Занятие 1. 1. Понятие цивилизации. Исторические типы цивилизации и их особенности
1. Понятие цивилизации. Исторические типы цивилизации и их особенности. 2. Понятие социальной структуры. Классовая, стратификационная и социально-этническая структура общества. 3. Экономические процессы в жизни общества. Социокультурная детерминация системы хозяйствования. 4. Феномен техники в развитии цивилизации. Темы для дискуссий и обсуждений 1. Можно ли говорить о существовании единой мировой цивилизации? Насколько принципиальны различия между цивилизациями Запада и Востока, в чем они? Происходит ли сближение и взаимопроникновение этих цивилизаций? Каковы перспективы отношений между цивилизациями Запада и Востока? 2. В чем достоинства и недостатки классового и стратификационного подходов в рассмотрении социальной структуры общества? 3. Техника – «зло» или «благо» для человека? Темы рефератов 1. Варварство и цивилизация: проблема критериев цивилизационного процесса. 2. «Миф машины» как фактор динамики цивилизации. 3. Цивилизация и развитие городов. Город как социокультурный феномен. 4. Научно-технический прогресс и перспективы экономического развития социума. 5. Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона. 6. Цивилизация средневекового Запада. 7. Становление индустриальной цивилизации: дух капитализма и протестантская этика. 8. Экономика и нравственность. 9. Стратификация и социальная мобильность в современном обществе. 10.Интеллигенция и ее социальная миссия. 11.Феномен техники и природа человека. 12.Наука и национализм. Литература 1. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001. 2. Тоффлер Э. Третья волна. – М., 2002. 3. Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, 2000. Основные положения темы 1. Понятие «цивилизация» имеет очень много значений. Будем исходить из того, что цивилизацией называется совокупность культурно-религиозных, социальных, технико-технологических явлений, которые регулируют взаимодействие индивидов, их общностей и групп и раскрываются в зарождении, развитии, кризисах и упадке социокультурных образований. Конкретные исследования цивилизационной динамики обычно охватывают несколько исторических периодов во всемирной истории: античность, средневековье, Новое и Новейшее время и т.п. Проблема сущности цивилизации приобрела особую актуальность в конце ХІХ – начале ХХ вв. С Н. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. Сорокиным и др. в наши дни связаны основные представления о содержании и специфики цивилизаций. Роль застрельщика в исследовании проблем цивилизации в первой трети ХХ в. сыграл О. Шпенглер. Шпенглер различал понятия цивилизации и культуры. Согласно Шпенглеру, цивилизация – продукт смерти культуры, она – бездушный интеллект, общество массы, вырождения искусства и литературы. Он полагал, что существование великих культур, т.е. таких, которым предназначено трансформироваться в цивилизации, несовместимо с единством исторического процесса. Русский ученый Н. Данилевский, например, выделял десять типов цивилизаций в мировой истории, подразделяя их на разные культурно-исторические типы (КИТы). Объясняя смысл структурных элементов КИТов, Н. Данилевский подчеркивал их взаимодействие и дополнительность. Русский ученый обращал внимание на существование «преемственных» типов (египетского, германо-романского). По Н. Данилевскому, содержательная полнота и завершенность цивилизации образуется совокупностью четырех видов деятельности: религиозной, культурной, политической и общественно-экономической. «Лицо» европейской цивилизации определяют политический и культурный виды деятельности. Формирующийся в ХIХ – ХХ вв. тип славянской цивилизации, по его мысли, представлен четырьмя видами культурной деятельности. Понятие цивилизации также использовалось в работах Ф. Энгельса, который противопоставлял цивилизацию варварству. Английский мыслитель А. Тойнби подчеркивал особую роль в цивилизационном развитии религиозно-мировоззренческих установок и институтов. В институте универсальной церкви он видел предпосылку наиболее перспективного типа цивилизационного развития. Важнейшей особенностью исследования природы цивилизации П. Сорокиным было преимущественное внимание к социокультурным суперсистемам, важным способом существования которых является цикличность. Заметное место в анализе смысла цивилизационного развития занимала также концепция немецкого экзистенциалиста К. Ясперса. Его особо интересовала проблема возникновения оси мировой истории. Ей была посвящена работа «Смысл и назначение истории». Введенное К. Ясперсом в оборот понятие «осевое время» сегодня широко используется при объяснении генезиса мировых цивилизаций, существование и развитие которых связано с мировыми религиями. Описывая современную техногенную цивилизацию, Ясперс использовал понятие «второе осевое время», или индустриальное время. С его помощью он иллюстрировал глубокий кризис индустриальной цивилизации, технической эпохи. Проблемы цивилизации занимали заметное место в работах современного американского футуролога А. Тоффлера. Тоффлер рассматривал историческую эволюцию через призму разнообразных социальных противоречий и конфликтов. Процесс развития истории он уподобляет вечно живому океану, через который время от времени перекатываются волны, которые и изменяют жизнь людей, превращая их в участников цивилизационных трансформаций. А. Тоффлер выделял три цивилизационных волны: аграрную, индустриальную и технологическую (постиндустриальную). Важнейшим элементом существования и развития этих цивилизаций, по его мысли, являются инновации, в то время как традиции (культурной, религиозной) в структуре цивилизационных изменений отводилась второстепенная роль. Для понимания реального исторического процесса цивилизационной динамики большое значение имеет знание механизмов взаимодействия различных социокультурных и хозяйственно-экономических структур. Эти структуры раскрывают человеческую специфику и многообразие всех компонентов цивилизаций как целого. 2. Социальная структура общества – это совокупность различных социальных общностей, взятых в их взаимодействии. В зависимости от того, социальные общности какого типа берутся за основание классификации многообразия общественной жизни, выделяют социально-этническую (племена, народности, народы, нации), социально-демографическую (мужчины и женщины, пенсионеры и т.п.), поселенческую (жители города и деревни), а также стратификационную (богатые и бедные, образованные и необразованные и т.п.), профессионально-образовательную (попробуйте указать ее элементы сами), социально-классовую (рабы и рабовладельцы, крестьяне, феодалы и т.п.) структуру общества. 3. Экономические процессы в жизни общества включают в себя производство, потребление, обмен и распределение материальных благ. Они связаны с использованием ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении людей. Важным элементом экономической сферы жизни общества являются экономико-юридические отношения собственности. Экономический способ производства является единством производительных сил и производственных отношений. С ним тесно связан технологический способ производства. Философия экономики занимается изучением человеческого измерения экономики, проблемами человека работающего и безработного, человека зарабатывающего и человека получающего. 4. Понятие «техника» может употребляться для обозначения совокупности предметов, которые используются человеком в процессе его трудовой деятельности. Техника – это искусственно созданные предметы. С этой точки зрения, любая материальная система, управляемая человеком, есть система техническая, причем независимо от того, является она или не является продуктом его собственного труда. В философии проблемы техники рассматриваются через призму ее роли и места в структуре человеческого существования, целей, назначения и возможных перспектив развития технических систем. Особый интерес в наши дни имеют проблемы взаимодействия человека с современными сложными информационными техническими системами (Интернет и т.п.).
|