ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Т. ВЕБЛЕНА
Основоположником институционалистического направления по праву считается Т. Веблен (1857-1929) Его перу принадлежат ряд исследований: «Теория праздного класса»(1899), «Теория делового предпринимательства» (1904), «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства» (1914), «Крупные предприниматели и простой человек» (1919), «Инженеры и система ценностей» (1921), «Абсентеистская собственность и предпринимательство в новое время» (1923). Веблен родился в семье норвежского крестьянина-эмигранта в сельской местности штата Висконсин. Получив, благодаря выдающимся способностям, высшее образование и даже докторскую степень, он так и не стал своим в академическом мире. Большую часть жизни Веблен провел в борьбе за хлеб насущный, часто меняя колледжи и университеты, в которых преподавал. Умер он в бедности за несколько недель до начала биржевого краха 24 октября 1929г. – «черного четверга», от которого ведет отчет «великая депрессия», подтвердившая во многом социальный критицизм его теорий. Как основоположник институционализма Веблен выводит ряд экономических явлений из общественной психологии; в основе его взглядов лежит своеобразное понимание человека как биосоциального существа, руководимого врожденными инстинктами. К числу последних Веблен относить инстинкт самосохранения и сохранения рода, инстинкт мастерства (склонность или предрасположение к эффективным действиям), а так же склонности к соперничеству, подражанию, праздному любопытству. Так, частная собственность предстает в его произведениях как следствие изначальной человеческой склонности к конкуренции: она изображается наиболее заметным доказательством успеха в соревновании и «традиционной основой уважения». Книги Веблена содержат скрытую, а порой и явную полемику с экономистами неоклассического направления. Всем своим творчеством он давал понять, что экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и рынках. Веблен писал, что предметом политической экономии является человеческая деятельность во всех ее проявлениях, общественные науки должны заниматься отношениями людей друг к другу. Он был одним из первых экономистов, кто поставил в центр исследований не «рационального», а «живого человека» и попытался определить, чем диктуется его поведение на рынке. Неоклассики часто представляли человека в виде идеальной счетной установки, мгновенно оценивающей полезность того или иного блага, с целью максимизировать общий эффект от использования наличного запаса ресурсов. Однако, согласно Веблену, экономическое поведение людей носит более сложный, часто иррациональный характер, ибо человек – не «машина для исчислений ощущений наслаждений и страдания», на поведении людей сказываются, например, мотивы демонстративного престижного потребления, завистливого сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса и прочие врожденные и благоприобретенные склонности. Поведение человека не может сводиться к экономическим моделям, основанных на принципах утилитаризма и гедонизма[28]. Согласно Веблену, институты, или принятая в настоящее время система общественной жизни, определяют непосредственно цели, подчиняющие себе поведение людей. Но благоприятные условия экономического развития существуют лишь в том случае, когда система институтов находится в гармонии с конечными целями, вытекающими из инстинктов. Другим важнейшим фактором, лежащим в основе изменения институтов, Т. Веблен считал технику, технологию. Согласно его учению эту доминирующую роль техника выполняет не всегда, а лишь на стадии машинного производства. Таким образом, в его методологии присутствуют элементы историзма, хотя во многом технократического свойства: институты изменяются потому, что на них воздействует человеческая психология, с одной стороны, и поток технических факторов - с другой. Эта двойственная психолого-технократическая концепция заложила основы современных теорий стадийности экономического роста и индустриальной цивилизации. Веблен поставил под сомнение два основополагающих положения неоклассической школы: - положение о суверенитете потребителя (положение, согласно которому потребитель является центральной фигурой экономической системы, требующим получить товары и услуги по самым низким ценам), - положение о рациональности его поведения. Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Именно они приносит почет и уважение. Характеристиками класса крупных собственников являются демонстративная праздность («не труд» – как высшая моральна ценность) и демонстративное потребление, тесно связанное с денежной культурой, где предмет получает эстетическую оценку не по своим качествам, а по своей цене. Другими словами, товары начинают цениться не по их полезным свойствам, а по тому, на сколько владение ими отличает человека от окружающих (эффект завистливого сравнения). Чем более расточительным становится лицо, тем выше поднимается его престиж. Не случайно в наше время существует такое понятие, как «издержки представительства». Высшие почести возводятся тем, кто, благодаря контролю над собственностью, извлекает из производства больше богатства, не занимаясь полезным трудом. И если демонстративное потребление является подтверждением общественной значимости и успеха, то это вынуждает потребителей среднего класса и бедняков имитировать поведение богатых. Отсюда Веблен делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а демонстративное расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности. Категория «завистливое сравнение» играет в системе Веблена очень важную роль. При помощи этой категории Веблен не только объясняет склонность людей к престижному потреблению, но также стремление к накоплению капитала: собственник меньшего по размеру состояния испытывает зависть к более крупному капиталисту, и стремиться догнать его; при достижении желаемого уровня появляется стремление перегнать других и тем самым опередить конкурентов. Центральное место в учениях Веблена занимает его учение о «праздном классе», к образованию которого он так же подходил исторически. Как и многие поклонники классического труда Л. Моргана «Древнее общество», Веблен различал в истории человечества несколько стадий: ранней и поздней дикости, хищного и полумирного варварства, а затем ремесленную и промышленную стадии. На разных стадиях люди жили в условиях сотрудничества. Тогда, как представлялось Веблену, не было собственности, обмена, механизма цен. Позднее, когда был накоплен излишек благ, военачальники и жрецы нашли выгодным править другими людьми. Так начался процесс формирования «праздного класса», а вместо с ним переход от дикости к варварству. По мере того, как мирные занятия уступали место военным походам и грабежам, подавлялся свойственный человеку инстинкт мастерства. Если раньше человек боролся, в основном с природой, то теперь - с другим человеком. В центре нового образа жизни находилась частная собственность, у истоков которой стояли насилие и обман. В более поздние исторические эпохи, писал Веблен, укоренившиеся мирные навыки лишь скрывались под маской мирных форм поведения. Окончательно установилась общественная иерархия с «праздным классом» на вершине социальной пирамиды. Внешними признаками отличия стало выставленное на показ безделье и потребление, рассчитанное на демонстрацию богатства («демонстративное расточительство»). Бурный прогресс техники вступил в острый конфликт со стремлением людей к показной роскоши. Согласно концепции Веблена, «отношения праздного (т.е. имущего непроизводственного) класса к экономическому процессу, является денежным отношением – отношением стяжательства, а не производства, эксплуатации, а не полезности… Обычаи мира бизнеса сложились под направляющим и избирательным действием законов хищничества или паразитизма. Это обычаи собственничества, производные, более или менее отдаленные, от древней хищнической культуры». Учение о праздном классе вкупе с методологией технократизма (дословно: технократия – власть техники) лежит в основе вебленовской концепции «индустриальной системы». Согласно этой теории капитализм (в терминологии Веблена – «денежное хозяйство») проходит две ступени развития: стадию господства предпринимателя, в течение которой власть и собственность принадлежит предпринимателю, и стадию господства финансиста, когда финансы оттесняют предпринимателей. Господство последних основано на абсентеистской собственности, предоставленной акциями, облигациями и другими ценными бумагами (фиктивным капиталом), которые приносят огромные спекулятивные доходы. Для последней стадии особенно характерна дихотомия (противостояние) между индустрией и бизнесом, интересы которых совершенно различны. Подиндустрией Веблен понимал сферу материального производства, основанную на машинной технике, под бизнесом сферу обращения (биржевых спекуляций, торговли, кредита и т.д.). Индустрия, согласно концепции Веблена, представлена не толькофункционирующими предпринимателями, но и инженерно-техническим персоналом, менеджерами, рабочими. Все эти слои заинтересованы в совершенствовании производства и потому являются носителями прогресса. Напротив, представители бизнеса ориентированы исключительно на прибыль, и производство как таковое их не волнует. Дихотомия между индустрией и бизнесом заключается, по Веблену, в том, что в индустриальной сфере функционируют слои, необходимые для общества, тогда как бизнес персонифицирован в «праздном классе», не несущем полезной нагрузки. В «праздный класс» Веблен заключил наиболее крупных финансовых магнатов; мелких и крупных предпринимателей он не считал социальными иждивенцами и даже (с некоторыми оговорками) зачислял в производительный класс. Конкретно картина установления «нового порядка» выглядела в произведениях Веблена следующим образом: научно-техническая интеллигенция начинает всеобщую стачку, которая парализует промышленность. Паралич экономики заставляет «праздный класс» отступить. Власть переходит в руки технократов, приступающих к преобразованию индустриальной системы на новых началах. Веблен утверждает, что достаточно объединиться незначительному числу инженеров (вплоть до одного процента их общего числа), чтобы «праздный класс» добровольно отказался от власти. Однако, по мнению Веблена, социализация собственности нужна лишь там, где паразитизм социальных слоев особенно сильно задерживает технический прогресс. При описании своего социального идеала Веблен делал акцент на проблемах управления, а не собственности. Он полагал, что в условиях высоко развитого капитализма, на стадии господства финансиста, акционерная форма автоматически превращает крупную капиталистическую собственность в нечто «абсентеистское». Вебленовская концепция эволюции «индустриальной системы» не прошла бесследно для левореформаторского крыла американской экономической мысли. Она получила дальнейшее развитие в исследованиях видного экономиста и социолога Дж. К. Гелбрейта, и в ряде футурологических моделей О. Тоффлера, Р. Хейлбронера и др.. 3.7.3. ТЕОРИЯ ДЖОНА КОММОНСА. Джон Роджерс Коммонс (англ. John Rogers Commons); 13 октября 1862, Холландсберг, Огайо - 1945) - американский экономист, сторонник институциональной теории. Если Веблена можно с полным основанием причислить к технократическому направлению американского институционализма, то его последователь Джон Коммонс возглавил социально-правовую разновидность этого течения. Наряду с преподавательской и научно-исследовательской деятельностью Коммонс активно сотрудничал с профсоюзами, работал экономическим и юридическим консультантом Американской федерации труда. В 30-е годы, войдя в состав Комиссии по отношениям в промышленности, он активно сотрудничал с рузвельдовской администрацией. Во многом благодаря его усилиям был разработан, и в 1935 году принят, акт о социальной защищенности, заложивший основы современной системы пенсионного обеспечения США. Научные труды Коммонса тесно связаны с интересами рабочего движения США и отражают его интересы. По инициативе этого ученого, при его первостепенном участии была написана четырехтомная «История труда в Соединенных Штатах». Из других его работ наиболее известна монография «Правовые основы капитализма» и «Институциональная экономическая наука». В сфере методологии Коммонс утверждал превосходство права над экономикой. Все его произведения пронизаны идеей мирного улаживания конфликтов и достижения социального согласия при помощи юридической процедуры. Коммонс уделил много внимания проблеме стоимости Изучая природу рыночных сделок, он ввел понятие «разумной стоимости» и считал, что она возникает в процессе спокойных коллективных переговоров. И если в начале своей карьеры Коммонс демонстрировал приверженность австрийской школе стоимости, то в дальнейшем он сконцентрировал свое внимание на проблеме индивидуальных и коллективных действий при заключении сделок, в ходе которых выявляется «разумная стоимость». При этом он отмечал, что определение ее уровня затруднено двойственным характером самой стоимости, поскольку она раскрывается одновременно и как благо, удовлетворяющее определенные потребности, и как титул собственности. Дж. Коммонс при изучении движения цен обнаружил длительную тенденцию их динамики, он пытался выявить в ее рамках короткие циклы, дающие о себе знать каждые шесть-десять лет.
3.7.4. КОНЦЕПЦИЯ «ИЗМЕРЕНИЯ БЕЗ ТЕОРИИ» У. МИТЧЕЛЛА Уэсли Клэр Митчелл (1874-1948)— американский экономист, был учеником и последователем Т. Веблена. Учение Т. Веблена о противоречиях между бизнесом и производством произвело на У. Митчелла сильное впечатление, он пытался подтвердить его огромным массивом статистических данных, Это нашло свое выражение в его анализе разрыва между движением производства и движением цен. Сбору и анализу статистических данных Митчелл посвятил всю свою жизнь. Много внимания уделял У. Митчелл изучению экономических циклов. У. Митчелл понимал связь теоретических построений со сбором и анализом статистических данных. Основные работы: «Деловые циклы» (1913), «Золото, цены и заработная плата» (1908). Интересен взгляд У. Митчелла на экономическую теорию. Он рассматривал ее как отклик на социальные проблемы (в этом, вероятно, сказалось влияние его учителя — Т. Веблена). То же можно отнести к другому высказыванию Митчелла: «заигрывание с филантропией» и «кокетничанье с реформами» отражает желание найти «определенный способ осуществления требования социальной справедливости — требования, в столь сильной степени присущего человеческой природе». Однако в годы «Нового курса» Митчелл активно участвовал в правительственных мероприятиях по восстановлению экономики. У. Митчелл проявлял большой интерес к истории экономической мысли и начал писать книгу, посвященную этой проблеме, но не успел ее завершить. Значительную часть жизни У. Митчелл посвятил работе в Национальном бюро экономических исследований, возглавляя в нем исследовательскую деятельность. Здесь У. Митчелл трудился в гораздо больших масштабах, чем это можно было делать в одиночку и создал основу для прорыва исследований в области национального продукта и дохода, выполненных впоследствии С. Кузнецом, У. Кингом и др. Оценивая сделанное У. Митчеллом, следует отметить, что им было создано эмпирическое направление в институционализме. На основе проделанной работы в Бюро он выпустил книгу «Что происходит во время экономических циклов». Хотя основные усилия У. Митчелла были затрачены на сбор и анализ огромного фактического материала, упрекать его в недооценке теории вряд ли справедливо. Он всегда хотел, чтобы его работы были «проверенным объяснением фактов, а не логическим упражнением». Этим объясняется его интерес к эмпирическим данным, а свои взгляды на экономическую теорию он изложил в лекциях, записанных одним из его студентов. У. Митчелл задумал книгу, в которой он собирался сформулировать экономическую теорию, опирающуюся на собранный им огромный статистический материал, но сделать этого не успел. Однако сделанного У. Митчеллом оказалось достаточно для того, чтобы занять (по словам Б. Селигмена) почетное место в истории экономической науки
|