Тема 2. Эволюция философской мысли в истории культуры
Философия в истории человечества. Предыстория философии и проблема начала философии. Философия Древнего Востока и ее своеобразие. Специфика древневосточных цивилизаций и духовных традиций Востока. Становление и основные школы древнеиндийской философии. Религиозно-мифологическая окрашенность древнеиндийской философии. Философские учения Древнего Китая. Историческое значение и особенности динамики древневосточных культур. Генезис античной философии, ее социокультурные основания и концептуальные особенности. Натурфилософия досократической философии. Милетская школа и ее особенности. Становление метафизической и диалектической традиций (элеаты, Гераклит). Пифагореизм. Софисты. Философия Сократа и сократические школы. Философия Демокрита, Платона, Аристотеля. Становление социальной философии. Философия эллинистической эпохи; скептицизм, эпикуреизм, стоицизм. Социокосмизм римского эллинизма (Марк Аврелий, Сенека, Цицерон). Юридизм, формализм и эклектизм древнеримской культуры. Античное наследие в европейской историко-философской традиции. Философия в системе средневековой культуры. Социокультурные характеристики средневекового Запада. Философские системы поздней античности и становление христианской традиции. Арабоязычная философия. Апологетика, патристика и схоластика. Средневековый символизм и проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма. Философия августинизма и томизма. Место средневековой философии в истории культуры. Особенности развития философии и основные тенденции в культуре Возрождения. Пантеизм, антропоцентризм, гуманизм и натурфилософия в мировоззрении Ренессанса. Социополитические идеалы эпохи Возрождения: от макиавеллизма до утопизма (Т. Мор, Т. Кампанелла). Историческое место философии Возрождения в цивилизационном процессе. Становление индустриальной цивилизации и классическая западноевропейская философия XVII – XVIII вв. Исторические формы новоевропейской философии: философия Нового времени (XVII век), философия эпохи Просвещения, немецкая классическая философия. Философия Нового времени. Проблема метода познания в концепциях рационализма (Ф. Декарт, Б. Спиноза) и эмпиризма (Ф. Бэкон, Дж. Локк). Механико-математическая модель бытия и метафизика. Философия Просвещения и проблема человека. Принцип суверенности разума и критика человеческих предрассудков. Теория естественного права и идея социального прогресса. Демократизация знания в программах энциклопедистов (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер и др.) Немецкая классическая философия. Идея «гносеологической революции» и критическая философия И. Канта. Принцип тождества бытия и мышления в мировой схематике Гегеля, его идеалистическая диалектика. Антропологический материализм Л. Фейербаха: критика религии и гуманизм. Идейное наследие немецкой классической философии в современной философской мысли. Особенности развития русской и белорусской философской мысли. Феномен русской философии и специфика цивилизационного развития в России. Основные направления русской философии XIX – XX вв. Социально-философские воззрения «западников» и славянофилов и современность. Русская религиозно-философская традиция и «новое религиозное сознание» конца XIX – начала XX вв. Идеалы космического переустройства. Евразийство. Философия всеединства В.С. Соловьева. Философские взгляды Н.А. Бердяева. Своеобразие белорусской философской традиции. Белорусское Возрождение и идеалы гуманизма (Ф. Скорина, С. Будный). Философия Просвещения: проблема взаимоотношения церкви и государства, разума и веры (С. Полоцкий, К. Лышинский). Общественно-политические аспекты развития Беларуси (В. Дунин-Марцинкевич, К. Калиновский, Ф. Богушевич). Осмысление национальной идеи в литературно-художественном творчестве (Я. Купала, Я. Колас, «Тетка» (А. Пашкевич)). «Новое религиозное сознание» Беларуси (Я. Окунь, Д. Мейчик). Философия и развитие белорусского самосознания в ХХ и ХХI вв. (В. Власов, А. Гарун, И. Абдиралович-Канчевский, В. Самойло-Сулима и др.). Основные философские положения идеологии современного белорусского государства.
|