Студопедия — Культура и общество. Социокультурная динамика и регуляция
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура и общество. Социокультурная динамика и регуляция






3.1. Понятие культура ведёт своё начало от латинского слова cultura – возделывание, обработка, улучшение чего-либо человеком (агрикультура, культура духа) в отличие от понятия natura – природная, естественная среда. Этот термин был введён в научный оборот римским политическим деятелем и оратором М.Т.Цицероном для характеристики философии как «культуры ума» - совершенствования духовных способностей человека. Идея культуры – развитие, совершенствование человека. В классическом понимании понятие культура связано с просвещением и воспитанием. Слово культура становится самостоятельным научным понятием в эпоху Просвещения, обозначая просвещённость, гуманность и разумность. Культура – совокупность высших духовных ценностей. В XIX веке складывается антропологическое и социологическое понимание культуры как многообразных типов человеческой деятельности, реально существующего и исторически меняющегося образа жизни людей, социальных норм и ценностей. Культура – это творческая, созидательная деятельность человека по преобразованию природы и общества, в процессе которой формируются материальные и духовные ценности, совершенствуется сам человек.

 

3.2. Функции культуры. Адаптивная – культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде (с помощью орудий труда, транспортных средств – материальной культуры). Креативная – человек расширяет среду обитания, осваивает и преобразует мир. Коммуникативная – это условие и результат общения людей. Интегративная – культура объединяет народы и социальные группы. Любая социальная общность скрепляется культурой. Аксиологическая – это система ценностей, ценностных ориентаций. Нормативно-регулятивная – культура создаёт правовые, моральные, идеологические нормы, правила, стандарты, способствуя социальному равновесию. Трансляционная (информационная) – это сохранение и передача общественного опыта. Семиотическая – культура существует в знаках, символах, языках, текстах. Функция социализации – процесс усвоения индивидом социального опыта, ценностей и норм поведения. Реляксационная – формы снятия напряжения: увеселения, праздники, игры, ритуалы (Й.Хейзинга «Homo ludens»).

 

3.3. Морфология культуры. Культура – полисемантическое понятие, многоуровневая система, в которой можно выделить следующие уровни:

(1) Мировая (общечеловеческая) культура – синтез лучших культурных достижений различных народов. Культурное наследие выражают культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, свойства, присущие всем культурам. Антропологи выделяют более 70 универсалий (число, этика, семья и др.).

(2) Надэтнические культурные общности – метакультуры: западная (европейская), христианская, исламская.

(3) Исторические типы культуры, охватывающие различные исторические эпохи и культуру различных стран и народов: первобытная, античная и т.д.

(4) Этнические и национальные культуры.

Этническая (народная) культура Национальная (высокая) культура
Исходный базис национальной культуры, отражение векового опыта народной жизни: фольклор, народные обычаи, праздники, промыслы. Усваивается в жизненном опыте. Средоточие – деревня (сельская). Сохраняет архаические нормы жизни, тяготеет к замкнутости, стремится к сохранению локальных особенностей быта, поведения, языка. Коллективное (анонимное) творчество. Развивается на основе письменности и образования, воплощается в литературе, искусстве, философии, науке и технике. Овладение требует обучения. Средоточие – город (городская). Открыта переменам, впитывает достижения других культур. Отвергает локальные различия. Авторская культура.    

 

Этнокультурные стереотипы – это упрощённое представление о типичных чертах какого-либо народа. Виды национальной культуры: доминирующая, общепризнанная (официальная) и неофициальная (маргинальная); религиозная – светская; традиционная – современная (инновационная); сельская - городская, столичная – провинциальная.

Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к культуре инновационной (западная культура), а также, как показывает опыт второй половины XX века, - сочетание модернизации с традиционными устоями.

Традиционная (монологическая) культура «закрытого» общества: доминирование традиционности над новаторством; общество веками остаётся почти неизменным (традиционализм восточных культур – китайской, индийской, японской). Избыточная нормативность, регламентация всех форм человеческой жизнедеятельности, строгое соблюдение традиций, враждебность ко всему чужому. В результате – застойный характер общественной жизни.

Инновационная (диалогическая) культура современного, «открытого» общества: новаторство доминирует над традиционностью; создаются условия для технического и социально-экономического прогресса общества. Демократия, свобода мышления и поведения, плюрализм, социальная мобильность – человек ценится не за статус, а за личные достижения и заслуги, поощрение личной инициативы, свобода коммуникаций и обмена информацией. В результате – динамичность развития культуры и высокие темпы социально-экономического прогресса.

 

Современная (инновационная) культура Запад Традиционная культура Восток
Либерально-демократическая политическая модель. Личностное сознание, разнообразные формы социального поведения и социальных объединений. Толерантность, стремление к диалогу с другим, преобладание универсального. Ориентация на изменения, разнообразие, отход от известных образцов. Массовое образование. Динамизм, мобильность, активизм. Светский характер социальной жизни. Наличие в обществе многочисленного среднего класса – консенсус между государством и гражданским обществом. Рационализм, развитие точных наук и высоких технологий. Городские формы жизни. Авторитарная (имперская) политическая модель. Родовое (коллективное) сознание: большая роль семейно-родственных и корпоративных связей. Нетерпимость ко всему чужому: ксенофобия, преобладание локального. Ориентация на образцы, воссоздание традиционных отношений, строгость поведенческих регулятивов. Инерционность, консерватизм. Доминанта религиозной традиции. Приоритет государства над гражданским обществом, значительный имущественный разрыв между элитами и массами. Интуитивизм, близость к природе. Деревенские формы жизни.

 

(5) Отдельные компоненты – формы национальной культуры.

Духовная культура: мифология, религия, искусство, философия.

Социальная культура – культура социальных отношений: этическая, правовая, политическая культура.

Технологическая культура: техника, наука, инженерия.

Культура повседневности – культурные сценарии деятельности: культура труда, учёбы, игры, досуга, общения, быта (жилья, одежды, питания, гигиены), физическая культура и спорт, сексуальная культура и культура семейно-брачных отношений.

Культура труда – авторитарный и демократический стили руководства.

Культура учёбы - ученик как пассивный объект обучения и развивающее, креативное обучение: неформальное личностное общение ученика и учителя, нераздельное слияние процесса учёбы с жизнью, учёт индивидуальных особенностей учащихся, сотворчество учителя и ученика.

Культура игры – (1) игровое начало пронизывает все формы культуры: религиозные культы, праздники, игровые элементы в искусстве, науке, экономике, правосудии, политике, дипломатии, военном деле. (2) Современное разрастание мира игр как особой сферы деятельности.

Признаки игры: свободная, неутилитарная деятельность, отсутствие других целей, кроме эстетических – удовольствия от игры; выход за рамки реального в область воображаемого, виртуального; Обособленность от обыденной жизни, существование в особом пространстве-времени игры; свои законы – эстетика игры; напряжение, дух борьбы, эмоциональная насыщенность; объединение играющих в содружество.

Культура досуга – будничное безделье, домашняя работа, праздник, смена занятий, отрицательные формы релаксации (наркомания, алкоголизм, азартные игры, проституция).

Культура общения. Виды общения – внешнее, формальное: ритуальное, этикетное; функциональное, анонимное; неформальное: приятельское, интимное (основанное на душевной близости – дружба, любовь).

(6) Субкультуры - культура отдельных демографических и социальных слоёв и групп.

(7)

3.4. Понятие цивилизация. Признаки цивилизованности. Цивилизация (от лат. civis – гражданин, civilis – гражданский, государственный) – понятие, известное со времён античности, где оно как форма жизни противоставлялась варварству. В качестве самостоятельного термина, соотносимого с понятием культура, вошло в словоупотребление и научный оборот в эпоху Просвещения – зрелая стадия всемирно-исторического процесса, ценности гражданского общества, основанного на началах разума, справедливости и законности (А.Вольтер, В.Мирабо, И.Г.Гердер и др.). Понятие цивилизация может означать:

(1) Материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовности и творчества (И.Кант, Г.Зиммель – немецкая традиция).

(2) Последняя, завершающая фаза эволюции какой-либо культуры (О.Шпенглер).

(3) Метакультура, социокультурная общность высшего уровня: А.Тойнби, С.Хантингтон.

Примитивные народы, не знающие городов, не являются цивилизованными. Первичные показатели цивилизованности: зарождение государства, появление городов (урбанизация), каменных строений и цивилизованных удобств в городах (водопровод, канализация), письменности и др.

Современные показатели: экономические показатели роста, доля заработной платы в ВВП, разница в доходах между высшими и низшими социальными слоями на уровне 4-1 или 5-1, научная организация труда, развитие высоких технологий (информационные, биотехнологии, электроника, автоматизация) и сферы услуг, развитие городской инфраструктуры (жильё, транспорт, связь, массовые коммуникации), санитарные и экологические показатели, всеобщая грамотность и уровень развития высшего образования, демографические показатели (уровень рождаемости и смертности, особенно детской, средняя продолжительность жизни). Социологи выделяют страны с высоким («золотой миллиард»), средним и низким индексом развития. Индекс развития учитывает среднюю продолжительность жизни, уровень развития образования и реальный ВВП на душу населения. Россия оказалась на 60-м месте в мире, попасть в середняки нам помог высокий показатель образованности населения (данные 2004 года).

Типы цивилизаций по хозяйственному укладу: земледельческие (аграрные); индустриальная; постиндустриальная.

Особую роль в цивилизации составляет её культурное – ценностно-нормативное, ментальное, духовное, религиозное ядро. Цивилизация – это социальные и технологические аспекты культуры.

 

3.5. Социальная и культурная динамика. Культурная динамика может опережать социальную: закономерность традиционной культуры и наоборот – проблема современной культуры. Можно выделить три вида конфликтов, связанных с развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние. Аномия – ценностный вакуум, деструкция ценностей. Термин аномия, обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был введён Э.Дюркгеймом. В конце XIX века аномия была вызвана ослаблением влияния религии в промышленном обществе. Переход к индустриальному обществу породил распад религиозно-нравственных ценностей, неустойчивость семейных отношений, рост преступности и увеличение числа разводов. В начале XX века У.Осборн ввёл понятие культурного запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформации духовной культуры. О возникающих проблемах писали О.Шпенглер («Закат Европы»), Х.Ортега-и-Гассет («Восстание масс»), Й.Хейзинга («В тени завтрашнего дня»), Э.Фромм – критика потребительского общества и задача гуманизации технологического общества, Г.Маркузе – критика одномерного человека. Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации народами Европы. Чуждое влияние тормозит процесс национальной интеграции (исследования Б.Малиновского). Чуждому влиянию не однажды подвергалась и русская культура.

Культурное пространство неоднородно, оно включает центр – формы культуры с наиболее высоким потенциалом и периферию – более инертные, менее упорядоченные, неправильные, переходные (маргинальные) формы. Рядом с живой культурой существуют иные временные слои культуры: реликтовые (архивные) культурные формы – осколки прошлого и проектные культурные формы – зародыши будущего. В культуре есть преходящие явления, которые живут недолго и исчезают (капризы моды, шлягеры, например) и наоборот непреходящие достижения.

 

 

3.6. Ценностная структура современного общества

Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму, аскетизму, рационализму и т.д.).

Характер ценностей Содержание ценностей
Витальные Жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическая форма человека, качество жизни, потребления, комфорта
Социальные Социальное положение, статус, престиж, успех, трудолюбие, предприимчивость, равенство полов, социальное равенство, активное участие в жизни общества, ориентированность на будущее
Политические Права и свободы человека и гражданина, государственность, законность, гражданский мир и долг, участие в политике, патриотизм
Моральные Добро, благо, любовь, честность, уважение к старшим, справедливость, взаимопомощь, порядочность, толерантность
Художественно- эстетические Творчество, красота, стиль, гармония, самобытность, новизна, мода, вкус
Религиозные Вера, спасение, ритуал, святость, заповеди

Среди данных ценностей находимы культурные универсалии и ориентации, характерные для модернизированного общества.

 

3.7. Культурные нормы. Культурные нормы – это образцы и требования к поведению человека. Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Самнеру (1840-1910): обычаи, нравы, законы. Современная типология культурных норм учитывает также традиции, привычки, табу, верования, вкусы, увлечения, моду. Классификация норм от самых жёстких, наиболее наказуемых: табу, законы, нравы, традиции, обычаи, привычки. Как показали исследования У.Самнера, Б.Малиновского и других социологов и антропологов, культуру можно понять только на основе её собственных норм и ценностей. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера были потрясены, узнав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи (или обычай сати – самосожжение вдовы в индийском обществе).

Как система норм и правил, культура начинается с табу – запретов на убийство, кровосмешение и проч. В архаической культуре все сферы жизни были ритуализованы. Ритуал – тщательно распланированный набор жестов и слов, обладающих символическим значением, призван драматизировать событие, придать ему особую значимость. Ритуал придаёт событию сакральный, культовый смысл. Функции ритуала: сдержать агрессию (переход от аффективного к традиционному – ритуальному действию), сплотить группу – ритуал возводит все формы человеческого поведения к архетипам – архаическим образцам, которым человек подражает как член данной группы. Ритуал всегда ориентирован на признанный образец, архетип и его повторение. Ритуалы отмечали переход человека из одного жизненного периода в другой. Общество кодировало каждый жизненный цикл человека. От человека ждали поведения в соответствии с его возрастом и социальным статусом. Ритуалы окружали все важнейшие переходные события в жизни человека (рождение, половая зрелость, брак, смерть) и в жизни природы. Одна из самых ритуализованных религий конфуцианство – ритуализованная этика, превращающая китайскую культуру повседневности в набор игровых ситуаций.

Ритуализация жизни связана с ориентацией традиционной культуры на вечные архетипы, образцы, стабильность, неизменность, постоянство. В бытовом значении слово традиция употребляется в одном ряду с обычаем, ритуалом, обрядом и т.п. Традиция – родовое понятие, а обычай, обряд, ритуал – более частные, видовые по отношению к нему. Традиция – это то, что унаследовано от предков, предание, это культурное наследие, окружённое почётом и уважением, которое служит объединительным началом. Особенности традиции – избирательность: традиция связана с отбором культурного материала. Сохраняется и передаётся то, что представляется наиболее важным и ценным. Повторяемость: длительность существования каких-то явлений культуры служит признаком их принадлежности к традиции. Действенность традиции выражается в её практическом характере, традиция стимулирует некоторые поступки и виды деятельности, другие запрещает и осуждает. Многозначность – полисемантизм культурной традиции: в процессе передачи культурных традиций происходит колоссальное сгущение информации. Авторитарность – традиция либо принимается на веру, либо не принимается. Одни традиции выполняются в обыденной, другие в праздничной, торжественной обстановке.

Как формируется традиция? Образ жизни создаётся нашими привычками. Привычка – это установившаяся схема (стереотип) поведения в определённой ситуации. Есть коллективные привычки, которые усваиваются человеком в процессе социализации. Их огромное множество (спать лёжа, есть первое ложкой, а второе вилкой, закрывать за собой дверь и т.д.). Они соблюдаются нами автоматически, без осознания. Кроме них, существует масса индивидуальных привычек (рано или поздно вставать, одеваться теплее или легче, чистить зубы утром или вечером, пить утром чай или кофе и проч.). Существуют вредные привычки (громко разговаривать, читать лёжа или за обедом, грысть ногти и проч.), они свидетельствуют о плохих манерах, или невоспитанности. Привычки закрепляются в результате многократного повторения.

Обычай – установившийся порядок поведения, основанный на привычке: обычаи гостеприимства, празднование Рождества и Нового года, уважение к старшим и проч. Это одобренные обществом коллективные образцы действий, которые рекомендуется исполнять. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию.

Обычаи воплощаются в обрядах и ритуалах - совокупности установленных действий, имеющих символический смысл. Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. Древнейшие обряды, которые хранит народная культура, - календарные обряды и праздники, связанные с брачной и поминальной обрядностью. Обряды сопровождают важнейшие события человеческой жизни, связанныес рождением (наречение имени, крещение), браком (сватовство, помолвка, свадьба), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в студенты), переходом в другой возраст (обряды инициации), смертью (отпевание, погребение, поминки). В основе обряда и ритуала лежит символическое действие.

Церемония – особенно торжественный обряд или ритуал, подчёркивается особенная ценность совершаемых действий. Сложный церемониал отличал придворную жизнь, особо торжественная церемония – коронация. Сложный церемониал придворной жизни характерен для византийской культуры и Востока (Персия, Китай).

Традиции (обычаи, обряды, ритуалы) – это культурное наследие. Моральные ценности общества отражают нравы, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. Нравы порождают законы – правовые нормы, требования поведения, оформленные правительственным документом, подкреплённые политическим авторитетом власти. Нарушение законов наказуемо юридически. Традиционное общество отличает строгость нравов и законов. Важным проявлением нравов и неписаных законов общества является общественное мнение.

К этическим нормам, кроме нравов, относятся манеры - это внешние формы поведения человека, получившие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают воспитанных людей от невоспитанных, в традиционной культуре – аристократов и светских людей от простолюдинов. Привычки приобретаются стихийно, хорошие манеры надо воспитывать.

Этикет – система культурных правил, призванная обеспечить общение неравных партнёров. Слово этикет ввёл Людовик XIV в XVII веке. На одном из приёмов гостям были вручены карточки с перечислением требуемых правил поведения. Этикет – это хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Виды этикета: дипломатический, придворный, светский, гражданский, деловой этикет. В современном этикете главное правило – уважать другого человека, толерантность. Современный деловой этикет велит быть оптимистом. Этикетные отношения сохраняются там, где доминируют формы официального, функционального общения. В России воспитанность – это интеллигентность.

Традиционная культура – нормативная система культуры ориентирована на привычные и коллективные формы поведения, неизменность и стабильность общепринятых норм. Современная культура тяготеет к изменчивости и многообразию культурных норм. В ней всё более важное место начинает занимать понятие индивидуальной нормы поведения и креативно-эстетический фактор. С этическим понятием манеры связано эстетическое понятие манера – это индивидуальные черты поведения (манера говорить, смеяться, одеваться), индивидуальный стиль (стиль – это человек, как говорили в XIX веке). Вкус - склонность или пристрастие к чему-либо. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться. Вкус индивидуален, он показывает, насколько человек отклоняется от общепринятых форм, усреднённых стандартов. Мода – кратковременное увлечение, преходящая популярность каких-либо веяний в одежде, поведении, искусстве. Нормы традиционной культуры ориентированы на традицию, повтор, образец. Нормы современной культуры обращены к личностному, креативному поведению. В то же время современная популярная культура много берёт от традиционных праздников, ритуалов, народных гуляний[24].

Литература

1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.

2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л., 1990.

3. Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социол.исслед. 2004. № 7.

4. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб., 2004.

5. Кравченко А.И. Культурология. М., 2001.

6. Равич М.М. Этикет. СПб., 1999.

7. Энциклопедия русских обычаев. М., 2000.

 

Контрольные вопросы

  1. Дайте просветительское и современное философское определение культуры.
  2. Каковы важнейшие функции культуры?
  3. Из каких уровней складывается система культуры?
  4. Каковы различия между этнической и национальной культурой?
  5. Назовите важнейшие разновидности национальной культуры.
  6. Каковы важнейшие различия между традиционной и современной культурой?
  7. Назовите важнейшие формы национальной культуры.
  8. Раскройте понятие культура повседневности.
  9. Дайте определение цивилизации.
  10. Назовите первичные показатели цивилизованности.
  11. Назовите современные показатели цивилизованности.
  12. Какие существуют типы цивилизаций по хозяйственному укладу?
  13. Что такое аномия?
  14. Что такое культурное запаздывание?
  15. Приведите пример чуждого влияния.
  16. Из каких неоднородных форм складывается любое культурное пространство?
  17. Назовите самые первичные и жёсткие культурные нормы.
  18. Что такое культурный релятивизм с точки зрения культурных норм?
  19. Каковы функции ритуала?
  20. Дайте определение традиции.
  21. Каковы особенности традиции?
  22. На основе чего складывается традиция и в чём она воплощается?
  23. Назовите важнейшие культурные нормы традиционного общества, кроме традиций.
  24. Что такое этикет?
  25. Каковы виды этикета?
  26. Чем культурные нормы современного общества отличаются от норм традиционного общества?

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 1695. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия