Занятие 2. 1. Проблема человека в философии экзистенциализма
1. Проблема человека в философии экзистенциализма. 2. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Неотомизм и персонализм. 3. Структурализм и герменевтика. Ситуация постмодернизма в современной философии и культуре. Темы для дискуссий обсуждений 1.Справедливо ли утверждение, что экзистенциализм – это гуманизм? 2. Есть ли различие между религиозной философией в настоящем и прошлом человечества? В чем отличие религиозной философии от богословия? 3. Каковы новейшие тенденции в развитии культуры и философии? Можно ли говорить об их кризисном состоянии? Темы рефератов 1.C. Кьеркегор и становление иррационалистической ориентации в философии Запада. 2. Тема свободы и ответственности в философии Ж.-П. Сартра. 3. «Философия абсурда» А. Камю. 4. Немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс). 5. Человек и история в неотомизме. 6. Персонализм Э. Мунье. 7. Герменевтика Х.-Г. Гадамера. 8. Герменевтика П. Рикера. 9. Постструктурализм в философии. 10. Философия эпохи постмодерна: персоналии, особенности, круг проблем. Литература 1. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001. 2. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001. 3.Спиркин А. Г. Философия: Учеб. – М.: Гардарики, 2001. 4.Чуешов В.И. Введение в современную философию. – Мн.: Тетра-Системс, 1998.
Основные положения темы 1. Теоретическими источниками философии экзистенциализма были учения С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, в которых был показан ограниченный характер притязаний человеческого разума на монополию в постижении предельных оснований бытия человека. На формирование философии экзистенциализма серьезное влияние оказал феноменологический метод Э. Гуссерля. Экзистенциализм – философское учение, в центре которого находится проблема уникальности человеческого существования. Экзистенция – понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого она приобретает неповторимую уникальность и индивидуальность и которая проявляется в специфических эмоциональных переживаниях человека. Представителями философии экзистенциализма были немецкие ученые М. Хайдеггер и К. Ясперс, французские мыслители Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. Для Сартра, например, свобода – высшее понятие философии, синоним экзистенции; она – выбор человеком собственного бытия. Свобода сохраняется у человека в любой ситуации и заключается в возможности выбирать свое отношение к ней. Можно, учил Сартр, и свободно примириться с какой-либо конкретной жизненной ситуацией, и так же свободно не принять ее. Сам по себе выбор отношения к конкретной ситуации обеспечивает свободу, для достижения которой не всегда нужны практические действия. 2. Современная религиозная философия не является однородной. Католические религиозно-философские учения представлены неотомизмом, философией Пьера Тейяра де Шардена и др. Заметную роль в современной религиозной философии играет персонализм. Неотомизм – философское учение современного католицизма, в котором модифицированы идеи и положения средневекового философа схоласта Фомы (Томмазо) Аквинского. Его представителями являются Иоанн Павел II, Ж. Маритен, Э. Жильсон и др. Основополагающий принцип неотомизма раскрывается в требовании гармонии веры и разума. Во взглядах Иоанна Павла II нашла отражение доминирующая сегодня в неотомизме тенденция антропологизации философии. Персонализм – религиозно-философское учение, согласно которому предметом исследования должна быть личность (персона) как духовная сущность, первооснова бытия. В религиозной философии сложились противоположные тенденции – обновления и догматизации символа веры. Традиционалисты, не поддерживая перемен, недовольны тем, что современная церковь становится слишком открытой миру. Их оппоненты, наоборот, недовольны догматичностью, робостью предпринимаемых современной церковью реформ. 3. Корнем слова «структурализм» является понятие «структура», которое обозначает совокупность устойчивых, внутренних, существенных связей объекта как целого. Теоретические источники философии структурализма были связаны с творчеством Ф. де Соссюра, В. Шкловского, Р. Якобсона. Ведущими представителями современного философского структурализма являются Леви-Стросс, М. Фуко. Изучая явления культуры, они обращают внимание на структуру, а не элементы, на синхронию, т.е. сосуществование явлений, а не на диахронию, т.е. их последовательную смену, и, наконец, на структуру некоторого явления, а не на его субъектов. Структурализм – философия, согласно которой структура имеет приоритет над субъектом, синхронией и элементами. Слово «герменевтика» восходит к имени Бога Гермеса – изобретателя языка и толкователя воли Богов. Предпосылки герменевтики как теории понимания возникли еще в Древнем мире. Важный вклад в ее создание внесли Шлейермахер и Дильтей, а ее заметными современными представителями являются Гадамер, Бетти, Рикер. В наши дни герменевтика – это не только искусство толкования текстов, методология гуманитарных наук, но и философия, согласно которой именно понимание является целью и средством человеческого бытия, а формой осуществления понимания является диалог. Постмодернизм – в буквальном смысле этого слова «философия после современности». Она является мировоззренческой программой, заостренной против модернизма и присущих ему культов города и индустрии, дегуманизации и примитивизма. Культы, образовывавшие ядро культуры модернизма, в постмодернизме были заменены на новых кумиров космоса, экологии, постгуманизма, новой сексуальности и т.п. Заметными представителями философии постмодернизма являются Ж. Деррида, Лиотар, Делез и др. Деррида выступил с программой критики разума (логосоцентризма), звучащей речи (фоноцентризма) и доминирования мужского начала в культуре (фаллоцентризма). Согласно данной программе с помощью деконструкции человека следует освободить от разрушающего и деформирующего влияния со стороны современных репрессивных государственных структур.
|