Тема 4. ГАРМОНИЯ ЦВЕТОВ. ЦВЕТОВОЙ КРУГ
Задачи: познакомиться с различными видами цветовых кругов и принципами их построения, проанализировать набор красок для выполнения цветового круга способом смешения цветов; освоить опыт выведения цветовой гармонии на основе формализованных цветовых схем. Проблема гармонии цветов может рассматриваться с точки зрения живописи, гармоничных сочетаний в декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Гармоничные сочетания по цветовому кругу и с использованием системы цветовых кругов можно встретить практически во всех справочниках и руководствах по гармонии цвета1. Оптимальным считается круг, состоящий их 24 цветов. В истории науки о цвете есть примеры цветовых кругов, составленных из бó льшего количества переходных тонов. Так, Мишель Шеврёль составил цветовой атлас на основе 72-ступенчатого круга (в основе использовался шестицветный круг). Каждый из цветов он смешивал с белым и черным, получив 22 оттенка одного цвета. В итоге получился атлас, состоящий из 1584 цветов. На историческом материале и в современной практике искусства можно выделить следующие основные типы цветовой композиции. 1. Ахроматическая цветовая композиция, которая может состоять из белого и черного, с использованием всех серых тонов (см. Тема 1). 2. Монохромная (однотоновая) композиция строится на основе одного цветового тона или с добавлением одного родственного цвета (см. Тема 2). 3. Полярная цветовая композиция состоит из пары дополнительных цветов, противоположных в цветовом круге. Цвета используются с разными оттенками, в том числе в сочетании с ахроматическими тонами (см. Темы 2, 4). 4. Трехцветные композиции, в которых используются основные краски, так называемые триады. Такие композиции – самые сложные для гармонизации (см. Тема 4). 5. Композиции на основе родственных цветов. Благодаря своему близкому расположению такие цвета легко сочетаются. В цветовом круге находятся следующие группы родственных цветов: желто-красные (красно-желтые), желто-зеленые (зелено-желтые), сине-красные (красно-синие) и сине-зеленые (зелено-синие). 6. Композиции на основе родственно-контрастных цветов. Родственно-контрастные цвета находятся в смежных четвертях цветового круга, например, пара: красно-фиолетовый и красно-оранжевый.
________ 1Стефанов, С. Цвет ready-made или теория и практика цвета / С. Стефанов, В. Тихонов. – М.: РепроЦЕНТР, 2006.
7. Многоцветные композиции состоят из четырех или большего количества цветов. Сочетания цветов, близких по цветовому тону, насыщенности и светлоте, составляют следующие типы колорита: – насыщенный (яркий) колорит используется в народном искусстве, в авангардных течениях, в детском творчестве. Цвета берутся в максимальной насыщенности; – разбеленный (светлый) колорит использовали художники эпохи Возрождения и художники XVIII в.; – ломаный (серый) колорит можно увидеть в работах таких художников, как О. Остроумова-Лебедева, А. Бенуа, Е. Лансере. В произведениях стиля «модерн» также использовались сложные, изысканные, «ломаные» цвета; – зачерненный (темный) колорит используют при изображении трагических событий, мрачных настроений.
Упражнение 4.1. Выполнение цветового круга. Цветовой круг можно построить двумя способами: из готовых материалов по типу спектрального и на основе смешения цветов. Цвета в 12-частном круге располагаются в порядке цветов в спектре (как в радуге): яркий желтый, желто-оранжевый, оранжевый, чистый красный, пурпуровый, фиолетовый, синий, голубой, голубовато-зеленый, чистый зеленый, зеленовато-желтый, желтый лимонный. Построение цветового круга на основе смешения цветов возможно несколькими способами. Самый распространенный цветовой круг Иоханнеса Иттена, в котором используют три краски: желтую, красную и синюю. Следующий способ выполнения цветового круга способом смешения потребует трех красок субтрактивно первичных цветов: циан (голубой или бирюзовый), маджента (фуксин или пурпуровый) и желтый. Попарно смешивая цвета, получим цвета второго порядка, затем третьего. В цветовом круге В. М. Шугаева и В. Н. Козлова используются четыре уникальных (унитарных) цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Интересно отметить, что встречается расположение цветов в цветовом круге, как по часовой, так и против часовой стрелки. Так, например, в цветовых кругах В. Оствальда, И. В. Гёте порядок цветов против часовой, у И. Иттена, И. Ньютона – по часовой стрелке. И в том, и в другом цветовом круге по диаметру находятся взаимно дополнительные цвета или близкие к ним. Правильность нахождения дополнительных цветов можно проверить, смешивая противоположные цвета. Если в результате смешения получится серый цвет, то такие цвета являются дополнительными. Последовательность выполнения упражнения способом смешения цветов: –на листе формата А4 начертить цветовой круг диаметром 14 см, разделить на 12 частей; – взять три основных цвета: красный, синий, желтый; – сделать выкраски цветов первого, второго и третьего порядка; – разместить цветные образцы по кругу. Пример выполнения задания представлен в приложении (рис. 38). Последовательность выполнения цветового круга по типу спектрального: – подобрать образцы цветной бумаги, соответствующие оттенкам цвета, указанным в начале упражнения 4.1. – вырезать цветные образцы любой геометрической формы (круг, квадрат, треугольник), наклеить по кругу на формат А4. На практике часто используют систему цветовых кругов, состоящую из разбеленных и зачерненных рядов (рис. 39). При выборе гармонических сочетаний используют оттенки из зачерненных (4, 5), насыщенных (3) и разбеленных (1, 2) рядов. Рассматривая эти цветовые круги, можно заметить, что желтые и красные цвета при смешении с белым желтеют, сине-зеленые – голубеют, желтые цвета при смешении с черным зеленеют. Система цветовых кругов, по сути, представляет цветовой конус на плоскости. Но в этой плоской системе отсутствуют ломаные цвета. Найти им место можно в другой конструкции, где к каждому цвету добавлено изображение половины двойного цветового конуса (рис. 40 а). Таким образом, мы имеем дело не с плоской фигурой, а с объемно-пространственной формой, в которой мы видим всю гамму оттенков разной насыщенности и светлоты. Если соединить половинки дополнительных цветов, получим изображение разреза двойного цветового конуса по ахроматической оси (рис. 40 б). Такая форма получила название цветового тела. Хроматическая гармония может быть нюансной или контрастной. В нюансной гармонии подбираются цвета, близкие по светлоте и насыщенности или близко расположенные в цветовом круге. В контрастной гармонии сочетаются цвета с большими интервалами от 90° до 180° цветового круга. В приложении (рис. 41) представлены схемы составления гармонических сочетаний: 1 – диаметрально контрастная пара цветов (полярная гармония); 2 – контрастная пара цветов; 3 – классическая триада; 4 – контрастная триада; 5 – аналогичная триада (родственно-контрастные или родственные цвета); 6 – четырехцветная гармония (две пары родственно-контрастных цветов или две пары дополнительных цветов); 7 – аналогичная триада с дополнительным цветом (родственные цвета или родственно-контрастные с дополнительным цветом); 8 – классическая триада с дополнительным цветом. Поворачивая по кругу цветовые схемы, получим новые комбинации цветов. При этом используя одну и ту же схему, но в разных цветовых сочетаниях, получим различные результаты. Так, например, в желто-синей паре взаимно-дополнительных цветов цветовой контраст дополняется светлотным контрастом. Композиция может быть светлой, если фон строится на оттенках желтого цвета и темной, если фон синий. Такая гармония воспринимается «нарядно» (рис. 41 – 1). В другой паре – красно-зеленой оба цвета равные по светлоте. В чистом виде такое сочетание встречается редко. Лучшим вариантом будет использование монохромных оттенков или добавление черно-белых цветов. Самой уравновешенной гармонией будет трехцветная гармония или триада, например: желтый – красный – синий. Недаром она получила название «классической» (рис. 41 – 3). Цвета, взятые в малых интервалах (рис. 41 – 5) воспринимаются как оттенки одного цвета, поэтому гармония строится по типу монохромной. Четырехцветные гармонии состоят из двух пар дополнительных цветов (рис. 41 – 6), триад с дополнительными цветами (рис. 41 – 7, 41 – 8), поэтому они составляют контрастные цветовые сочетания.
Упражнение 4.2. Выполнение эскиза декоративной композиции с использованием схем по цветовому кругу. Последовательность выполнения упражнения: – разработать эскиз декоративной композиции из стилизованных элементов на формате 12× 12 см; – выбрать схему и тип колорита; – выполнить композиции, используя принципы подбора цветов по типу упражнения 2.3; – рядом с композицией показать схему и палитру оттенков выбранных цветов. Варианты цветового решения композиций: – гармоничные сочетания родственных цветов в светлом колорите; – полярная гармония – сочетания диаметрально-контрастной пары цветов из яркого, светлого и теневого ряда (рис. 42); – гармонические сочетания родственных цветов с дополнительным цветом в различных вариантах насыщенности (рис. 43); – аналогичная триада – гармония родственных цветов (рис. 44); – четырехцветная гармония (сочетания двух пар родственно-контрастных цветов) (рис. 45); – четырехцветная гармония (классическая триада с дополнительным цветом) (рис. 46). Все выполненные задания оформляются в папку и представляются к зачету. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Параметры определения цвета. 2. Психофизиологическое и эмоциональное воздействие цветов на человека. 3. Порядок цветов в спектре. Цветовой круг И. Ньютона. 4. Древняя триада основных цветов. 5. Классификация цветов И. В. Гёте. 6. Цветовой шар Ф. О. Рунге. 7. Способы смешения цветов. 8. Субтрактивное (вычитательное) смешение цветов. 9. Аддитивное (слагательное) смешение цветов. 10. Первичные цвета. 11. Одновременный контраст цветов. Привести примеры. 12. Последовательный контраст. Условия, при которых он возникает. Привести примеры. 13. Способы ослабления цветового контраста. 14. Схемы гармонических цветовых сочетаний по цветовому кругу. 15. Нюансные гармонии. 16. Контрастные гармонии. 17. Системы RGB и CMYK. 18. Какими характеристиками обладают ахроматические цвета? 19. Какими характеристиками обладают хроматические цвета? 20. Какие цвета спектра являются возбуждающими и тонизирующими? 21. Какие цвета спектра являются угнетающими и успокаивающими? 22. Изобразить схему спектра. 23. Варианты одновременного контраста. 24. Какие цвета в оптической смеси дают ахроматический тон. 25. Какие цвета называются дополнительными? 26. Что такое насыщенность цвета? 27. Какие собственные качества цвета существуют? 28. Что такое несобственные качества цвета?
|