Истина и заблуждение. Истина как процесс
На протяжении многих веков проблема истины находилась в центре внимания многих мыслителей. В различные исторические эпохи господствовало разное ее понимание. Таблица 14. Что такое истина?
Сегодня подавляющее число философов берут за основу определение истины, данное Аристотелем. " Истина есть соответствие нашего знания об объекте самому объекту". Одно из определений истины в рамках классической концепции: истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне человеческого сознания. Истина, по определению, - в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъективна, она не существует помимо человека и человечества. Истина объективна, - это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от воли человека, ни от человечества. Из понимания истины как объективной следует её конкретность. Конкретность истины - это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.
Рис. Концепции истины
Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная. Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете. Относительная истина - это неполное знание о том же самом предмете. Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такая истина есть: а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов; б) окончательное знание определенных аспектов действительности; в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания; г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире в сложноорганизованных системах. Абсолютная истина складывается из относительных истин. Относительная истина есть истина объективная, исключающая заблуждения и ложь. Относительная и абсолютные истины - это лишь разные формы, уровни объективной истины.
Рис. Характеристики истин
В современной философии отчетливо выделяются три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности. Концепция корреспонденции устанавливает соответствие между формами психики и определённым объективным содержанием. Это соответствие иногда понимают довольно прямолинейно, например, аналогично соотношению фотография и того, что на ней отображено. В простейших ситуациях такая аналогия уместна, но в сложных случаях всё обстоит существенно иначе. Довольно часто простая схема прямого соответствия чувства или мысли объекту недостаточна. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. Концепцию когерентности (неопозитивизм) правильнее называть не концепцией истины, а концепцией правильности. Ибо, конечно, любая система знаний не может содержать в себе логических ошибок. Но, истинной эта система будет только тогда, когда истинными будут те принципы из которых выводятся все остальные суждения системы. Неопозитивисты прибегали к конвенционализму, утверждая, что основополагающие положения системы являются истинными по договорённости. Но договориться можно о чём угодно. Концепция, в которой критерием истинности выступает полезность разработана в прагматизме. В этой философии под практикой понимают любую деятельность, а истину отождествляют с полезностью. " Всё что полезно - истинно. Всё что истинно - полезно" (У.Джеймс).
Таблица 13. Три современные концепции истины
Для успешных совместных действий людей нужны общезначимые истины. Общезначимость истины достигается при переводе психических форм в форму высказываний. Высказывание становится достоянием многих, всех, кто с ним ознакомлен. Индивидуум может заблуждаться. Он может преднамеренно искажать истину. Общезначимость истины как информации для многих не исключает ситуаций, когда один прав, а многие не правы. И в индивидуальной, и в общезначимой форме истина имеет градации от абсолютной истины до абсолютного заблуждения. Истина - процесс, своеобразное перемещение по шкале истинности по направлению к абсолютной истине. Истина - это путь, который должен быть пройден. Объяснение, вчуствование, понимание - это этапы постижения истины. Объяснение раскрывает существо явлений и процессов посредством мыслей. Очень часто используется дедуктивное объяснение: факты подводятся под понятия, понятия под законы, законы под принципы. Структурное объяснение характеризует сложные объекты на основе знания структуры этих объектов. Генетическое объяснение представляет собой описание событий и процессов в их исторической последовательности. В науках о духе методом познания является понимание, выступающее как " вживание", " сопережевание", " вчуствование". Развитие метода вчуствования привело к становлению понимающей психологии, понимающей социологии, понимающей философии, т.е. герменевтики. Виднейшие представители герменевтики В. Дильтей, Г. Гадамер, П. Рикёр и другие сформулировали основную трудность понимания. Чтобы понять письменный или устный текст, надо понимать смысл и значение каждого слова, каждого понятия, каждого предложения или текстового отрывка, которые им придавали авторы. Но с другой стороны, чтобы понять эти детали и части, необходимо понимать смысл и значение содержащегося их контекста, так как смысл и значение частей зависят от смысла и значения целого. Эта сложная зависимость получила название " герменевтический круг". Постижение истины связано с такими феноменами как вера и сомнение. Особый интерес представляет вера, которая связана не с богом, а состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Такая вера обусловлена принципиальной открытостью любого знания. Существуют качественно различные виды такой веры, обладающие различной степенью мотивации поступков человека: от уверенности в чём-либо до жизненных убеждений в неизбежности торжества добра над злом и т.д. Вера и знание представляют собой диалектически взаимосвязанные противоположности. Вера помогает действовать в условиях неопределённости. Если бы существовала полная информированность, то отпала бы необходимость в вере. Однако такая информированность принципиально невозможна. Поэтому устранить неопределённость при принятии решений человеку никогда не удается. Человек потому и принимает свободное решение, что принципиально нельзя просчитать его как логичный вывод. Кант приводил в пример врача, который чаше всего лечит, не будучи абсолютно уверенным в достоверности своего диагноза. Вера не возникает на пустом месте. Она формируется жизненными обстоятельствами, практическим опытом.
|