Занятие 4. 1. Социально-культурные факторы и специфика развития русской и белорусской философской мысли
1. Социально-культурные факторы и специфика развития русской и белорусской философской мысли. 2. Феномен русской философии. Русская философия XIX – XX вв. 3. Философия идеологии современного белорусского государства, ее формирование и развитие. Темы для дискуссий и обсуждений 1. Насколько справедливо мнение о русской философии как особом, отличном от европейского типе философствования? 2. Какое место в русской философии занимает религиозная тематика? 3. Характерен ли для белорусской философской традиции поиск объединительной национальной идеи? Темы рефератов 1. «Философия всеединства» В.С. Соловьева. 2. Н.А. Бердяев как философ. 3. Русские религиозные философы XIX – XX вв.: жизнь и творчество. 4. П.И. Новгородцев как философ права. 5. Философско-правовые идеи в творчестве Б.А. Кистяковского. 6. Социально-философский смысл евразийства. 7. Историческая судьба белорусского национального самосознания (по работе И. Абдираловича-Канчевского). 8. Идеи реформации и гуманизма в белорусской культуре. 9. Религиозная философия в Беларуси начала XX века. 10. Славянская мифология и белорусская ментальность. Литература 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп.). Принята на респ. референдуме 24 нояб. 1996 г. //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. № 1. 1/0. 2. Беларусь: динамика и приоритеты общественного развития. – Мн., 2003. 3. Белорусская модель развития: механизм реализации. – Мн., 2003. 4. Доклад Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных органов «Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент» 27 марта 2003 // Советская Белоруссия. 28 марта 2003. № 58(21724). С.3-6. 5. Заключительное слово Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на итоговом пленарном заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных органов 22 марта 2002 // Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2002. № 4. 6. Идеология белорусской государственности: проблемы теории и практики: Материалы научной конференции. – Мн., 1998. 7. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001. 8. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. – Мн., 1997. 9. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001. 10. Русская философия: Имена. Учения. Тексты /Авт.-сост. Н.В. Солнцев. – М.: ИНФРА-М, 2001. 11. Спиркин А. Г. Философия: Учеб. – М.: Гардарики, 2001. Основные положения темы 1. Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она имеет свою специфику или отличия от философии западных стран. Главное из них состоит в том, что она существовала не столько в виде всесторонней теоретической системы взглядов на мир, сколько была растворена в политической, художественной, религиозной литературе. Важнейшими для нее были нравственно-религиозные и социальные проблемы, а также проблемы судеб России. Белорусская философская мысль тесно сопряжена с историей белорусского народа. Она была связана с осмыслением проблем национального самосознания и культурного самоопределения белорусского этноса. 2. В русской философии XIX – XX вв. были всесторонне развиты следующие положения: идея богочеловечества как конечной цели исторического процесса (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев); идея всеединства (В.С. Соловьев, Н.О. Лосский); идея свободы человеческой личности (Н.А. Бердяев); идея уникальности исторической судьбы России (славянофилы и западники, Н. Бердяев, евразийцы и др.); идея правды как истины; идея взаимоотношения Бога и человека, Бога и мира (Ф.М. Достоевский); идея развития марксистской теории применительно к России («легальные марксисты», В.И. Ленин). 3. Проблемы национального самосознания и национальной идентичности занимали ведущее место в творчестве Франциска Скорины, Сымона Будного, Василия Тяпинского. Эти белорусские мыслители пытались переосмыслить христианскую трактовку проблемы человеческого существования, утверждая самоценность человеческой жизни. Идея правового общества и государства получила обоснование в произведениях Льва Сапеги. Материалистическое мировоззрение было присуще Казимиру Лыщинскому. Большое влияние на формирование национального самосознания оказало творчество Франтишка Богушевича, Игната Абдираловича. Сегодня перед философской мыслью встают проблемы духовного возрождения белорусского общества и, в первую очередь, проблемы, связанные с обретением государственного суверенитета. Важнейшие философские положения идеологии современного белорусского государства активно формируются в конце ХХ – начале нынешнего столетия. Они связаны с критическим переосмыслением истории белорусской государственности, положений марксистской идеологии, идеологических платформ либерализма и консерватизма, современным содержанием традиционных ценностей белорусской культуры, социальным творчеством отечественной элиты и масс в условиях трансформации всех сторон общественной жизни.
|