Студопедия — Занятие 3. 1. Западноевропейская философия XVII в
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Занятие 3. 1. Западноевропейская философия XVII в






1. Западноевропейская философия XVII в. Философия Просвещения XVIII в.

2. Особенности немецкой классической философии. «Критическая философия» И. Канта.

3. Философия Г. В. Ф. Гегеля.

Темы для дискуссий и обсуждений

1. Можно ли рассматривать немецкую классическую философию как продолжение философии эпохи Просвещения?

2. Присуща ли немецкой философии 2-й половины XVIII – 1-й половины XIX вв. принципиальная новизна идей или она, завершая классическую философию, лишь придает ей систематизированную форму?

Темы рефератов

1. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

2. Ф. Бэкон об идолах и идеалах познания.

3. Рационалистическая философия Р. Декарта.

4. Теория общественного договора Т. Гоббса.

5. Учение о естественном праве и государстве Дж. Локка.

6. «Гносеологическая революция» И. Канта.

7. Этическое учение И. Канта.

8. Учение о праве и государстве И. Канта.

9. Проблема свободы в философии И. Фихте.

10. Философия искусства Ф. Шеллинга.

11. Философия государства и права Г.Ф. Гегеля.

12. Концепция любви в философии Л. Фейербаха.

13. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Литература

1. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001.

2. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учеб. – М.: Гардарики, 2001.

Основные положения темы

1. Западноевропейская философия ХVII в. была философией Нового времени, идеологией формирующегося буржуазного общества. Ее важнейшей особенностью было мировоззренческое и методологическое обоснование идеалов свободы, равенства и братства. Объектом изучения данной философии была наука – прежде всего, экспериментальное естествознание, а также математика и используемые в них методы исследования. Родоначальниками европейской философии Нового времени были английский мыслитель Френсис Бэкон и французский ученый Рене Декарт. Бэкон доказывал, что индукция – метод восхождения от частых фактов к общим принципам – единственно научный метод исследования. Он был представителем философского эмпиризма. Декарт связывал научное познание не с экспериментальным естествознанием, а с математикой, логикой и дедукцией, т.е. методом выведения из бесспорных истин общих принципов. Философия Декарта, связанная с углубленным изучением дедукции как метода выведения частных следствий из общих принципов, была рационалистической. Заметными представителями философского эмпиризма в Новое время были Т. Гоббс, Дж. Локк. Они исходили из убеждения о том, что материя является первичной по отношению к сознанию. Их последователи и критики Дж. Беркли и Д. Юм были представителями идеалистического эмпиризма. Идеи рационализма Декарта продолжали и развивали Б. Спиноза и Г. Лейбниц. Эмпиризм и рационализм ХVII в. получил дальнейшее развитие в философии Просвещения ХVIII в. Эта философия была тесно связана с обоснованием претензий человеческого разума на роль высшего арбитра в делах общества и спорах между людьми относительно устройства общества и природы человека. Французские философы – просветители ХVIII в. систематизировали известные им достижения человеческого разума, подготовив многотомную энциклопедию искусств, наук и ремесел.

2. Немецкой классической философией в узком смысле этого слова называется совокупность учений Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Все они поддерживали и творчески развивали установки философии Нового времени. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант (1724 – 1804) в первый период своего творчества был последовательным сторонником идей французского Просвещения ХVIII в. Этот период его творчества обычно называют докритическим. Пересмотрев принципы философского исследования, Кант, по собственным словам, совершил коперниканскую революцию в философии. Ее суть состояла в том, что познание человека стало рассматриваться как результат активной деятельности человека, его творчества. Второй период в творчестве И. Канта получил название критического. В этот период Кант дал развернутые ответы на следующие вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я смею надеяться?», «Что такое человек?». Отвечая на первый вопрос, он приходил к агностицизму, доказывая, что вещи в себе являются принципиально непознаваемыми для человека. Отвечая на второй вопрос, Кант сформулировал идею под названием «категорический императив», т.е. безусловное требование, согласно которому поступать следовало таким образом, чтобы максима (правило) твоего поведения было всеобщим законом. Давая ответы на третий вопрос, Кант обращал свои взоры к красоте и Богу. Наиболее полным ответом на четвертый вопрос была вся кантовская философия в целом, а ее кратким воплощением идея о том, что человек всегда должен быть целью и никогда средством.

3. Продолжателем и критиком идей Канта в философии был Гегель (1770 – 1831). Он был представителем объективного идеализма, диалектического мировоззрения и методологии. Согласно Гегелю Абсолютная идея – первооснова мира. Она не является неизменной, саморазвивается, а источник ее развития –противоречие. Сложный путь интеллектуального путешествия Абсолютной идеи Гегель описал с помощью системы категорий философии. Эти категории раскрывали переходы количественных изменений в качественные, отрицание отрицания, восхождение от абстрактных и односторонних моментов Абсолютной идеи к их конкретному знанию, или системе абстракций и т.п. Философия Гегеля была своеобразной энциклопедией философских наук. Ее онтологией являлась философская логика, которая одновременно была и теорией познания. Важное место в философии Гегеля занимали философия природы, права (она охватывала проблемы морали, нравственности, семьи, государства), религии, искусства, истории философии. Система философии Гегеля не только казалась его современникам, но и на самом деле была столь грандиозной и внушительной, что давала основания рассматривать ее чуть ли не в качестве последней из возможных систем философии, или, говоря другими словами, высшей точки развития классической философии. После Гегеля дальнейшее развитие философии оказалось связанным с необходимостью всесторонней критической оценки системы и метода гегелевской философии и, прежде всего, преодолением ее спекулятивного (умозрительного) характера, реализованного в ней растворения человека и его индивидуальности в стихии сознания и общества.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 598. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия