Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Занятие 1. 1. Эволюция представлений об обществе в истории культуры и философии





1. Эволюция представлений об обществе в истории культуры и философии.

2. Природа и общество. Естественная и социальная история.

3. Специфика социальной реальности. Исследовательские программы в обществознании.

4. Общество как система. Современные теоретические модели общества.

Темы для дискуссий и обсуждений

1. Что характерно для философского понимания общества? Что общего и специфического в познании общества конкретными социально-гуманитарными науками и социальной философией?

2. Что такое общество? Можно ли считать «первоэлементом» общества человека? социальную группу? социальный институт? социальное действие? социальное взаимодействие? социальное отношение? функцию социального института? какую-либо отдельную сферу жизни общества?

3. В чем отличие действия законов общества от законов природы?

Темырефератов

1. Общество и природа: проблема взаимоотношений.

2. Концепция этногенеза Л. Гумилева.

3. Разум и история в философии истории Гегеля.

4. Общество как духовная реальность (С. Л. Франк).

5. Общество как суперсистема (П. Сорокин).

6. Общество как система отношений (К. Маркс).

7. Структурно-функциональная модель общества и концепция социального действия Т. Парсонса.

8. Понимание общества в концепции социального действия М. Вебера.

9. Коммуникативный разум и общественная рациональность (Ю. Хабермас).

10. Концепция социальной реальности в феноменологической социологии (А. Шюц, Т. Лукман).

Литература

1. Западноевропейская социология XIX – начала XX вв. – М., 1996.

2. Лешкевич Т. Г. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М.? 1997.

4. Нет ничего труднее, чем жить в эпоху перемен // Беларуская думка. 1996. № 2.

5. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. – М., 1999.

6. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

7. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001.

8. Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, 2000.

Основные положения темы

1-2. Социальная философия рассматривает систему наиболее общих отношений «человек – общество». Она как рациональный и критический тип мировоззренческого знания отличается от мифологической и религиозной картины жизни общества. Боги античности были в значительной мере поэтическим выражением иерархических сил природы, «говорящим образом» ее внутреннего бытия. Повседневность, прошлое, будущее, настоящее ― словом, вся картина жизни общества в мифологии и религии рисовалась с помощью фантастических образов. В рамках мифологии и религии общества имелись, конечно, и рациональные зерна. Ещё в античности люди правильно подметили, что социальная жизнь не стоит на месте, а постоянно изменяется, что не остается неизменным образ жизни людей, районы проживания народов и т.п. и т.д. Социальная философия с самого начала своего возникновения характеризовалась плюрализмом. Этот плюрализм был противоположным мифологическо-религиозному генотеизму, согласно которому необходимо почитать лишь одного Бога несмотря на наличие в общественном сознании идеи многобожества. Объективным аналогом божеств в Древней Греции было, по-видимому, не столько содержание идеи Бога, сколько объективные ценности общины. Эти ценности и были реальными благами и, следовательно, необходимым условием существования членов общины. Рождение античной социальной философии знаменовалось осознанием качественно новых форм организации социальной жизни. Это осознание было связано с отделением идеи общества (общины) от идеи государства, идеи государства от идеи человека и др. Древнегреческие философы сформировали представления о мировоззренческих и методологических основах современного Западного мира.

Центральной проблемой средневековой социальной философии, основанной на идеях христианства, была проблема смысла истории, судьбы человечества как единокровной семьи. Всемирная история в ней представлялась как таинство, имеющее начало, конец и свой центр (явление Христа). Согласно взглядам Аврелия Августина земная история человечества должна служить только прелюдией к небесному царству Божьему, миру подлинной истории.

В социальной философии эпохи Возрождения индивид занял центральное место. Его характеризовали новые самосознание и социальная позиция (принципы антропоцентризма, гуманизма, индивидуализма). Основные представители социально-философской мысли данной эпохи обосновывали положение о том, что человек должен увидеть в себе творца, что его деятельность должна иметь сакральный характер, состоящий в том, что человек? творя мир, творит красоту и? в первую очередь? самого себя.

С Новым временем (XVII – XIX вв.), эпохой зарождения и утверждения капитализма на европейской почве связано формирование и развитие идеи философии истории. В ней жизнь общества представлялась, прежде всего, как продолжение истории природы в силу того, что именно природа «наградила» человека разумом и естественными правами. Согласно философии истории главной силой исторического процесса является всеобщий разум. Под его лучами история как собрание сказок и легенд должна трансформироваться в научное знание об обществе (Вольтер). Согласно представлениям многих философов Нового времени мир разумен потому, что в нем существует естественный порядок, бесконечная причинная цепь взаимодействия вещей.

Современные социально-философские представления об обществе тесно связаны с объективными процессами развития индустриальной и постиндустриальной цивилизации. В современной постиндустриальной цивилизации значительную роль стали играть не известные ранее коммерческие, бюрократические и политические гиперструктуры. Процесс модернизации как одну из особенностей взаимоотношений человека и общества в XX в. можно рассматривать в контексте создания новых общественно-политических институтов и отношений между ними, ценностей и норм, ориентированных на коренные изменения социума.

2. Природу и общество можно рассматривать, в известном смысле, как две существующие независимо друг от друга объективные реальности. В широком смысле понятие «природа», как мы уже знаем, может обозначать объективную реальность, т.е. материю. В более узком смысле природа – реальность, в которой действуют только бессознательные силы. Общество в отличие от природы представляется совокупностью исторически изменяющихся форм совместной деятельности людей. Общество как система характеризуется саморазвитием, самовоспроизводством и самосохранением. Между миром природы и общества нет непроходимой пропасти, так как сам человек, прежде всего, продукт материального мира, природы. Природа как условие жизни и развития общества не является постоянной и неизменной величиной. Общество не только возникает на природном фундаменте, но и существенно влияет на него. Для обозначения современного состояния взаимодействия общества и природы (природной среды) обычно используют понятие экологического кризиса. Рассматривая данное понятие, важно обратить внимание на источники современных экологических кризисов, их глобальные и региональные аспекты.

3 – 4. Социальная философия, анализируя общество как систему, выработала несколько исследовательских программ и теоретических моделей. В них под разными углами зрения формулируются представления об обществе как целостной, внутренне структурированной и развивающейся системе. В наши дни влиятельны следующие исследовательские программы изучения общества: формационная (в ней фундаментом жизни общества считается общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, вырастающий на базе определенного способа производства материальных благ), цивилизационная (ее содержание подробнее будет рассмотрено на следующем занятии). В социальной философии марксизма, в структуре общества как сложной системы обычно выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную подсистемы.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 609. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия