает значимость информации, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает слушающим немного отдохнуть (Основы педагогического мастерства; под ред. И.А.Зязюна. М.: Просвещение, 1989. С. 83-84). Осваивая проксемические средства общения, педагогу следует также иметь представление о дистанции, которую важно соблюдать в процессе педагогического взаимодействия. Известный американский ученый-антрополог Э.Холл в результате длительных наблюдений выделил четыре основных зоны общения: - интимную – открытую только для близких людей (15-50 см); - личную – расстояние, которое человек поддерживает между собой и другими людьми в неофициальных ситуациях общения (50-150 см); - социальную – дистанция между людьми при формальном, официальном общении (120-130 см); -публичную – дистанция общения на публичных мероприятиях, собраниях, лекциях и других публичных выступлениях (360-400 см) (Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Альфа-М; Инфа-М, 2004 С. 172). Очевидно, что педагогу не следует вторгаться в чужую интимную зону. В интимной зоне человек чувствует себя в безопасности. Он сам определяет, кого можно допустить в эту зону. Поэтому, люди, которые вторгаются в интимную зону другого человека, не имея на то разрешение, вызывают у него неприязненное отношение. Оптимальная зона общения педагогов и воспитанников – социальная. Названная зона наиболее удобна для межличностных контактов, для педагогически целесообразного взаимодействия, а также для использования коммуникативных способов воздействия на детей и молодых людей. Педагогу не следует забывать и о важности использования в профессиональной деятельности такесических средств. Напомним, что к таким средствам относятся жесты – прикосновения для привлечения внимания, рукопожатие, объятия и поцелуи, которые носят этикетный характер. В общении с обучающимися учитель и преподаватель могут использовать прикосновение, как жест, который означает моральную поддержку, одобрение, похвалу. При этом надо помнить, что такесические средства общения используются, в основном, в западных культурах, тогда как в восточных их применение весьма и весьма ограничено. Особое значение в педагогической технике имеет внешний вид педагога. Дело в том, что внешность человека, как правило, отражает его внутреннее, нравственное содержание. Психологи утверждают, что в 85 случаях из 100 люди строят свое впечатление от первого знакомства с человеком по его внешнему виду. И изменить это впечатление в дальнейшем очень трудно. Вдумайтесь, пожалуйста, в 85 случаев из 100! Вот какую роль играет внешний вид человека в его профессиональной деятельности. Поскольку профессия педагога заключается в том, чтобы обучать и воспитывать, то и внешний вид является компонентом педагогической техники, т.е. внешний вид должен быть функциональным, выполнять обучающую и воспитательную функцию: обучать чувству меры, не отвлекать от освоения материала, воспитывать эстетические чувства. Во внешнем виде должна быть соблюдена мера. Можно ли преподавательнице прийти на занятие в декольте или с открытой спиной, с яркими украшениями? Нет, потому что это отвлекает обучающихся от познавательной деятельности. Может ли от педагога исходить резкий запах духов, дезодоранта? Очевидно, что тоже нет, по той же причине. Педагогу следует быть опрятным. Скверный запах изо рта, от тела – мешает учащимся сосредоточиться, вызывает у них неприязнь к педагогу. В современной России не существует особых правил для внешнего вида педагога. Педагоги немного зарабатывают и не могут себе позволить дорогие наряды. Но вместе с тем практика показывает, что с большим уважением и дети и молодежь относятся к тем педагогам, которые всегда подтянуты, ухожены, одеты в деловой костюм, пусть даже скромный и недорогой. Важной составной частью педагогической техники является умение учителем управлять своим эмоциональным состоянием, воображением и вниманием. Публичный характер профессиональной деятельности педагога может вызывать у него эмоциональное напряжение, нервозность, душевный дискомфорт. Действительно, проведение урока, воспитательного мероприятия, участие в родительском собрании, выступление на педсовете или методическом объединении под пристальным взглядом учащихся, родителей, коллег нередко сопровождается чувством страха, негативно отражается на логике выступления, его речи и пластике, физическом самочувствии. Такое нервное напряжение особенно характерно для начинающих педагогов. Вот как описывает свой первый урок одна из молодых учительниц. «До урока мне казалось, что все пройдет нормально, хотя я, конечно, волновалась. Материал знала хорошо, с ребятами уже познакомилась. Подходя к аудитории, представила себе, как все ученики смотрят на меня. И вдруг мне стало страшно. Ноги у меня стали какие-то деревянные. А рукой я так ухватила журнал, что, наверное, никакой бы силой нельзя было его оторвать. Как только подошла к столу, положила журнал, почувствовала, что мне мешают руки. Урок я собиралась давать без конспекта, и взять в руки было нечего. Но вот спасение – спинка стула. Я вцепилась в нее и не выпускала до конца урока. Голос стал какой-то не свой. И тут в довершение всего почувствовала, что ребят я знаю плохо, не могу вспомнить их имена и фамилии». Для того, чтобы ослабить психологический стресс, вызванный публичным характером профессиональной деятельности, педагогу важно знать некоторые особенности эмоционального состояния, связанные с нервным напряжением. Существуют две формы нервного напряжения. Первая проявляется, когда человек впервые совершает действия, выходящие за рамки повседневной деятельности. Такое состояние характеризуется чувством внутреннего глубинного страха, причем не слишком продолжительного (Денни Р. Есть контакт. Приемы деловых коммуникаций. СПб.: Питер, 2002. С. 89). Для ослабления негативного влияния такого нервного напряжения на организм, психологи советуют, как можно чаще делать то, чего Вы боитесь. Существует даже такое изречение: «Единственный способ победить свой страх – продолжать делать то, чего боишься». Еще один эффективный способ ослабления нервного напряжения – научиться управлять своим психическим состоянием для того, чтобы чувствовать себя уверенно и непринужденно. В этом случае требуется проведение психофизической настройки на предстоящее общение. Начинающему педагога важно формировать у себя установку на душевное равновесие. Это достигается воспитанием готовности к доброжелательности, поддержанием оптимистического настроя на общение. Помогает созданию душевного равновесия осуществление постоянного контроля за своим поведением, проведение самоанализа с выделением и закреплением в дальнейшей деятельности удачных методов и приемов общения с воспитанниками. Такие приемы, как использование юмора, изложение притч, цитирование афоризмов, чтение стихов, сообщение ярких примеров из жизни выдающихся людей значительно украшают речь педагога и позволяют ему чувствовать себя достаточно уверенно перед аудиторией. Если учитель или преподаватель осознает, что его сообщение представляет интерес для аудитории, то его уверенность в себе резко возрастает. Не менее важно начинающему педагогу проводить аутогенную тренировку перед встречей с обучающимися. Специалист по педагогической технике Н.Н. Тарасевич советует начинающему учителю проводить аутогенную тренировку (психическую релаксацию) с целью преодоления состояния неуверенности и страха перед предстоящим общением с воспитанниками следующим образом. В «позе кучера» с помощью специальных формул нужно вызвать ощущение тяжести и тепла в конечностях, мышечного расслабления, покоя. Затем, внушая себе заданное состояние и воображая соответствующие установки, полезно произнести следующие слова: «Я спокоен. Я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Ребят всех знаю и вижу. Я хорошо проведу урок. Детям интересно со мной. Я уверен, полон сил. Я хорошо владею собой. Настроение бодрое, хорошее. Учить интересно. Ученики уважают меня, слушают и выполняют мои требования. Мне нравится работать на уроке. Я – отличный учитель» (Основы педагогического мастерства; под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. С. 82-83). Можно представить себе ситуацию, когда обучающимся нравится то, что Вы говорите. Они с интересом Вас слушают и даже аплодируют. Визуализируйте встречу с классом как очень приятное событие равноправных единомышленников. Важно запомнить состояние, которое у Вас при этом возникло и в случае появления страха или растерянности на уроке постараться его воспроизвести. Вместе с тем, не следует падать духом при первых неудачах, надо стремиться постоянно совершенствовать педагогическую технику. Как гласит народная мудрость: «Дорогу осилит идущий». Другой вид нервного напряжения отличает человека практически всегда во время публичного выступления. Это напряжение выражается в эмоциональной приподнятости и взволнованности, а на физиологическом уровне организма – в чрезмерном выбросе адреналина. В таком состоянии выступающий оказывает более сильное эмоциональное воздействие на тех, с кем он общается. Многие знаменитые ораторы пользовались успехом у аудитории во многом благодаря эмоциональному накалу своих выступлений. Известный русский биолог К.А. Тимирязев был блестящим лектором. Он считал невозможным оставаться бесстрастным в освещении вопросов науки и признавал только «субъективные лекции», т.е. лекции, наполненные личностным отношением к излагаемому материалу, одержимостью. Ученый считал, что преподавателю следует относиться к излагаемой информации как художнику, а не как фотографу. Он не должен опускаться до роли простого передаточного средства, сообщая студентам то, что он почерпнул из книг. Вся излагаемая информация должна быть им воспринята, переработана, войти в плоть и кровь и стать как бы его собственным продуктом. Это придает лекции особую убедительность, остроту и проблемность. Таким образом, эмоциональное напряжение способствует более полной реализации Ваших внутренних ресурсов и дает возможность убедить слушателей в своей точке зрения. А для того, чтобы чувствовать себя спокойнее во время выступления, педагогу достаточно сделать один-два глубоких вдоха и улыбнуться аудитории. Но самое главное средство против страха и неуверенности в себе – это тщательное планирование и подготовка к выступлениям, использование разнообразных вербальных и невербальных средств общения во время выступления и систематический анализ своего взаимодействия с аудиторией после завершения выступления. Все это поможет Вам обрести спокойствие и преодолеть чрезмерное напряжение во время публичной деятельности. Составной элемент педагогической техники – умение учителя, преподавателя управлять своим вниманием. Развитое внимание позволяет педагогу быть сосредоточенным, искренним, уверенным в себе. Педагогическое внимание сродни вниманию артиста. Оно помогает улавливать все детали окружающей действительности. Внимательный педагог по едва заметным признакам способен предугадать педагогическую ситуацию и возможность возникновения трудностей у ученика. Педагогическое внимание требуется и для того, чтобы продуктивно уметь управлять аудиторией. При нетренированном внимании, у педагога, как правило, возникают растерянность, беспомощность, скованность. В таком состоянии трудно рассчитывать на творческий подход к делу. Будущему педагогу важно иметь представление о таких свойствах внимания, как его объем, распределение, концентрация или интенсивность и переключение. Объем внимания – это количество объектов, которые могут быть восприняты ясно и одновременно. В обычных условиях – это 7+2 объекта. Но у опытного педагога объем внимания гораздо больше. У такого учителя и преподавателя все действия обучающихся находятся под контролем. Непроизвольная ежедневная тренировка, связанная с необходимостью одновременно видеть каждого учащегося, не отвлекаясь слушать ответы вызванных к доске и одновременно наблюдать за выполняющими упражнения, увеличивает объем внимания. Устойчивость внимания – это сохранение необходимой интенсивности внимания на длительный период времени. Устойчивость зависит от понимания человеком важности и значимости выполняемой работы. Если педагог заинтересован в успехах всех учеников, если он верит в возможность воспитать и научить каждого из них, то он будет обладать устойчивым вниманием на уроках и воспитательных мероприятиях. Распределение внимания – это возможность рассредоточить внимание на нескольких объектах или одновременно успешно выполнять несколько действий. Очевидно, что педагог должен обладать устойчивым и в то же время распределенным вниманием. Рассеянность, не обусловленная сосредоточением внимания на чем-то одном, вредит специалисту любой профессии. Но труду педагога особенно противопоказан любой вид рассеянности. Даже если учитель увлечен своей дисциплиной, но при этом не замечает ошибок в ответах учеников, не следит за их поведением, не видит бездельничающих на занятиях, пропускает неточности и описки в письменных работах, его начинают подозревать в слабом знании предмета. В этом случае о серьезном отношении учащихся к занятиям, об уважении к учителю не может быть и речи. Разговаривая с учащимися на уроке, педагогу необходимо переводить взгляд с одного лица на другое, подолгу ни на ком не задерживаясь, и стремиться при этом создать у каждого подопечного впечатление, что именно он является объектом особого внимания. Одновременно надо следить за временем, держать в поле зрения нарушителей дисциплины, следить за тем, как воспитанники воспринимают его речь, и выполнять множество других дел, соблюдая намеченный план работы. При этом опытный педагог ни на минуту не забывает, что главное – решить задачи урока, воспитательного мероприятия, довести занятие до успешного завершения (Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения. М.: МПСК., Флинта, 1998. С. 313). В способность сосредоточивать внимание входит умение работать целеустремленно, не отвлекаясь на то, что не представляет в данный момент интереса, мешает основному делу. Концентрация или интенсивность – это степень сосредоточения внимания на определенном объекте или виде деятельности. Для успешного выполнения многих видов деятельности чрезвычайно важна глубокая концентрация внимания. Однако, как бы не концентрировал свое внимание педагог на объяснении нового материала, он должен ориентироваться в окружающей обстановке, осуществлять обратную связь с учащимися, переключая внимание с одного вида деятельности на другой. Переключение внимания – это способность быстро менять объекты, на которые направлено внимание, быстро переходить от одних видов деятельности к другим. Это свойство внимания хорошо развито у опытных педагогов. Их наблюдательность характеризуется быстротой фиксирования важных для работы фактов. В больших группах обучающихся при значительном количестве выполняемых ими действий педагогу важно уметь быстро переключать свое внимание с одного вида учебной или воспитательной деятельности на другой, определять по внешним признакам психологическое состояние детей и подбирать соответствующие способы занятий. Подводя итог сказанному в главе, можно сделать следующие выводы. Во-первых, педагогическая техника – это комплекс профессиональных умений (включая приемы) и средств, которые педагог использует для достижения высоких результатов в обучении и воспитании школьников, студентов. Во-вторых, эти умения и средства являются инструментом внешнего проявления педагогического мастерства и педагогической технологии, т.к. они относятся к речи, голосу, мимике, движениям, внешнему виду учителя и воспитателя. В-третьих, педагогическая техника играет особую роль в общении между педагогом и обучающимися, позволяя педагогу повысить эффективность сотрудничества с детьми, молодежью при помощи взгляда, мимики, движений, голоса, речи, чувств и других невербальных средств общения. В-четвертых, методы и средства педагогической техники играют вспомогательную, дополняющую роль по отношению к педагогическому общению, усиливая коммуникативное и перцептивное влияние на учащихся. Таким образом, владение педагогической техникой помогает учителю, преподавателю проявлять профессиональное мастерство во всем его многообразии, создавая при этом благоприятные условия для развития способностей и интересов обучающихся.
Вопросы и задания: 1. Дайте определение «педагогическая техника». Какие типы профессиональных умений и средств включает в себя педагогическая техника? 2. Какие функции педагогическая техника реализует во взаимодействии педагога и обучающихся? 3. Какое влияние техника и культура речи оказывает на решение задач обучения и воспитания школьников, студентов? 4. Почему пластика учителя (мимика, жесты, движения) способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса? 5. С помощью каких приемов и средств педагог управляет своим эмоциональным состоянием? 6. Сформулируйте критерии педагогической техники. 7. На основе сформулированных критериев проанализируйте и охарактеризуйте педагогическую технику конкретного педагога (школьного учителя, воспитателя, преподавателя вуза).
|