Занятие 1. 1. Древнеиндийская философия: основные школы
1. Древнеиндийская философия: основные школы. 2. Философские учения Древнего Китая. 3. Генезис, основные этапы и круг проблем античной философии. Натурфилософия досократической философии. 4. Философия Сократа. 5. Проблема бытия в философии Демокрита и Платона. Социально-философские взгляды Платона и Аристотеля. 6. Скептицизм, эпикуреизм, стоицизм. Темы для дискуссий и обсуждений 1. В чем отличие древних цивилизаций Востока от первобытного общества? 2. Что общего и особенного в философской мысли Древнего Китая и Древней Индии? 3. Каково влияние древневосточной философии на менталитет современного общества? 4. В чём различие цивилизации Востока от западноевропейской цивилизации. Темы рефератов 1. Древнеиндийская мифология и философия: общее и специфическое. 2. Религиозно-философская концепция буддизма. 3. Буддизм как философия. 4. Философия йоги. 5. Конфуций и конфуцианство. 6. Проблема государства в философии «законников» («фа-цзя»). 7. Философия даосизма. 8. Будда и Конфуций: два пути философствования. 9. Проблема взаимосвязи морали и права в древнекитайской философии. 10. Пифагореизм: магия числа. 11. Гераклит и элеаты: два мнения по проблеме способа существования мира. 12. Софисты и софистика. 13. Феномен Сократа в античной философии. 14. Философия киников. 15. Понятие космоса в досократической философии. 16. Ранняя древнегреческая философия в системе античной культуры. 17. Афинская демократия и философия: становление, проблемы, персоналии. 18. Феномен римского права и социоцентризм философской мысли Древнего Рима. 19. Римский стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Литература 1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Выс. школа, 2001. 2. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001. 3. Спиркин А. Г. Философия: Учеб. – М.: Гардарики, 2001. 4. Статьи по персоналиям: Новая философская энциклопедия: В 4 т./ Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001. Основные положения темы 1. В Ведах и Упанишадах (священных книгах Древней Индии) наряду с религиозными идеями содержались и философские представления о единой духовной субстанции (Брахмане), индивидуальной душе (Атмане), перерождении душ (их бессмертии) согласно закону воздаяния (Карме). Религиозно-философские учения Древней Индии имели по преимуществу этическую направленность. В зависимости от отношения к священным текстам Вед выделяются ортодоксальные философские школы и неортодоксальные школы философии Древней Индии. К ортодоксальным относятся: веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. К неортодоксальным – чарвака, джайнизм, буддизм, адживика. 2. В Древнем Китае широчайшее распространение и глубокое влияние получила философия конфуцианства, основоположником которой был Кун-цзы (Конфуций) (551 – 479 до н.э.). Это было этико-политическое учение, основными идеями которого были человеколюбие, взаимность, сдержанность. Наряду с конфуцианством широкое распространение получило учение Лао-Цзы (VI – Vвв. до н.э.) о священном Дао (даосизм). Согласно этому учению Дао – невидимый всеобщий и естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Заметную роль в истории философии Древнего Китая сыграли моизм и легизм. 3. Античная философия (философия Древней Греции и Древнего Рима) возникла в конце VII – начале VI в. до н.э. и просуществовала до V в. н.э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями европейского рабовладельческого общества. Возникшая из мифологического сознания античная философия в своем развитии прошла три этапа: досократовский, классический, эллинистический. К первому этапу относятся: милетская школа, элейская школа; пифагорейская школа; его представителями были Гераклит Эфесский, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит). Главной особенностью этого этапа развития античной философии был поиск ответов на вопрос о первооснове всего сущего. Его основным принципом было положение о том, что мир должен быть понят исходя из него самого. На этом этапе был совершен прорыв человеческой мысли от мифа к логосу. 4. Взгляды Сократа (469 – 399 до н.э.), излагавшего свое учение в устной форме, в форме бесед, диалогов, споров, дошли до нас в изложении его учеников, прежде всего, Платона. С именем Сократа принято связывать поворот в истории мировой философской мысли к изучению человека. Этот поворот иногда называют антропологическим. «Познай самого себя» – основной лозунг Сократа – был своеобразной визитной карточкой этого поворота. Сократа интересовали не вопросы о сущности мира в целом, а проблемы добродетели, морали, права. Основной принцип сократовской философии: знание – есть добродетель. Согласно Сократу, истина является человеку не в готовом виде, а рождается в процессе диалога. Метод обнаружения истины в споре Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. В наши дни метод Сократа чаще всего называют диалектикой – искусством отыскания истины в диалоге. 5. Платон (428/427 – 347 до н.э.) – выдающийся ученик Сократа, создатель концепции объективного идеализма. Важную роль для судеб философии сыграли его теории идей, бессмертия души, познания как воспоминания и учение об идеальном государстве. В философии Платона была обоснована необходимость отказаться от некритического доверия к показанию чувств, данным человеческого чувственного опыта в пользу чисто рационального постижения мира. Мир платоновских идей мог быть схвачен лишь с помощью интеллекта, т.к. был умопостигаемым, умозрительным. Первоосновой мира, по Платону, являются идеи, или эйдосы, представляющие собой модели, порождающие образы вещей. Каждый предмет имеет свою идею, или своеобразный эталон, в соответствии с которым он изготовлен. Например, стол существует потому, что есть умозрительный образ, идея стола. Платон учил о том, что между вещью и ее образом существует принципиальное различие. Если конкретная вещь конечна и изменчива, то идея (эйдос) – вечна, не подвержена разрушению. Высшими идеями, или эталонами существования общества, являются этические и политические принципы – благо (добро), прекрасное, справедливость. Совокупность идей представляет, по Платону, особый мир, существующий независимо от человека. Он называется бытием. Идеи противостоят вещам, как порядок хаосу, добро злу, однако между идеями и душой человека существует тесная связь. Платон верил в переселение душ, и его гносеология была построена на этой вере. Сущностью процесса познания древнегреческий мыслитель считал анамнезис – воспоминания. Он утверждал, что душа человека в процессе познания припоминает то, что она до своего воплощения в теле человека созерцала, находясь в мире идей. Учеником Платона был Аристотель (384 – 322 до н.э.), основатель Афинской школы, получившей название «Ликей». Это было одновременно учебное заведение и научный союз. Творчество Аристотеля было энциклопедично разносторонним. Он занимался естественными науками и поэтикой, проблемами государственного устройства, был создателем логики и психологии. Центральную часть его наследия образует все же философия, первая философия, названная через несколько веков после его смерти метафизикой. Первая философия, или метафизика Аристотеля, была наукой «о причинах и началах». Под бытием Аристотель понимал существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая взаимодействовала и с перводвигателем – божественным умом и идеальной формой. В философии государственного управления Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал достойными существования, или правильными: монархию, аристократию и политию, а три – неправильными: тиранию, олигархию и демократию. 6. Скептицизм, стоицизм, эпикуреизм – философские школы эллинистической эпохи, в которых всесторонне исследовались проблемы личной жизни человека. Невозмутимость, покой, безмятежность являются идеалом человеческой жизни для скептиков. У стоиков человек должен во всем следовать природе. По их мнению, рок, судьба управляют миром, а от человека требуется достойно держать удары судьбы. Цель счастливой жизни заключается, по Эпикуру, в душевном спокойствии (атараксии). Душевное спокойствие – состояние, при котором человек сохраняет свободу от всяких страстей – и от чрезмерных радостей, и от чрезмерной скорби.
|