ПРЕДМЕТ И МЕТОД А. СМИТА
В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он выделил центральную проблему, а именно экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Предметом изучения А. Смита было современное общество, свойственные ему экономические отношения. Буржуазное общество Смит воспринимал как естественное, соответствующее природе человека, свойственным ему отношениям приписывал вечный характер. Уже первые слова, с которых начинается книга: «Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты», позволяют понять, что экономика любой страны, по Смиту, развиваясь, приумножает богатство народа не потому, что этим богатством являются деньги, а потому, что его надо видеть в материальных (физических) ресурсах, которые доставляет «годичный труд каждого народа». Смит осуждает меркантилизм, он оговорит, что сущностью и природой богатства является исключительно труд. Только технический прогресс является основой роста богатства любой страны во все времена. По его мнению, не торговля, и другие отрасли сферы обращения, а сфера производства является основным источником богатства. В отличие от своих предшественников он сумел понять и доказать, что богатство нации создается не только в сельском хозяйстве и торговле, но всеми видами производств, существующими в экономике. Центральное место в методологии исследования А.Смита имеет концепция экономического либерализма, в основу которых полжены рыночные экономические отношения. Он пишет: «Рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества рассматриваются как сумма интересов, составляющих его лиц.". В развитие этой идеи Смит вводит такие понятия как «экономический человек» и «невидимая рука». Сущность " экономического человека" состоит в том, что не от благожелательста мясника, пивовара или лавочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и никогда не говорим им о наших нуждах, а говорим об их выгодах». Момент совпадения личного стремления человека к выгоде и действия " невидимой руки" Смит называет " естественным порядком" Таким образом, главным мотивом хозяйственной деятельности человека является его корыстный интерес, но для достижения этого интереса человек вынужден оказывать услуги другим людям, предлагая свой труд или его продукты - так появляется разделение труда, которое способствует производительности и прогрессу общества, хотя отдельный человек не стремится к этому, заботясь только о своем интересе. Адам Смит был уверен, что либеральный подход – самый лучший (государство ни во что не вмешивается и дает полную свободу предпринимателям). То, что современные люди называют спросом и предложением, Адам Смит называл «невидимой рукой Провидения». Любой современный человек, как в свое время Адам Смит, понимает, что конечная цель предпринимателя – это получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки. Конечно, закон рынка диктует предпринимателям свое мнение, когда и какую продукцию выпускать (зимние шины не нужны летом), по какой цене продавать. Предпринимателям приходится снижать цены, чтобы быть более конкурентоспособными. Никто из предпринимателей не задумывается о том, чтобы принести пользу обществу, но здоровая конкуренция среди них обеспечивает общество более богатым выбором товаров и услуг по более низким ценам. Тем самым конкуренция заставляет предпринимателей стараться сократить издержки на производство, чтобы позволить себе снизить цену, не уменьшая своей прибыли. Такой поиск ведет к совершенствованию техники и поиску более дешевого заменителя сырья. То есть при определенных общественных условиях, которые мы в наши дни описываем термином «работающая конкуренция», частные интересы действительно могут гармонически сочетаться с интересами общества. Смит показал своему поколению и всем последующим, что рыночная система - могучая сила, обеспечивающая регулярное снабжение общества всем необходимы, эта система саморегулируется. Прекраснейшее следствие существования рынка в том, что он сам себе сторож. Если чьи-нибудь цены, заработные платы или прибыли выходят за установленные для всех пределы, сила конкуренции их оттеснит. Рынок, высшая точка экономической свободы, является и строжайшим экономическим надсмотрщиком. Поскольку рынок саморегулируется, Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности. Другими словами, " невидимая рука" независимо от воли и намерений индивида — " экономического человека" — направляет его и всех людей к наилучшим результатам, выгоде и к более высоким целям общества, оправдывая как бы тем самым стремление человека-эгоиста ставить личный интерес выше общественного. Таким образом, смитовская «невидимая рука» предполагает такое соотношение между " экономическим человеком" и обществом, т. е. «видимой рукой» государственного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономики, перестанет ограничивать экспорт и импорт и выступать искусственной преградой " естественному" рыночному порядку. Конкуренция представлены как деятельность, приносящая пользу всему обществу. Очень коротко можно охарактеризовать учение Адама Смита двумя словами laisser faire, что в переводе с французского значит невмешательство, непротивление и даже попустительство. В книге Смита " Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776) дается объяснение политике невмешательства. Если экономическая деятельность каждого человека ведет ко благу общества - главное, считает Смит, эту деятельность ничем не стеснять (экономическая свобода). Государству же остается 3 важных обязанности: Смит сделал важный вклад в развитие методологии научных исследований в области политической экономии. Он определил двоякую задачу политической экономии как науки: анализ объективной экономической реальности и выяснение закономерностей ее развития (позитивная сторона) и выработку рекомендаций для экономической политики фирмы и государства (нормативная сторона). Заслугой А. Смита была дальнейшая разработка метода логической абстракции - выделение закономерных, коренных и определенных процессов в экономике и абстрагирование от случайных, личных, частных элементов. Смит пытался проникнуть во внутреннюю связь явлений, обнаружить за внешней и поверхностной картиной глубинные закономерности. Смит в своем учении ставил две цели. С одной стороны, он пытался проникнуть во внутреннюю физиологию общества, а с другой – описать явления капитализма, проявляющиеся внешним образом. Исходя из этого следует, что его методологии свойственна двойственность, или дуализм; он использовал два метода познания – эндозотерический (наблюдение внешних проявлений хозяйственной жизни), а также экзотерического (выявление и изучение сущностных характеристик). Рассматривая методы исследования, применяемые А. Смитом, нельзя не обратить внимания на нравственный подход автора к изучаемым явлениям (что, вероятно, связано с тем, что он возглавлял в свое время кафедру нравственной философии и первую свою книгу посвятил этическим проблемам). О таком подходе свидетельствует следующее высказывание: «Ни одно общество, без сомнения, не может процветать и быть счастливым, если значительная часть его членов бедна и несчастна. Да, кроме того, простая справедливость требует, чтобы те, кто кормят, одевают и дают кров всему народу, получали такую долю продуктов своего собственного труда, чтобы сами могли иметь сносную пищу, одежду и кров». Общество Адам Смит рассматривал как меновой союз, а основной характерной чертой человека считал склонность к обмену, торговле, был сторонником свободной конкуренции и выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Труды Адама Смита настолько разнообразны, что он стал праотцом двух враждующих направлений в экономике: 1) политэкономия труда (деление общества на классы с абсолютно противоположными интересами; эксплуататорское происхождение прибыли при капитализме) (Карл Маркс); 2) Экономикс (принцип «невидимой руки»; экономический либерализм; конкуренция).
|