Проблема соотношения субъекта и объекта познания
Субъект познания - это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом является, прежде всего, индивид, наделённый сознанием. Но субъект - это и коллектив, и социальная группа, класс, общество в целом. В субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры и т.п., но они выступают здесь лишь как части, элементы системы " субъект", а не сами по себе. На уровне индивидов или учёных те же самые приборы оказываются лишь средствами, условиями деятельности субъектов. Общество в процессе своего развития считается универсальным субъектом в том смысле, что в нём объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений, что вне общества нет и не может быть никакого познания и практики. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов. Объект – это то, что познается субъектом, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта. " Объект" и " объективная реальность" - не совпадающие понятия. Электрон вплоть до конца XIX в. не был объектом, хотя был частью объективной реальности. Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Сознание индивида - объект для психолога. Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: своё поведение, чувства, мысли. В этих случаях понятие субъекта как индивидуума сужается до субъекта как актуального мышления, до " чистого " Я" (из него исключается телесность человека). Объект и субъект понятия различные, но в то же время связанные друг с другом в плане " взаимопереходов". Грани между ними не абсолютны. В классической физике постулировался абсолютный характер, независимость физических объектов от субъекта и от условий познания. Теперь же субъект и условия познания " вторглись" в сам объект (квантовая физика). Условия познания опосредуют отношения субъекта и объекта. Объективный идеализм, допуская существование мышления вне человека, с необходимостью приходил к выводу о существовании внечеловеческого субъекта, в качестве которого выступал мировой дух. В философии Канта субъект понимается не как некая материальная или идеальная вещь, а как чистая деятельность индивидуального человеческого сознания, самодеятельность. У Гегеля абсолютный дух познает себя как инобытие. Знание, добытое отдельным индивидом и зафиксированное в языке и других формах материальной и духовной деятельности, как бы перестает ему принадлежать. Но это не означает, что оно приобретает статус объективного духа и перестает зависеть от субъекта познания вообще. Просто из достояния индивидуального субъекта оно превращается в достояние общественного, гносеологического субъекта. Оно начинает существовать в " общественной голове", в сознании гносеологического субъекта. Субъект является активной стороной в познавательном процессе, объект Взгляд на познавательный процесс сквозь призму категорий субъекта и объекта позволяет подчеркнуть ряд идей. Во-первых, это позволяет совместить принцип отражения с признанием творческого, активного познавательного процесса. Человек не ждет, когда внешний мир отразится в его сознании. Он сам генерирует познавательные структуры и в ходе практической деятельности проверяет меру их соответствия объективной действительности. Во-вторых, это позволяет понять любой вид знания как субъективный образ объективного мира. Познавательный образ, будучи продуктом деятельности субъекта, всегда включает в себя элемент субъективности. Противоположность субъективного и объективного проникает в саму структуру образа. В-третьих, именно субъектно-объектное отношение позволяет раскрыть механизм социальной обусловленности познавательного процесса. Субъект имеет социальную природу, создаваемые им познавательные структуры несут не только информацию об объекте, но и отражают состояние общественного развития, отражают потребности и цели общества.
|