Студопедия — Своеобразие философии как формы сознания, деятельности и социального института
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Своеобразие философии как формы сознания, деятельности и социального института






Богатство связей и отношений человека с миром обусловливает разнообразие философских учений. Из разнообразия философских учений складывается философия как особая форма сознания, «духовная квинтэссенция» человеческой культуры.

Многообразие философских учений упорядочивается в зависимости от того, как их создатели решают различные вопросы. Благодаря разному пониманию философами взаимосвязи материального и духовного они делятся на материалистов и идеалистов. Материализм – тип философского мировоззрения, согласно которому материальное является первичным. Идеализм – альтернатива материализма, тип философского мировоззрения, согласно которому первично идеальное. В истории философии были разработаны разные типы этих философских мировоззрений – субъективный и объективный идеализм, обыденный, конкретно-научный и философский материализм.

Большинство философов, размышляя о возможностях познания мира, не сомневались в них. Их иногда называют представителями гносеологического (познавательного) оптимизма. Те же немногие, кто им противостоит, называются гносеологическими пессимистами. Пессимисты делятся на тех, кто сомневался, а также частично или полностью отрицал возможность познания мира. Первых называют скептиками, а вторых – агностиками. Скептицизм – философское мировоззрение, в котором возможность адекватного познания и оценки мира подвергается сомнению. Радикальным скептицизмом является агностицизм тип философского мировоззрения, обосновывающий невозможность адекватного познания мира.

Материализм и идеализм, скептицизм, агностицизм как типы философского мировоззрения связаны с ответами на вопрос: о соотношении материального и идеального (духовного). Этот вопрос некоторые мыслители, например, Шеллинг, Энгельс, считали основным для философии. Не менее существенны для философии как формы сознания также и другие вопросы: находится ли мир в состоянии покоя или он движется, развивается? что является источником человеческих знаний, поведения и т.п.? В ответах на них складывались диалектика и метафизика, эмпиризм и рационализм, гедонизм, эвдемонизм и многие другие типы философского мировоззрения.

Диалектикой называется тип философского мировоззрения, согласно которому мир находится в процессе изменения и развития. Альтернативой диалектического мировоззрения является метафизика. Следует иметь в виду, что термином «диалектика» в философии обозначается не только тип мировоззрения, но и метод критической дискуссии, в ходе которой сопоставляются и испытываются на обоснованность противоположные идеи и мнения.

Метафизика тип философского мировоззрения, в котором абсолютизируется постоянство мира, остаются в тени источники его развития. Важно подчеркнуть, что понятие метафизики в философии имеет также значение философии вообще. Отвечая на вопрос об источнике человеческих знаний, одни философы полагали, что все их многообразие происходит, в конечном счете, из опыта, а другие считали, что из разума. Так складывались эмпиризм и рационализм как типы философского мировоззрения, утверждавшие, что источником человеческих знаний является в первом случае человеческий опыт, а во втором – разум. Важное место в философском сознании занимают вопросы об источниках и причинах человеческого поведения. Философское мировоззрение, считающее источником человеческого поведения и морали стремление к наслаждению, называется гедонизмом, а стремление к счастьюэвдемонизмом.

Кому-то может показаться, что многообразие (плюрализм) философских мировоззрений является свидетельством слабости и отсутствия в философии истины. Такое впечатление является все же ошибочным. Философская истина, как, впрочем, и истина конкретных наук и жизни, всегда устанавливается в процессе соотнесения знания (сознания) с фактами и законами науки, историческим опытом человечества и т.п. При этом ее важной особенностью является сращенность с философскими аргументами. Испытывая философские аргументы на обоснованность, человек раскрывает истинность философских знаний для себя. Это означает, что если философские положения (истины и поддерживающие их аргументы) усваиваются кем-либо некритически, иначе говоря, просто принимаются на веру, то они перестают быть философскими, превращаются, к примеру, в мифологические, религиозные предрассудки и т.п.

Философские положения (идеи, точки зрения) всегда выражаются на особом языке. Хотя в философском мировоззрении используются слова, знакомые каждому, – «движение», «мир», «человек», «истина», «качество» и т.п., их понимание отличается от обыденного и конкретно-научного. Философские понятия являются высказываниями (категориями) о наиболее общих связях и отношениях человека с миром. Они в человеческой культуре выполняют роль инструментов разрешения споров философов, нефилософов; выступают условиями взаимопонимания ученых разных специальностей, ступеньками развития человеческого познания. Знание и понимание языка философии – необходимое условие приобщения к проблемам философского знания и сознания.

Философия как деятельность является, в первую очередь, «школой» категориального мышления и аргументации. Аргументируя философски, мы демонстрируем себе и другим умение обосновать некоторую истину или опровергнуть ее отрицание. Философская аргументация является необходимым условием и средством разрешения споров и дискуссий по любым вопросам. Когда, например, об экономических перспективах Беларуси в следующем году спорят два «человека с улицы», арбитром в их споре может быть ученый-экономист. Когда об этом же спорят ученые-экономисты, то спор между ними соответствует нормам культуры либо тогда, когда они прибегнут к философской аргументации, либо тогда, когда обратятся за помощью к специалисту-философу. Дело заключается в том, что философия как деятельность является академией аргументации и моделирования различных ситуаций межчеловеческого общения.

Для того чтобы научиться философской аргументации, надо овладеть искусством постановки вопросов. Вопрошая: что? где? когда? как? - философ старается не заблудиться в этом лабиринте и получить ответ на самый главный для себя вопрос: почему? почему сомнение помогает отысканию истины? почему демократия предпочтительнее диктатуры? – типично философские вопросы.

Философия как знание, сознание и деятельность оказывает влияние на ход человеческой истории через отдельного человека и социальные институты. Сегодня философия сама представляет собой специфический социальный институт. Она имеет инфраструктуру – книги, журналы, конференции, исследовательские и образовательные организации. Их назначение состоит в служении интересам всего человечества и отдельных народов. Изучение философии в Беларуси имеет давние традиции. Оно связано с именем Георгия Лукича (Франциска) Скорины, деятельностью братских школ и других учебных заведений. Знание проблематики национальной философии – важное условие сопричастности человека культуре своего отечества.

Завершая рассмотрение специфики философии как знания, сознания, деятельности и института в общем виде, важно обратить внимание на следующее. В каждую историческую эпоху философия играла свою особую и неповторимую роль в жизни общества. Не были неизменными также свойства философии как знания, сознания, деятельности. Современная философия не является исключением, хотя и ее важнейшей функцией остается мировоззренческая функция. Если в прошлом многие философы стремились создать цельную систему философских знаний, то в наши дни таких систем практически создано не было. Другой современной особенностью философии является все возрастающая специализация философских знаний, их подразделение на различные дисциплины (науки). В составе современных философских знаний, например, выделяются такие философские дисциплины, как онтология – учение о бытии (сущем); гносеология (эпистемология) – учение о познании; логика – учение о правильном мышлении; антропология – учение о человеке; аргументология – учение об аргументации; аксиология – учение о ценностях; методология – учение о методах и многие другие. Важными функциями современной философии являются онтологическая, гносеологическая (эпистемологическая), логическая, антропологическая, аргументологическая и методологическая. Что касается современного философского сознания, то оно складывается из дискуссий позитивизма, экзистенциализма, марксизма, неотомизма, постпозитивизма, герменевтики, постмодернизма и других учений. Мировоззренческо-методологической клеточкой современной философии является философское учение. Важно отметить, что влияние философских учений определяется не числом приверженцев, а способностью дать убедительные ответы на жгучие проблемы современности. Важнейшим ключом к пониманию сути современной философии является знание ее отношения к жизни.

В своей автобиографии один из наиболее известных мыслителей ХIХ в. Ф. Ницше написал: «Философия, как я ее до сих пор понимал и переживал, есть добровольное пребывание среди льдов и горных высот, искание всего странного и загадочного в существовании всего, что до сих пор было гонимо моралью».

В XXI в. дистанция между философией и жизнью становится короче. Современная философия делает серьезную заявку на то, чтобы быть формой жизни, а не только формой особого эрудированного сознания, профессиональных занятий и социальным институтом.

Проторенной дороги от философии к ее осуществлению в жизни, однако, нет. Каждый отыскивает и вступает на нее самостоятельно. Другое дело, что для более легкого вхождения в область владений современной философии имеются некоторые надежные ориентиры.

Сегодня отличить человека, имеющего современное высшее образование, от не имеющего такового, проще всего по уровню его философской культуры.

Современная философия является мировоззренческим и методологическим ядром культуры XXI в., в том числе естественных, общественных и гуманитарных наук. Усвоение современной физики и экономики, политологии и юриспруденции предполагает знание их философского подтекста.

Знание этого подтекста – условие приобщения к ценностям современной философской культуры. Что же на практике означает требование быть современно философски образованным (культурным) человеком?

Нам кажется, что это означает освоение основных понятий и принципов философского мировоззрения, методов философского познания и аргументации; умение определить место и назначение философии в прошлом и настоящем; правильное понимание роли языка в науке и жизни; смысла собственного бытия, а также умение излагать собственные мысли в форме доступной для критики; знание места философии в науке и религии; стремление к достижению взаимопонимания с другими людьми; четкое представление о роли, которую играют в жизни различные социальные структуры и институты, и, наконец, способность рассматривать сказанное выше в качестве относительной и незавершенной истины.

Все, что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает через язык, единицами которого являются определенные слова и предложения, выражающие наши понятия, суждения и умозаключения о внешнем мире и себе самих. Категории – это наиболее общие, универсальные понятия. Категории являются понятиями, но не все понятия являются категориями. Без категорий невозможно познание предметов, их свойств, связей с другими предметами, их развитие. Без них не обходится ни одна наука, сфера человеческой деятельности. Если, воспринимая объекты, мы не подводим их под какие-либо понятия, то мы обречены на то, чтобы бессмысленно смотреть на вещи. Следовательно, о наиболее общих отношениях человека к миру мы мыслим категориями, т.е. предельно общими понятиями.

Изучая категории философии, следует пользоваться той учебной литературой, которая рекомендуется для подготовки к практическим занятиям. Одной из современных учебных работ по философии, уже выдержавшей к тому же испытание временем и потому пользующейся заметным признанием студентов, является пособие российского ученого А.Г. Спиркина. Ориентируя на его использование, хотелось бы подчеркнуть следующее. Во-первых, оно не может быть единственным и, следовательно, должно использоваться только в качестве одного из дополнительных источников по курсу. Во-вторых, к его изучению следует подходить философски: рационально и критически. Для того чтобы проиллюстрировать особенности философского, т.е. рационального и критического изучения учебной литературы по философии, мы покажем, как можно объединить учебные сведения о философских категориях, изложенные в пособии А.Г. Спиркина, с одной из их, в принципе, возможных рациональных и критических оценок.

Предварительным условием рациональной и критической оценки некоторого текста является его глубокое изучение. О степени глубины понимания текста учебного пособия можно судить по тем вопросам, которые мы можем ему адресовать. Сначала внимательно прочтите и самостоятельно продумайте следующий отрывок из текста пособия: «Каждая область знания имеет свои особые категории. Например, физика пользуется такими категориями, как «атом», «масса», «энергия» и др. Биология использует понятия «организм», «наследственность», «изменчивость» и др. Но наряду с этими понятиями люди пользуются категориями, которые свойственны любой науке и знанию вообще. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Возьмем, например, причинные связи. Они имеются и в физических процессах, и в живой природе, и в обществе, и в мышлении. Каждая наука исследует причинные связи применительно к своей области: физик изучает физические причинные связи, биолог – биологические и т.д. Общее же во всех этих причинных связях является предметом изучения философии.

Категории – это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

Это, прежде всего, категории материи, движения, пространства, времени, конечного, бесконечного и др. Но этим далеко не ограничивается система категорий. История философии выработала и такие категории, как: причина и следствие; форма и содержание; необходимость и случайность; возможность и действительность и др. Эти и другие категории формировались в сознании по мере того, как человек миллиарды раз сталкивался и учитывал реальные причинно-следственные, пространственно-временные отношения вещей, их качественную и количественную стороны. Логические категории являются формами мысли и определениями бытия.

Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышления очень устойчива, но вместе с тем изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание категорий. Сравните, например, то, как понимали материю в древности и как эта категория осмысливается в системе современной картины мира.

Являясь результатом отражения объективного мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и более глубокого преобразования. Следовательно, категории играют большую методологическую роль в науке. Без них вообще невозможно научное мышление ни в одной области знания.

Каждая из категорий отражает какой-либо общий закон, принцип бытия сущего, а все вместе они охватывают мир как целое, отношение человека к миру. Единая система категорий отражает единство мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей. Порядок расположения категорий основывается на учете возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному (выд – авт.). Процесс развития явлений состоит в том, что они шаг за шагом переходят от простых к сложным, от низших к высшим. В такой же последовательности совершается и познание».

Понимание данного отрывка предполагает усвоение следующих принципиальных положений. Категории – «воздух» любой науки; философские категории используются всеми учеными и специалистами; их специфика состоит в наиболее общем, универсальном характере. Исходя из того, что все, о чем «говорят» философские тексты, нуждается в рациональной и критической проверке, попробуйте сейчас самостоятельно выделить в процитированном выше тексте положения, которые могли бы быть исходным пунктом для постановки каких-либо дополнительных вопросов к тексту. Если вы все же пока затрудняетесь с этим, то обратите, к примеру, внимание на положение из учебного пособия о том, что «порядок расположения категорий основывается на учете возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному». А сейчас подумайте самостоятельно: возможен ли в принципе какой-либо другой порядок расположения категорий, например, учитывающий, какая из них наиболее важна и (или) фундаментальна в практическом отношении.

Вдумываясь в смысл разбираемого нами текста, пожалуйста, учтите, что в современной, в том числе и учебной философской литературе, активно обсуждается вопрос о том, какая же философская категория является исходной в цепочке и системе философских понятий.

Согласно А.Г. Спиркину, с точки зрения простоты, абстрактности (заметим в скобках, что не с точки зрения практики или логики познания) начальной и «исходной философской категорией является категория бытия. По существу, все остальные категории с различных сторон характеризуют содержание, всевозможные проявления свойств, отношения, развитие сущего: движение – способ существования сущего, пространство и время – формы его существования. Качество, количество, причина и следствие и другие категории – все это также характеристика бытия.

Категории взаимосвязаны между собой и в определенных условиях переходят друг в друга: случайное становится необходимым, единичное – общим, количественные изменения влекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину и т. д. Эта текучая взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений действительности. Все категории являются историческими, так что не существует и не может существовать какой-нибудь одной неподвижной системы категорий, данной раз и навсегда. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории (например, информация), а «старые категории наполняются новым содержанием. Любая категория в реальном процессе человеческого познания, в науке существует только в системе категорий и через нее»[1].

Оценивая данный фрагмент текста, обратим внимание на следующее. Мнение автора учебника повторяет положение, высказанное еще в XIX в. немецким философом Гегелем. Впервые в истории философской мысли в работе «Наука логики» Гегель представил развернутое доказательство тезиса о том, что бытие – самое общее и бедное по содержанию философское понятие (категория). Это обстоятельство подводит нас к еще одной особенности философского, т.е. рационального и критического изучения учебных текстов. Каким бы хорошим не был учебник по философии, он чаще всего является популяризацией реализованного в оригинальном философском тексте открытия. Для изучения глубинного содержания философского мировоззрения важно выработать у себя привычку самостоятельного чтения и конспектирования оригинальных философских текстов, к примеру, упомянутой выше работы «Наука логики» Гегеля. Данные тексты являются лабораторией творческого мышления и аргументации. Есть веские основания полагать, что даже простое посещение этой лаборатории может оказаться не менее полезным для понимания сути философии по сравнению с живописными рассказами о том, что в ней происходит.

В том, что гегелевское доказательство заслуживает серьезного и пристального внимания, можно, отчасти, убедиться даже на собственном опыте: начиная познание какого-либо объекта, мы, в первую очередь, должны для себя убедиться в том, что этот объект есть, имеется, т.е. в каком-то смысле существует.

Изучая категорию бытия с учебными целями, мы можем, конечно, ограничиться вслед за автором учебника только приведенными сведениями о ней. Если же мы обратимся к оригинальным источникам знаний о бытии – работе того же Гегеля, то помимо уже известного нам о бытии мы сможем узнать следующее. Согласно Гегелю противоположностью категории «бытие» является категория «небытие», или «ничто». С этой точки зрения, утверждая, что нечто существует, мы, всегда, так или иначе, даем ответ и на вопрос о том, в каком же смысле это нечто не существует, что является его отрицанием и т.п. Говоря иначе, глубокое философское понимание смысла категории бытия предполагает прояснение проблемы небытия, ничто, несуществования чего-либо.

Осваивая изложенные в цитированном учебнике основные положения о философских категориях, очень важно также учитывать следующее. Философские категории: 1) связаны друг с другом; 2) имеют конкретно-историческое содержание; 3) «переходят» друг в друга, будучи парными; 4) являются предельными основаниями человеческой культуры.

Более глубокое изучение свойств философских категорий, в особенности, свойства номер один, предполагает опору на знание сути принципов связи и взаимодействия, развития, законов. Усвоение смыслов этих принципов помогает получить ответы на следующие важные вопросы: «Можно ли в качестве исходной философской категории выбрать какую-либо другую (т.е. не бытие) категорию, а если это возможно, то на каком основании?»

Осмысленное рассуждение об одних категориях предполагает обращение и использование каких-то других категорий, а их выбор, в свою очередь, будет зависеть от наших исходных общих представлений о мире и его познании. Эти общие представления называются принципами. Следует иметь в виду, что философские принципы сами являются категориями и, наоборот.

В пособии А.Г. Спиркина выделены следующие категории-принципы философии – всеобщая связь и взаимодействие, развитие, детерминизм. Рассмотрим их содержание подробнее. «В мире нет ничего стоящего особняком. Любой предмет – звено в бесконечной цепи, соединенное как бы «крючочками» с окружающими звеньями. И эта вселенская цепь нигде не разорвана: она объединяет все предметы и процессы мира в единое целое, носит всеобщий характер. В бесконечной паутине связей – жизнь мира, его история. В неорганической природе существуют механические, физические и химические связи, предполагающие взаимодействие либо через различные поля, либо путем непосредственного контакта. Живая природа характеризуется более сложными связями – биологическими, которые выражаются в различных внутривидовых и межвидовых отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой. Например, вся жизнь на Земле связана с Солнцем. А как многообразны связи клеток, органов внутри организма. В общественной жизни связи усложняются: образуются производственные, классовые, семейные, родственные, национальные, государственные, международные и др. Связи существуют не только между предметами в рамках данной формы движения материи, но и между всеми ее формами, образуя как бы единый, бесконечно гигантский клубок. В нашем сознании не может возникнуть мысли, которая не выражала бы реальных связей и, в свою очередь, не была бы связью представлений, понятий.

Связь – это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динамические и статические, прямые и обратные.

Связи бывают самыми причудливыми и замысловатыми. Так, существует связь между количеством кошек в данной местности и урожаями клевера. Клевер опыляется шмелями. Полевые мыши разрушают гнезда шмелей. Кошки, истребляя мышей, защищают тем самым клевер. Связь – это не предмет, не субстанция, она не существует сама по себе, вне того, что связано. Любая связь имеет свое основание, благодаря которому возможна та или иная связь. Например, гравитационные свойства материальных систем обусловливают силовую связь космических объектов; заряд ядра атома – связь в периодической системе элементов; материальное производство и общность интересов служат основанием связи людей в обществе. Для реализации той или иной связи необходимы определенные условия. Они различны для различных систем. Так, гравитационная связь возможна лишь при условии определенного расстояния между объектами.

Явления мира находятся не только во взаимной зависимости, они взаимодействуют: один предмет воздействует определенным способом на другой и испытывает его воздействие на себе. При рассмотрении взаимодействующих объектов необходимо иметь в виду, что одна из сторон взаимодействия может быть ведущей, определяющей, а другая – производной, определяемой.

Игнорирование принципа всеобщей связи и взаимодействия пагубно сказывается в практических делах. Во Вселенной в целом значительное место занимают циклические процессы, например, взаимопревращение элементарных частиц. Если в одних конкретных системах Вселенной преобладает поступательное развитие, то в других возможна деградация. Согласно современным представлениям известная науке ветвь поступательного развития состоит из дозвездной, звездной, планетной, биологической, социальной и гипотетической метасоциальной ступеней структурной организации сущего.

Принцип развития имеет огромное методологическое значение. Чтобы проникнуть в тайну вещи, нужно разведать тайну ее происхождения. Правильное понимание истории становления явления помогает уяснить суть развитого явления. Вместе с тем по мере углубления в настоящее состояние объекта мы открываем все новые углы зрения на прошлое: низшие формы развития лучше понимаются лишь в свете тех тенденций, которые полностью выявляются на уровне зрелого состояния изучаемого объекта»[2].

Идея закона: Познание мира убеждает нас в том, что в мире всюду имеется некоторый порядок: планеты движутся строго по своим причудливым путям, осень сменяется зимой, молодое старится и уходит из жизни, ему на смену нарождается новое. Все в мире, начиная от движения элементарных частиц и кончая гигантскими космическими системами, подчинено определенному порядку. У Вселенной есть свой «кодекс законов», все введено в их рамки. Так, закон всемирного тяготения гласит: все тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной их массам и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Строение кристалла, организма животного и человека и вообще всего существующего подчинено определенным законам. Закон всегда выражает связь между предметами, элементами внутри предмета, между свойствами предметов и в рамках данного предмета. Но не всякая связь есть закон: связь может быть необходимой и случайной. Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений.

Необходимо различать законы строения, функционирования и развития системы. Законы могут быть менее общими, действующими в ограниченной области (закон естественного отбора), и более общими (закон сохранения энергии). Одни законы выражают строгую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами. Другие не поддаются математическому описанию, например, закон естественного отбора. Но и те, и другие законы выражают объективную, необходимую связь явлений.

Различают динамические и статистические законы. Динамический закон – это такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет ее последующее состояние. Динамические законы бывают разной степени сложности. Они приложимы ко всем явлениям вообще и к каждому из них в отдельности, разумеется, из числа тех, которые подвластны данному закону; так, каждый брошенный вверх камень, подчиняясь закону тяготения, падает вниз.

Наука, не имея возможности предсказывать поведение индивидуальных компонентов некоторых систем, точно предсказывает поведение целого. Случайность в поведении индивидуального подчиняется закономерностям жизни целого. Статистическая закономерность характеризует массу явлений как целое, а не каждую часть этого целого. Если несчастный случай должен произойти на каждом миллионе километров пути, то это не относится к каждому, кто прошел этот путь: случай может «настигнуть» человека и на первом километре.

Посредством раскрытия закономерностей, действующих в мире, достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в практику. Отраженные в мышлении закономерности составляют сердцевину любой науки. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов»[3].

Осваивая содержание данных принципов, обратим внимание на то, что положение «Все связано со всем» нельзя понимать упрощенно. Важно научиться различать в мире вещей и идей разные виды связей, в особенности, связи главные и второстепенные, внутренние и внешние. Не менее важно также не забывать о том, что, с точки зрения современной науки, связи определенного вида между некоторыми объектами невозможны.

Усваивая философское понятие закона, следует научиться различать, с одной стороны, законы природы, мироздания, которые существуют вне и независимо от нашего сознания, и, с другой стороны, – законы, создаваемые людьми, например, юридические законы. Это различие подметили еще древнегреческие философы, указавшие на различия в последствиях для человека нарушения законов природы, общества и тех же юридических законов.

Наряду с принципами и законами в структуре философского мировоззрения важную роль играют категории в собственном смысле этого слова. Важное значение в структуре современного философского мировоззрения имеют категории: единичного, особенного и общего; тождества и различия; элемента и системы; части и целого; содержания и формы; симметрии и асимметрии; структуры; внешнего и внутреннего; сущности и явления; видимости и действительности; причины и следствия; необходимого и случайного; возможности и вероятности.

Для изучения их содержания сначала внимательно прочитайте помещенный ниже фрагмент из рекомендуемого вам для самостоятельного изучения пособия. Читая, помнит: чтобы освоить содержание некоторой философской категории, учащемуся со средними способностями о ней следует прочитать, подумать, воспроизвести не менее 80 раз и даже не просто прочитать, а и критически оценить прочитанное, продуманное. А.Г. Спиркин писал: «Как похожи, к примеру, листья на клене! Но среди них мы не найдем ни одной совершенно тождественной пары. Нет ничего абсолютно тождественного ни другому, ни даже самому себе. Вещи различны и внутри себя, и между собой. Есть выражение: похожи, как две капли воды. Но Г. Лейбниц говорит, что две капли воды, рассматриваемые через микроскоп, оказываются различными. Чистое тождество может существовать лишь в абстракции, как формальное тождество, согласно которому А = А. Реально же существует только конкретное тождество, предполагающее внутри себя различие. Тождество и различие – это отношение объекта к самому себе и к другим, характеризующее устойчивость и изменчивость, равенство и неравенство, сходство и несходство, одинаковость и неодинаковость, повторяемость и неповторяемость, непрерывность и прерывность его свойств, связей, а также тенденций развития. Тождество и различие имеют свои степени, градации. Вся история развития общества от первобытного состояния до современности – это различие стадий развития одной и той же формы бытия. Весь путь развития, начиная от элементарных частиц до предполагаемых космических цивилизаций, – это различные стадии развития сущего. Тут и тождество, и различие. Не существует ни чистого тождества, ни чистого различия.

Вещи, события абсолютно неповторимы. Ничто не происходит дважды. Нет повторений в жизни и в истории: каждое мгновение ново, небывало и своеобразно.

События бывают сходными, подобными, но не абсолютно тождественными. Повторное событие отличается уже тем, что оно происходит в другое время и, стало быть, в новых условиях, накладывающих на него свой отпечаток.

Единичное – это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность. Отражаясь в нашем сознании в виде чувственного образа или понятия, единичное обозначается именем собственным (Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Москва, Солнце, Земля и т.п.), или указательным местоимением (этот, тот и др.), или другим конкретизирующим средством языка.

Представление о мире только как о бесконечном многообразии индивидуальностей односторонне, а потому неверно. Бесконечное многообразие – это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их свойств и отношений. С той же определенностью, с какой мы утверждали, что нет двух абсолютно тождественных вещей, можно говорить, что нет двух абсолютно различных вещей, не имеющих между собой ничего общего. Все звезды обладают общими чертами, отличающими их от всего другого. То же можно сказать про минералы, растения, животных и т.д. Общее – это единое во многом. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество. Общие свойства и отношения вещей познаются на основе обобщения в виде понятий и обозначаются нарицательными именами: «человек», «растение», «закон», «причина» и т.д.

В каждом единичном заключается общее как его сущность. Предметы могут обладать различной степенью общности. Единичное и общее существуют в единстве. Их конкретное единство есть особенное. При этом общее может выступать в двояком отношении: по отношению к единичному оно выступает как общее, а по отношению к большей степени общности – как особенное. Например, понятие «русский» выступает как единичное по отношению к понятию «славянин»; последнее выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как особенное к понятию «человек». Итак, единичное, особенноеи общееэто соотносительные категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов.

Тот или другой предмет приобретает конкретную форму своего существования в зависимости от того процесса, в движение которого он оказывается вовлеченным. Конкретной формой своего существования единичная вещь обязана той системе закономерно сложившихся связей, внутри которых она возникла и существует в своей качественной определенности. Единичное умирает, но род живет. Вместе с тем единичное служит предпосылкой общего.

Действие общей закономерности выражается в единичном и через единичное, а всякая новая закономерность вначале выступает в действительности в виде единичного исключения из общего правила, будь то рождение нового биологического вида, новых общественных отношений и т.д. Ничто не может возникнуть иным путем. Единичное, будучи вначале случайным, постепенно увеличивается в числе и набирает силу закона, приобретая власть общего. Так возникли нормы морали, так появляются новые моды на что-либо и т.п. При этом в общее превращаются такие единичные «исключения», которые соответствуют тенденции развития, пребывания, вытекающей из всей совокупности условий. Случайные единичные отклонения отсеив







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 636. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия