Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Занятие 1. 1 Человек как предмет философского анализа





1 Человек как предмет философского анализа. Образы человека в истории культуры.

2. Проблема антропогенеза в современной философии и науке.

3. Человек как биосоциальное существо. Соотношение природного и социального в человеке.

4. Проблема свободы в жизни человека. Свобода и отчуждение.

Темы для дискуссий и обсуждений

1. Как бы вы определили: что такое человек? Какое из качеств человека является определяющим?

2. Каковы перспективы существования человека, изменяются ли его природа и сущность?

3. В чем смысл существования человека в мире?

Темы рефератов

1. Образ человека в восточной и западной культурных традициях.

2. Проблема «богочеловечества» в русской религиозной философии.

3. Концепция человека в классическом и неклассическом психоанализе.

4. Становление человечества как проблема.

5. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

6. Человек как космопланетарный феномен.

7. Проблема смысла жизни человека.

8. Феномен «жизни после смерти» и его интерпретации.

9. Свобода как ценность человеческого бытия.

10. Игра как феномен бытия человека.

11. Концепция «человека массы» Х. Ортеги-и-Гассета.

12. Концепция человека Э. Фромма.

Литература

1. Вязовкин В.С. Бытие и мышление: Учеб. пособие. – Мн.: РИВШ БГУ, 2000.

2. Макаров Е М Проблема человека в истории философской мысли. –М., 1986.

3. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001.

4. Спиркин А. Г. Философия: Учеб. – М.: Гардарики, 2001.

 

 

Основные положения темы

1. Бытие человека представляет собой синтез всех известных в наши дни в религии, философии и науке основных способов его существования: природного, социального и духовного. Оно является, выражаясь образно, сверх-, или суперсложным объектом исследования, прежде всего, для современной науки и философии. Частные проявления и свойства человека изучают естественные и гуманитарные науки (биология, медицина, психология, социология и др.). Наука исследует человека как относительно самостоятельный предмет, рассматриваемый под разными углами зрения. В отличие от конкретных наук, философия всегда стремилась к постижению целостности человека, руководствовалась представлением о том, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности. Она потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире и раскрыть смысл человеческого бытия. Философское учение о человеке, представленное множеством идей и концепций, называется философской антропологией. Оно зародилось в древности и приобрело особую актуальность в современной духовной ситуации.

Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, прояснение конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет: место человека в мире и его отношение к миру; анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности; каково в нем соотношение биологического и социального; что такое человек как личность; какова структура личности; в чем суть социально-психологических типов личности и т.п.

Сущностные, универсальные характеристики человеческого бытия философия выражает в системе предельно общих понятий – категорий:

Понятие «человек» является одним из самых сложных, загадочных и «неуловимых» для его точного определения в силу уникальности и многообразия человеческого бытия. Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле; наиболее общее понятие для обозначения отдельного представителя вида Homo sapiens. Он представляет собой двойственное по природе биосоциальное существо, принадлежащее одновременно миру природы и общества.

2 – 3. Имеются серьезные основания полагать, что сущность человека социальна, что она имеет конкретно-исторический характер и, по выражению К. Маркса, представлена совокупностью общественных отношений. Говоря иначе, сущность человека зависит от типа общества и содержания эпохи. Следует иметь в виду, что в современной философии – экзистенциализме, фрейдизме - обосновываются прямо противоположные представления о духовной и природной сущности человека. Определяющим условием становления человека и в историческом развитии (антропосоциогенезе), и в процессе социализации индивида является деятельность, прежде всего, труд. Именно деятельность выступает специфически человеческим способом бытия, в процессе которого человек изменяет условия своего существования, создает мир культуры и в это же время творит самого себя. Поэтому понятие «человек» не может быть раскрыто вне исторического развития общества и изучения структуры его деятельности. Человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, триединство духа, души и тела.

Бытие духовного реализуется как духовный мир, духовная деятельность человека и общества в виде индивидуализированного духовного начала (субъективный дух) и внеиндивидуального духовного начала (объективный дух). Способы осмысления духовного бытия в различных культурных традициях и философских концепциях связаны с использованием таких основных понятий, как дух, душа, духовность, психика, разум, мышление, сознание. В современной европейской философии сложилась традиция рассматривать в качестве ключевой категории духовного бытия понятие «сознание». Его содержание вобрало множество значений. Сознание – это универсальная способность человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их вновь; обеспечивать регуляцию деятельности и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом, накапливать и передавать опыт другим поколениям. Сознание интегрирует творческие потенции, всю культуротворческую деятельность и прогресс свободного развития человека.

4. Человек – существо сознательное, и это уникальное и во многом очень загадочное свойство отличает его образ жизни от образа жизни всех других живых существ. Человек способен осознавать себя, т.е. выделять и отличать от окружающей среды, осмысливать, оценивать, контролировать, ставить перед собой разнообразные цели и планировать их достижение. Проявления сознания человека и общества многообразны: научное открытие, предвидения-прогнозы, юмор, смех, любовь, гордость, подлость, хитрость, глупость и т.д. Сознание проявляется также в состояниях сомнения, убеждения, веры (уверенности), страха, вины, радости и др. В любых своих проявлениях сознание всегда связано с бытием, и очень часто есть не что иное, как осознание бытия.

Важнейшей характеристикой сущности человеческого бытия является степень его свободы. Свобода – это возможность и способность человека выбирать по своему желанию и в соответствии с собственной волей формы жизнедеятельности. Важно обратить внимание на то, что свободное поведение человека не может являться следствием внутреннего или внешнего принуждения. Свобода человека и общества всегда исторична и относительна. Абсолютной свободы не бывает.

Противоположным свободе состоянием человека выступает отчуждение. Отчуждением называется процесс превращения деятельности человека и ее результатов в такую самостоятельную и подавляющую, господствующую над человеком и чуждую ему силу, которая ведет к «обесчеловечиванию» личности.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 1072. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия