Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Техника и культура речи




Основными средствами техники речи являются: дыхание, голос, дикция. От правильной постановки дыхания в значительной степени зависят и звучание голоса и отчетливая дикция. При повседневном общении мы практически не замечаем дыхания и не контролируем его. Когда же педагог говорит и притом говорит долго, например, читает лекцию или проводит урок, он, при ненатренированном дыхании, быстро утомляется, а его утомление, как правило, передается обучающимся.

Одним из важнейших умений в технике речи является правильное дыхание. Учителю и преподавателю следует в первую очередь освоить фонационное дыхание. От обычного дыхания, как акта чисто физиологического и инстинктивного, фонационное отличается тем, что требует специальной тренировки. Фонационное дыхание является физиологической основой речеголосового звучания. От него зависят красота, сила, легкость голоса, мелодичность речи. Умелое пользование дыханием обогащает голос, благотворно действует на здоровье, а неспособность правильно дышать может лишить речь яркости, силы, вызвать голосовые заболевания. На поверхностном, так называемом «ключичном дыхании» долго говорить в аудитории достаточно трудно.

Известно, что дыхание проходит три постоянно повторяющихся этапа; вдох-пауза-выдох. Если для «бытового» дыхания достаточно, чтобы каждый этап длился приблизительно одну секунду, то для фонационного - требуется значительно больше времени. У профессионалов (артистов, педагогов) выдыхательная волна длится от десяти до двадцати секунд.

Тем, у кого от природы прерывистое, короткое дыхание, специалисты обычно рекомендуют такого рода упражнение: следя по секундомеру или мысленно отсчитывая секунды, следует делать вдох сначала через две секунды, затем через три и т.д. Тренировка дыхания должна продолжаться недолго: 5-10 минут в сутки, но систематически. Обращаться с органами дыхания педагогу необходимо с предельной осторожностью и бережностью.

Обычную утреннюю физзарядку полезно дополнять комплексом физических упражнений для развития дыхания. В рекомендуемых работах по технике речи содержатся разнообразные и весьма эффективные упражнения по развитию профессионального дыхания (См.: Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. М.: Владос, 2001. – 144 с.). С детства нас приучают вдыхать воздух только через нос. Этот совет крайне важен для педагога. Проходя через носовую полость со слизистой оболочкой и легким волосяным покровом, воздушная струя в какой-то мере освобождается от злейших врагов говорящего: пыли и сухости; а если говорить приходится на холоде (например, проводя зимой экскурсию), вдыхаемый через нос воздух будет немного согреваться и предохранять горло от простуды. При вдохе через рот в горле пересыхает и начинает першить. Поэтому педагогу важно соблюдать названные гигиенические требования.

Состояние горла зависит от общей закалки организма, поэтому будущему педагогу нужно постепенно закаливать свое горло: мыть шею холодной водой, отказаться от теплых шарфов в прохладную погоду. Здравый смысл подсказывает воздерживаться непосредственно перед учебными занятиями от острой пищи (уксуса, хрена, перца, горчицы и т.п.), не курить и не употреблять алкоголя. Если в ходе проведения урока или внеклассного занятия в горле начинается першение (с молодыми педагогами это чаще всего случается от волнения), следует прервать речь и сделать глубокий вдох. Подчас этого оказывается достаточно. Простым и эффективным способом от першения в горле является проглатывание накопленной во рту слюны. Она обладает температурой нашего тела, содержит полезные ферменты и хорошо смазывает горло.

Когда мы говорим долго, к горлу приливает кровь. Поэтому после занятия не следует сразу выходить на холод, полезно немного «остыть» в помещении, а если уж необходимо уйти, то на улице не следует вдыхать морозный воздух через рот, не надо вести разговоров на холоде. При серьезном заболевании горла требуется обратиться к врачу, который назначит необходимый курс лечения. Самому педагогу при заболевании горла полезно воздерживаться от разговоров. При различного рода органических и хронических изменениях в области горла и носа важна квалификационная помощь. Горло и нос представляют собой своего рода профессиональный инструмент педагога и относиться к ним надо бережно, ведь если голос выйдет из строя, то педагог окажется безоружным.

Как показывает практика, заболеваемость голосового аппарата у педагогов достаточно высокая. В среднем каждый третий педагог страдает этими заболеваниями. Среди основных причин нарушения голоса специалисты выделяют: повышенную голосовую нагрузку, неумелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены. Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно заниматься гигиеной голоса, соблюдать хотя бы элементарные правила сохранения голосовых связок, о которых говорилось выше.

Среди педагогов встречаются люди, у которых глубокий, красивый голос дан самой природой, но так бывает далеко не всегда. Да и хороший голос с годами изнашивается, становится хриплым, неблагозвучным. Вместе с тем каждый педагог в состоянии развивать и укреплять свой голос как профессиональный инструмент. Каковы особенности голоса, и как он влияет на общение с учащимися? Прежде всего, голос должен быть достаточно выносливым и сильным, чтобы его звук могли воспринимать все собравшиеся в аудитории. Однако сильный голос не означает крика. Педагогически некорректно поступают те учителя и воспитатели, которые, войдя в класс, где ученики разговаривают и шумят, пытаются перекричать их. Полезнее использовать один из вариантов общения, которые достаточно полно охарактеризованы в предыдущей главе: речевой, паузу, двигательно-знаковый.

Сила голоса заключается, в первую очередь в его гибкости, подвижности, полетности. Полетность голоса специалисты характеризуют как способность человека посылать свой голос на определенное расстояние и регулировать его громкость. Полетность голоса достигается за счет опоры на гласные звуки и мысленного выпускания этих звуков на большое расстояние. Гибкость голоса выражается в умении изменять его, подчиняясь содержанию излагаемого материала и реакции слушателей. Так, наиболее значимые места речи выделяются, как правило, при помощи повышения или понижения звука, смены интонации. Подвижность голоса касается, прежде всего, его изменения по высоте. Высота представляет собой тональный уровень голоса. Для того чтобы усилить звучание голоса, нужно поднять его на один или два тона выше.

Важно отметить, что хорошо поставленному голосу присущ богатый тембр. Тембр – это окраска звука, яркость, а также его мягкость, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше дополнительных тонов, тем ярче, красочнее, сочнее становится и звуковая палитра голоса. Будущему педагогу важно знать об этих особенностях голоса и развивать его при помощи специальных упражнений.

Качество речи педагога в значительной степени зависит от дикции. Дикция выражается, в четкости, ясности произношения гласных и согласных звуков, а также слов и фраз. Чистота дикции помогает педагогу точно и выразительно доносить свои мысли до учащихся. Для учителя и преподавателя четкость произношения представляет собой профессиональную необходимость, т.к. это способствует правильному восприятию воспитанниками содержания излагаемого материала. Невнятность дикции, присутствие какого-либо недостатка в дикции отвлекает обучаемых от этого содержания. Залогом успеха в выразительном произношении является четкая артикуляция. Для выработки артикуляции существует гимнастика губ и языка. Вместе с тем, можно отметить, что некоторые незначительные речевые дефекты педагога (например, легкая картавость) не имеют определяющего значения в его профессиональной деятельности, не препятствуют пониманию излагаемого материала и даже могут усиливать эмоциональное воздействие на ученика и коллектив в целом.

Хорошая дикция достигается несложным способом – сильной подвижностью тех частей речевого аппарата, которые по природе своей подвижны: языка, губ (особенно верхней), нижней челюсти. Обратите внимание на рот диктора или артиста, когда его лицо показывают крупным планом на экране телевизора. Как подвижен рот! Убавьте до предела звук в телевизоре или радиоприемнике, и вы услышите каждое слово: с такой отчетливостью оно сказано.

Для выработки хорошей дикции будущему педагогу важно иметь представление о месте и способах образования звуков. Следует знать, что взрывные согласные бывают губными (п, б), переднеязычными (т, д), заднеязычными (к, г); что каждая из этих трех категорий в свою очередь делится на глухие (п, т, к) и звонкие (б, д, г). Есть звуки носовые (м, н), боковые (л), вибранты (р). Все указанные виды звуков входят в разряд смычных; другой разряд - щелевые звуки (ф-в, с-з, ш, ж, х) с глухим и звонким вариантами, а также аффрикаты (ч, щ). Будущему педагогу следует помнить, что гласные звуки звучат плавно и звонко. Именно они являются основой голоса. Согласные произносятся крепко, отчетливо. Они представляют собой основу четкости произношения.

Укоренению привычек четкого и ясного произношения звуков способствует проговаривание скороговорок. Вначале надо раздельно произносить каждое слово, потом сливать отдельные слова и только в конце такого упражнения следует всю скороговорку проговаривать в быстром темпе. Попробуйте произносить две-три скороговорки в день в течение месяца (например, пекарь Петр пек пироги; шла Саша по шоссе и сосала сушку; все бобры добры до своих бобрят; сидит Ваня на диване, под диваном ванночка, в этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка и т.д.), и Вы убедитесь в том, что Ваша речь постепенно становится все более четкой и выразительной.

Но как бы не были важны, охарактеризованные выше компоненты педагогической техники, самым важным из них является речь педагога. Ведь, в сущности, о чем бы Вы не говорили, Вы, прежде всего, говорите о самом себе: об уровне Вашего интеллекта, о Вашей педагогической позиции и профессиональной компетентности. Подтверждая эту мысль, хотелось бы привести следующее изречение великого персидского поэта XIII в. Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Очевидно, что учитель и преподаватель должны обладать высоким уровнем культуры речи. Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка. А норма языка – это принятые в общественно-речевой практике (в речи образованных людей, в театре, на радио, телевидении) правила произношения, грамматики и словоупотребления.

Культура речи формируется, прежде всего, в семье. Если Ваши родители говорят грамотно, если с первых лет своей жизни Вы слышите правильную и выразительную речь, в дальнейшем у Вас не будет особых проблем с изложением своих мыслей. Совершенствуется речь в дошкольном учреждении, в школе. Однако в любом случае важно, чтобы у Вас всегда было стремление совершенствовать свою речь. Полезно обращаться к словарям. Сейчас их много: толковых и орфоэпических, орфографических и лексических, поэтому, если Вы обнаружите, что Ваша речь в чем-то отличается от речи других людей, прежде всего тех, кто, по Вашему мнению, грамотно выражает свои мысли, (преподаватель, диктор, актер), нелишне будет уточнить по словарю правильность того или иного словосочетания или произношения.

Чаще всего люди делают ошибки в ударении. Это связано с тем, что русское ударение очень сложный феномен. Следует помнить, что некоторые слова могут произноситься в двух вариантах. Так, можно сказать одновременно и одновременно, искристый и искристый, отдал и отдал, мышление и мышление. Но, никогда нельзя говорить средства, надо говорить средства, досуг, звонит, недуг, договор, красивее, по средам. Такое произношение свидетельствует о невысоком уровне культуры речи.

В педагогических вузах, как и во всех других высших учебных заведениях, учится молодежь из разных мест страны. Речь в различных регионах России неоднородна. Естественно, что среди многих даже способных студентов есть такие, в речи которых наблюдаются отклонения от норм литературного произношения, имеются отдельные недостатки в звукопроизношении.

И здесь важно понять главное: диалектное происхождение, так же как и недостатки речи неорганического происхождения можно устранить только при условии, если Вы будете систематически заниматься своей речью. Работая над речью, будущий педагог постепенно вырабатывает новые речевые навыки, применяет их в своей речи и постепенно отвыкает от диалекта. Важно помнить, что положительные результаты может дать только систематическая самостоятельная работа.

В работе над речью большое значение имеет речевой слух. С самого начала учебы студенты должны развивать у себя потребность слушать собственную речь и речь товарищей, отмечать ошибки в произношении и указывать на них друг другу, поскольку недостатки в чужой речи обнаружить легче, чем собственные. Эта работа полезна, потому что приучает к восприятию грамотной речи и правильному произношению.

В самостоятельных занятиях по дикции и орфоэпии большую помощь может оказать диктофон. Целесообразно записать свою речь на пленку и прослушать запись несколько раз. Дело в том, что в первый раз, как правило, создается общее представление о своей речи. При этом собственный голос кажется незнакомым и непривычным, т.к. в записи он звучит иначе, чем в реальной жизни. И только при повторных прослушиваниях обращаешь внимание на недостатки своей речи. Важно также слушать в записи образцы правильного произношения тех же текстов, которые Вы начитали на диктофон, и сравнивать с ними собственную речь.

Хотелось бы подчеркнуть, что речь педагога должна быть простой, понятной, грамотной, выразительной. Грамотная речь отличается лексическим разнообразием, отсутствием вульгаризмов, диалектизмов, слов-паразитов. Любая неряшливость, небрежность в речи снижает уровень воздействия на обучающихся.

Подтверждением сказанному может служить статья в газету студентки одного из ставропольских вузов Н.Правдиной, которая называется «Профессор, будь оратором». В этой статье Н.Правдина пишет следующее: «Не могу не написать о наболевшем: о неумении многих преподавателей вести лекции. Пусть не примут педагоги мои слова за дерзость. Сидишь, бывало, на лекции, ведет которую не кто-нибудь, а доцент (доктор, профессор), и его речевые ошибки режут слух. Сыплются эти ошибки на бедные головы студентов как из рога изобилия. Да, не каждый может талантливо прочесть лекцию. Неужели же преподавателей не учат этому? <…>

Многие преподаватели не умеют и говорить-то правильно, а о дикции, наверное, и вовсе не слышали. Как же они не могут понять, что даже интересный материал в их неправильном звуковом оформлении не воспринимается студентами! В речи наших преподавателей встречаются, например, такие словосочетания: «говорить разговор», «слушайте сюда», «что хочете». Или такое употребление слов: «сбив» (вместо «сбой»), «зачаты» (вместо «зачтены»). Грешат они и невнятностью произношения предлогов, окончаний, а то и целых слов. Иногда приходится переспрашивать несколько раз нерасслышанные слова, а преподаватели, вместо того, чтобы взять себе на заметку, начинают раздраженно обрывать всякие попытки студентов узнать, что же сказал лектор.

Зачастую вопросы из аудитории просто игнорируются. Иногда создается впечатление, что лекторы стремятся подражать дикторам радио и телевидения, тараторящим новости в информационных программах. Многие студенты не успевают следить за мыслью преподавателя, утомляются, отстают, а в итоге – ослабление внимания. Отсутствию внимания способствует и сухость, неясность изложения. Но! Не надо увлекаться и эмоциональностью, рассказами забавных историй, обсуждением жизни студентов… Конечно, личный опыт преподавателя – вещь интересная, но, опять же, не надо увлекаться».

Учителю следует выработать умеренную громкость речи. Излишняя или недостаточная громкость утомляет слушателей, и они быстро отключаются от темы общения. Необходимое требование к голосу педагога – смена интонации. Изменение интонации, по словам И.П.Павлова, является «реальным условным раздражителем», который активизирует восприятие. Умение преподнести материал, «повышая или понижая голос в соответствие с излагаемым текстом», М.В.Ломоносов считал необходимым качеством оратора.

Практика показывает, что монотонная речь утомляет учащегося, трудно поддается восприятию. Осознанию содержания излагаемого материала помогает правильная расстановка логических ударений, которые К.С.Станиславский называл «указательным пальцем» устной речи. При помощи логического ударения выделяются наиболее важные по значению слова из сочетания других слов. Возьмите, например, самое простое предложение «Вчера мы с ребятами ходили на экскурсию», постарайтесь придать ему разный смысл посредством логического ударения. Приучить себя делать в предложениях логические ударения нетрудно, надо только ввести этот прием в арсенал своей профессиональной деятельности.

Важное значение в речи учителя имеют паузы, которые делаются при выделении основных положений, понятий, перед выводами и после них. Пауза способна упорядочить высказывание, разделить его на смысловые отрезки, привлечь внимание к особо важной информации. Хотелось бы подчеркнуть, что педагог общается с воспитанниками не только когда говорит, но и когда молчит. Если класс возбужден, дети ведут себя шумно, средством взаимодействия может стать затянувшееся молчание педагога, но, конечно, применить такой вид неречевого общения может себе позволить педагог, который пользуется большим уважением у воспитанников.

Молчание является одним из эффективных средств педагогической техники во время объяснения нового материала или личной беседы с воспитанником. Если в период изложения материала появился какой-то важный момент, который следует подчеркнуть, целесообразно сделать паузу на одну-две секунды перед сообщением, а затем, что не менее существенно, помолчать несколько секунд после того, как Вы уже сообщили информацию. Дело в том, что молчание до сообщения создает чувство ожидания. Молчание после сообщения дает учащимся возможность усвоить сказанное, подумать о нем. К сожалению, многие педагоги снижают значимость своих высказываний, которые могли бы оказать глубокое эмоциональное воздействие на школьников, студентов, не делая пауз, не создавая своим молчанием времени для обдумывания сказанного. Использование в речи пауз не очень трудно осуществить, однако следует практиковать этот прием педагогической техники, общаясь со сверстниками и окружающими. Как известно, опыт приходит с практикой.

Важную роль в профессиональной деятельности педагога играет и темп речи. Замедленный темп не побуждает слушающих к активной умственной работе. Учащиеся просто механически записывают диктуемый учителем текст, не осмысливая его. При быстром темпе они наоборот не успевают ни осмыслить, ни записать материал. При оптимальном темпе (примерно 120 слов в минуту) обучающиеся фиксируют алгоритм излагаемой темы, выделяют главное, а суть вопроса усваивается ими уже в ходе самостоятельной работы. Вместе с тем, темп речи в значительной степени зависит от общего смысла высказывания, от ситуации общения и от поставленной педагогом коммуникативной задачи. Для выработки умений педагогической техники будущему педагогу следует обращать внимание на темп речи своего преподавателя, а также самому тренироваться в изложении учебного материала в оптимальном темпе с учетом соответствующих профессиональных требований.

Большое значение в профессиональной деятельности педагога имеет доверительный тон разговора, широкое использование таких способов коммуникативных влияний, как убеждение, внушение, заражение, которые охарактеризованы в пятой главе.

В целом, речь педагога призвана обеспечить его продуктивное профессиональное общение с учащимися: способствовать полноценному восприятию и осмыслению полученной информации, а также воспитанию у детей, молодых людей речевой, эстетической и нравственной культуры.

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 1290. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия