Студопедия — Религиозное мировоззрение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религиозное мировоззрение






Следующей исторической формой миропонимания явилась религия (от латинского слова " благочестие", " набожность"). Древнейшие религиозные верования входили в качестве эле­мента во многие мифы. Но самостоятельную мировоззренче­скую функцию религия приобретает значительно позднее, ког­да возникают национально-государственные религии, в кото­рых вероисповедная связь между людьми в известной степени совпадает с этническими и политическими связями (таковы, например, существующие и ныне индуизм, иудаизм, конфуци­анство, синтоизм). Особенно наглядно мировоззренческая роль видна на примере наднациональных, мировых религий — буд­дизма (6—5 вв. до н. э.), христианства (1 в.) и ислама (7 в.).

Мировые Появление национальных и мировых религий

религии оказало мощное влияние на эволюцию всей ду-

ховной жизни человечества. В условиях глубо­ких социальных потрясений и катаклизмов, разломов в куль­турном бытии целых народов, в том числе в ситуации кризиса Римской империи, такие мировые религии, как христианство, позднее ислам, берут на себя задачу сохранения духовности и важнейших культурных традиций, "...христианство, — пишет Р. Тарнас, — царило в культуре Запада в течение почти всего ее существования — не только являясь ее главнейшим духовным стимулом на протяжении двух тысячелетий, но также оказывая влияние на философское и научное развитие в эпоху Возрож­дения и Просвещения. Да и сегодня — пусть не столь явно, но от этого не менее властно — христианское мировоззрение все


------------------------ Исторические типы мировоззрения ------------------------------ •

еще воздействует на культурную атмосферу Запада — по сути, пронизывая ее, — даже если на первый взгляд она и представ­ляется совершенно мирской." (Тарнас Р. История западного мышления.— М., 1995, с. 81).

Любопытно, что Библия является самым распространенным в мире произведением; она полностью была переведена на 314 языков. Ее считают и первой книгой, связанной с печатным станком: в 1454 г. Иоганн Гутенберг, его изобретатель, опубликовал в Майнце, Герма­ния, впервые типографским способом 42 строки из Библии. Подсчи­тано, что между 1815 и 1975 гг. было напечатано 2, 5 млрд. экземпля­ров Библии. Самые древние библейские тексты (глава 6, стихи 22— 27), выгравированные на двух серебряных амулетах, были найдены под Шотланд-ской церковью в Иерусалиме в 1979 г.; они относятся приблизительно к 587 г. до н. э.

В религиозном сознании, как и в мифологии, духовно-прак­тическое освоение мира осуществляется через его раздвоение на священный (сакральный) и повседневный, " земной" (про-фанный). Однако проработка идеологического содержания ре­лигиозной системы взглядов поднимается на качественно иной уровень. Символизм мифа заменяется сложной, порой утон­ченной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть теоретические, понятийные построения. Важнейший принцип построения мировых религий — моно­теизм, признание единого бога. Вторая качественно новая чер­та — глубокая духовно-этическая нагруженность религиозно­го мировосприятия. Религия, например христианство, дает принципиально новую трактовку природы человека как суще­ства, с одной стороны, " греховного", погрязшего во зле, с дру­гой стороны, сотворенного по образу и подобию Создателя.

В отличие от предшествующих религиозных учений, хри­стианство обратилось к каждому человеку, независимо от его национальной или классовой принадлежности. " Из всех харак­терных черт новой религии стержневым оказались притязания христианства на универсальность и на масштабность истори­ческих свершений: подобная категоричность имела иудейские


----------------------------- Философская пропедевтика -------------------------------

корни. Иудео-христианский Бог — это не племенной либо по­лисный бог, один из немногих, но единственный подлинный и верховный Бог, Творец Вселенной, Повелитель истории, все­могущий и всеведающий, вездесущий Царь Царей, чьи непрев­зойденные сила и власть требовали преданности и подчинения равно от всех народов, от всего человечества". (Тарнас Р. Ис­тория западного мышления — М, 1995, с. 85).

Становление религиозного сознания падает на период раз­ложения родового строя. В эпоху раннего христианства рацио­нальная соразмерность, гармоничность космоса древних гре­ков заменяется картиной мира, полной ужасов и апокалипси­ческих видений, тем восприятием социальной реальности, ко­торое складывалось у порабощенных народов Римской импе­рии, у беглых рабов, у обездоленных, бесправных, скрываю­щихся в пещерах и пустынях Передней и Малой Азии семит­ских племен. В условиях всеобщего отчуждения многие люди были практически лишены всего — крова, имущества, семьи, а беглый раб даже не мог считать принадлежащим ему свое собственное тело. Именно в этот период, переломный и траги­ческий момент истории в культуру вошло одно из величайших мировоззренческих озарений: все люди, независимо от соци­ального положения и этнической принадлежности, равны пе­ред Всевышним, человек — носитель величайшего, доныне невостребованного богатства — бессмертной души, источни­ка нравственной силы, духовной стойкости, братской солидар­ности, бескорыстной любви и милосердия. Открылся новый, неизвестный людям предшествующей эпохи космос — космос человеческой души, внутренней опоры обездоленного и уни­женного человеческого существа.

Благодаря чему человек может находить опору, заглянув в свою собственную душу? Благодаря тому, что она получает в религиозном сознании особый онтологический статус. Душа бессмертна и дарована нам свыше. Благодаря этому мы полу­чаем способность ощущать нашу жизнь как бытие в Боге и че­рез Бога.


Исторические типы мировоззрения

Для последователей другой мировой религии — исла­ма — воля, мудрость и любовь Всевышнего к людям выража­ют сокровенную сущность тех событий, которые составляют реальную ткань человеческой истории. Ислам пришел в араб­ский мир в середине 7 века и положил начало формированию мощной исламской цивилизации, что находится в тесном вза­имодействии с цивилизацией восточноевропейской, развившей­ся под сильным воздействием православного христианства, и западноевропейской, религиозным проявлением которой слу­жат католицизм и протестантизм.

Следует обратить внимание на то, " что ислам формировался в тесном взаимодействии с различными течениями прежде всего вос­точного (православного) христианства, а потому взаимопонимание между православными и мусульманами в значительной мере облег­чено. Так было на протяжении более чем тысячелетней истории на­шей страны, и в наши дни можно видеть черты сходного отношения ко многим являениям жизни у представителей этих цивилизаций... Кризис, который переживает современный мир (и Запад, и Восток), несмотря на очевидные успехи науки и бурный прогресс в области материального производства, ставит перед человечеством новые про­блемы, разрешение которых потребует объединений всех духовных сил. Преодолеть раскол между верующими и неверующими, между людьми различных вероисповеданий и между людьми, придержива­ющимися различных взглядов на желательное социальное устройство общества, — настоятельная необходимость нашего времени". (Бах­тин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991, с. 491—494).

Вера как Религия, в своей развитой форме, как на Западе,

приниип так и иа Востоке предлагает свои ответы на ми-

религиозного ровоззренческие вопросы людей в новых исто-
сознания рических условиях, когда старые мифы и язы-

ческие верования уже перестали удовлетворять массового человека. В сознании людей происходят глубокие перемены. У человека сформировалась способность к крити­ческому взгляду на окружающую жизнь, способность к реф­лексии и самоанализу. Религия как исторически новый тип мировоззрения не могла опираться на принцип прозрачности.


------------------------------ Философская пропедевтика ----------------------------------

Для того, чтобы истины религии могли быть убедительными, требовался существенно иной способ их обоснования. На смену прозрачности мифа приходит принцип веры. Вера есть уверен­ность в том, на что уповаешь, убеждение в том, чего не видел. Предмет веры не самоочевиден, но сам акт веры делает его та­ковым. Вера выступает как психологический механизм приве­дения в соответствие религиозного мировоззрения и окружа­ющей действительности. Истины религии не нуждаются ни в эмпирическом, ни в логическом обосновании, ибо по опреде­лению они даны свыше. Они либо принимаются сердцем, глубинной экзистенцией человека, либо не принимаются. Цен­тральной задачей институализированной религии поэтому яв­ляется " укрепление духа веры". Религия, согласно И. Канту, является познанием наших обязанностей в виде существенных законов любой свободной воли, которые, однако, должны рас­сматриваться как божественные заповеди.

Переход от мифологии к религии занял целую историче­скую полосу, включая промежуточные формы. Так, уже в эпоху египетского Древнего царства в знаменитом " Мемфисском богословском трактате" (середина III тысячелетия до н. э.) мы встречаем четко выраженную монотеистическую трактовку бога Птаха. К нему, как к единому началу, восходит все существую­щее — от других богов до червей.

Но и в Египте, и в Месопотамии, и в других древних цивилизациях бо­жественное понималось как имманентное: боги были в природе. Египтя­не видели в солнце все, что доступно человеку в его знании о Творце; ва­вилоняне видели в нем бога Шамаша, вершителя справедливости. Принци-


------------------------ Исторические типы мировоззрения -----------------------------

пиально иную картину мы наблюдаем в верованиях древних евреев эпохи псалмистов и пророков. Их бог не был в природе. Он был трансцендентен природе, знаменуя выход религиозно­го мировосприятия в сверхприродную реальность.

§ 4. Научное мировоззрение

Говоря об исторических формах мировоззрения, нельзя обойти также науку. Существует ли такой феномен, как " науч­ное мировоззрение", и если да, то что оно означает? И можно ли говорить о нем как о " самой верной", высшей форме миро­понимания?

Прежде всего нужно иметь в виду, что наука как духовное образование не ставит своей задачей производство мировоз­зренческого знания (в отличие от мифологии, философии и религии). Однако, исследуя разнообразные сферы реального мира, наука в силу самой логики научного познания неизбежно вырабатывает определенные мировоззренческие знания как побочный продукт. В истории цивилизации нередко случалось так, что те или иные научные открытия, обобщения, выводы приобретали в духовной культуре людей мировоззренческую _ значимость. Например, создание в XVI—XVII вв. гелиоцент­рической модели само по себе представляло собой специаль­но-научную, сугубо астрономическую проблему. Вместе с тем, в силу сложившейся мировоззренческой традиции (что видно на примере религиозных текстов), вопрос этот оказывался на­прямую связанным с вопросом о месте человека в мире. В XIX в. такую же мировоззренческую остроту приобрела дру­гая естественнонаучная проблема — происхождение жизни и человека на нашей планете.

В нашем столетии мировоззренческую нагруженность имели многие открытия в физике, биологии, космологии, ки­бернетике, психологии. Глубокий метафизический интерес, далеко выходящий за пределы научных кругов, вызвали выво-


                 
   
     
 
 
 
 
   
   
 


------------------------------ Философская пропедевтика ■ -----------------------------

ды теории относительности о релятивности пространства и времени, исследования " последних кирпичиков мироздания" в квантовой физике, теория Большого взрыва и " антропный принцип" в космологии. Большой резонанс в общественном сознании вызвали такие выдающиеся открытия, как открытие генетического кода, функциональной асимметрии правого и ле­вого мозга, дискуссии по проблемам моделирования интеллек­та, изучение неординарных состояний сознания, вызываемых приемом психоделических препаратов или применением нефар­макологических методов глубинной психотерапии.

Ученый никогда не ставит перед собой задачу получить профессиональный ответ на ту или иную мироустроительную проблему. Это не входит в его компетенцию. Тем не менее на­учная практика и логика исследователь-ской деятельности так или иначе подводят ученых к необходимости выработки интег­рального образа изучаемой реальности, научной картины мира, возникающей в результате синтеза знаний, получаемых в раз­личных научных дисциплинах. Таким образом, наука, не зани­маясь мировоззрением в целом, производит отдельные его бло­ки, такие, как картина мира и научный " образ человека".

Для научного мировоззрения характерны следу­ющие особенности:

• рациональная обоснованность;

• частичность;

• неуниверсальность.

Первая особенность вытекает из того, что научное миро­воззрение является обобщением научных знаний. Производство же последних осуществляется на основе принципа научной ра­циональности. Указанный принцип регулирует специфические способы обоснования знания — эмпирические, логические, конвенциональные.


'Lit—- ----------------- Исторические типы.мировоззрения -------------------------

Эмпирическое обоснование опирается на фактуальную основу, оно связано с обращением к данным наблюдения, из­мерения, к экспериментальному контролю за получаемым зна­нием. Логическое обоснование есть выводимость по правилам логики одних знаний из других, истинность которых уже дока­зана. Конвенциональный аспект рациональности вытекает из условно принимаемых в данной научной теории исходных до­пущений и определений.

Частичность научного мировоззрения обусловлена тем обстоятельством, что оно включает в себя не все элементы мировоззренческого сознания, а лишь некоторые, например, " картину мира", но практически не предполагает смысложиз-ненной тематики. Что касается неуниверсальности, то речь идет о том, что никакая научная картина мира в принципе не может быть метафизической в том смысле, в каком этот термин упот­ребляет Хайдеггер, т. е. быть моделью мира как целого, мира как Универсума. Чаще всего мы имеем дело с естественнона­учной картиной мира, отражающей и обобщающей конкрет­ный уровень развития естествознания.

Становление Античная и средневековая наука, накапливая спе-
научной циальные знания, вообще не претендовала на

картины выработку какой бы то ни было модели Универ-

мира сума. Естественнонаучная картина мира как ре-

зультат междисциплинарного синтеза появляет­ся лишь в Новое время. Исторически первой ее формой была механистическая картина мира.

Важно отметить, что в эпоху античности теоретическое знание было расколото на два существенно различных по сво­ей структуре и содержанию слоя. Первый слой, (конкретное, " рецептивное" знание), давший начало античной науке, был вплетен в практическую жизнь людей, служил интересам мо­реплавателя (астрономия), земледельца (геометрия), купца


----------------------------- Философская пропедевтика -------------------------------

(арифметика) и др. Второй слой знания по своим истокам но­сил чисто умозрительный характер. Аристотель называл такое знание учением о сущем, о всеобщих началах и причинах бы­тия. В силу того, что сущностный уровень бытия непосред­ственно ненаблюдаем, он составляет " запредельный", умопос­тигаемый мир. Поэтому опыт не может, как полагали древние философы, быть последней инстанцией для проверки всеоб­щих и высших истин. Только ум непосредственно созерцает высшие основоположения и непосредственно усматривает их истинность. Позднее этот слой знания был назван " метафизи­кой". В силу сказанного Античность знает только натурфило­софскую модель мира.

В эпоху Средневековья мир умопостигаемого оказался по преимуществу объектом мировоззренческого осмысления со стороны теологии. Центральная идея богословской метафизи­ки — идея иерархической структуры мироздания. Теологи раз­рабатывали эту идею применительно к потребностям религи­озного миропонимания.

До тех пор, пока в истории цивилизации монопольное положение занимали мифология, философия и религия, а на­ука делала лишь первые шаги в своем становлении, господ­ствовало убеждение, что объектом последней является прежде всего подлунный мир, а мир небес был той ареной, на которой научное знание признавалось недостаточным. Важнейшей осо­бенностью ньютонианской научной революции XVII века яви­лось то, что она рискнула сделать объектом точного научного исследования " мир в целом ". Впервые наука заявила о своем праве изучать и адекватно постигать всеобщие принципы бы­тия и " всемирные" законы (как, скажем, закон всемирного тя­готения). Дуализм наблюдаемого и умопостигаемого, подлун­ного и небесного, конечного и бесконечного преодолевается не на путях философского умозрения или богословских спеку­ляций, а на путях экспериментально контролируемых теорети­ческих построений.


„—-------------- Исторические типы мировоззрения -------------------

" Лишь после того, как удалось, исходя из общей точки зрения, одними и теми же законами объяснить и небесные и земные явления, появилась возможность и необходимость первой естественнонаучной картины мира — картины мира ньютоновской физики с характерной для нее абсолютизацией законов механики" (С. Б. Крымский, В. И. Кузнецов. Мировоззренческие категории в современном естествоз­нании. 1983, с. 124).

Наука XVII в. вырабатывает модель объяснения при­родного целого, в основе которой лежала идея причинной обу­словленности всех физических процессов; главная цель позна­ния — отыскание законов природы, при этом сам закон пони­мается как жестко фиксированное каузальное и однозначное соотношение явлений. Следует заметить, что этот образец объяснения постепенно стал переноситься в другие области, вплоть до биологической и социальной. Убежденные в рацио­нальном и поддающемся количественному анализу устройстве природы, естествоиспытатели считали, что в мире нет ничего, что не могло бы стать объектом научного познания; а все, что наука делает предметом своего анализа, в конечном счете мо­жет быть познано до конца, исчерпывающим образом и при­том исключительно научными средствами. Эта убежденность ученых составляла важнейший элемент научной рационально­сти классического естествознания.

Использование методов и принципов конкретной науки в решении относимых раньше к " метафизике" проблем способ­ствовали тому, что научные достижения XVII—XVIII вв. были быстро обобщены и организованы в стройную систему. В ито­ге завершивший ньютоновскую теорию П. Лаплас мог с гор­достью утверждать, что его " система мира" не оставила нере­шенной ни одной астрономической проблемы, а Ж. Лагранж с завистью отметил, что ученым дан всего один " Универсум" и И. Ньютон уже успел его объяснить.

Выработка целостного взгляда на природу на базе ме­ханистических представлений и формирование соответству­ющей парадигмы классического естествознания явились


Философская пропедевтика

гигантским скачком вперед, триумфом синтезирующей функ­ции науки. Здесь нужно, однако, обратить внимание на внут­реннюю неоднородность и противоречивость методологи­ческих оснований формируовавшегося в ту эпоху естествозна­ния. Очевидно, что по своей сущности ньютонианская програм­ма выходила за рамки собственно механики и содержала в себе и естественнонаучные принципы и философские составляю­щие. Общие установки этой программы — исчерпывающая по­знаваемость реальности, объяснение природы из нее самой, тре­бование " натурального" описания и отказ от " сверхприродных" причин, использование математического языка и обращение к эксперименту как " пробному камню" теории, имели направля­ющее и стимулирующее значение для развития естествознания, выходящее за рамки собственно механики и даже классиче­ской физики в целом. Вместе с тем в ней были такие компонен­ты, которые на определенном этапе развития научной мысли достоинства превращали в недостатки, а именно — экстрапо­ляция механистических представлений на всю природу, отри­цание многокачественности материи.

" В программе классического естествознания можно ретроспек­тивно выделить три последовательных слоя. Первый слой связан с установками механицизма; его узость и историческая ограниченность обнаружилась уже в первой половине XIX в. Второй слой — это уста­новки физикалистского мировоззрения в целом; последние исчерпа­ли себя примерно к середине XX в. Что касается третьего слоя, то в данном случае речь идет о том специфическом типе научной рацио­нальности, который ориентирует науку всецело на исследование ре­альности по образцу физической науки. Историческая ограниченность такого типа научной рациональности начинает осознаваться лишь в современную эпоху". (М. К. Трифонова. Современная научная рево­люция., 1987, с. 24—25).

В середине XIX в. на смену механицизму приходит элект­ромагнитная картина мира. Революция в естествознании, на­чавшаяся на рубеже XIX—XX вв., предопределила появление новой неклассической картины мира, опирающейся на ради­кальные физические идеи теории относительности и кванто­вой механики. Современные представления о мировом целом


—-—■ ---------------------- Исторические типы мировоззрения --------------------------

складываются в результате обобщения вероятностной модели, принципов инвариантности (включая различные законы сохра­нения, принципы относительности и симметрии) и др.

" Космос " и Существенным результатом эволюции научного
" мир" мировоззренческого сознания стало изменение

содержания понятий " космос" и " мир".

Слово " космос" — греческого происхождения, оно озна­чает порядок, стройность. Философы Древней Греции пони­мали мироздание как упорядоченную гармоничную систему, противопоставляя ей хаос, беспорядок. " Космос" для древних греков — источник красоты, гармонии в явлениях природы. Это точка зрения держалась очень долго. Даже Коперник счи­тал, что орбиты планет должны быть окружностями, потому... что окружность красивее эллипса. Во второй половине XX века произошел огромный скачок в познании физической природы космических явлений. " Космос" перестал быть абстрактным по­нятием. Сейчас различают четыре уровня:

а) ближний космос (околоземное пространство), включа­
ющее магнитосферу Земли. Эта область начала активно осваи­
ваться приборами и непосредственно человеком в космиче­
ских полетах;

б) Солнечная система: Солнце, планеты, их спутники,
межпланетная среда.

В XX веке — это сфера, где активно уточнялись парамет­ры, размеры, динамика отдельных процессов. Можно сказать, что осваивает человек этот космос как дом: с любопытством, осторожностью и надеждой. Сообщим для любознательных ■ некоторые характеристики этого дома (думается, что в буду­щем веке он будет интересовать человечество еще больше).

Масса Солнца —169 889 X 1027т, что в 332 946, 04 раза больше массы Земли и составляет 99, 866 % общей массы Солнечной систе­мы. Температура в центре Солнца — 15 400 000°К, давление — 255


Философская пропедевтика


 


750 000 т/см2. Наш желтый карлик сжигает 4 млн. тонн водорода в секунду, поэтому примерно через 5 млрд. лет энергетические ресурсы Солнца будут исчерпаны.

Расстояние от Солнца до Земли — 152 098 200 км в перигелии и 147 097 800 км в афелии. Средняя скорость движения Земли по своей орбите — 107 210 км/час.

В Солнечной системе 9 планет, каждая их которых обозначает­ся определенным символом (знать который неплохо хотя бы потому, что в современной культуре они постоянно фигурируют в модных сей­час астрологических прогнозах):



 


Самая большая планета — Юпитер, его масса приблизительно в 318 раз больше массы Земли; самая маленькая и холодная — Плутон. Самая быстрая — Меркурий, его орбитальная скорость 172 248 км/час. Самая горячая (и самая близкая к Земле) — Венера. Температура на ее поверхности — 462°С. Температура на поверхно­сти Марса колеблется от 29, 4° С до — 123°С.

В Солнечной системе около 2 млн. комет, самая известная — комета Галлея, о которой встречаются свидетельства уже в 467 г. до н. э. С тех пор она навещает Землю через каждые 76 лет.

Ежегодно на Землю падает около 150 крупных метеоритов; древ­нейший из них (Крахенбергский) имеет возраст на 70 млн. лет стар­ше возраста Солнечной системы, а самый известный — святыня ис­лама в Каабе.

в) Галактика — звездная система, в которую входит и Солнце (одна из примерно 200 млрд. звезд, ее составляющих). Слово galaktikos (греч.) означает " млечный, молочный". " Млеч­ный путь" является частью т. и. " местной системы" галактик; 56


—-------------------- Исторические типы мировоззрения ---------------------------

вне нашей Галактики, как установила астрономия XX века, су­ществует множество Галактик самых разнообразных форм и структуры. Совокупность Галактик всех типов, квазаров и меж­галактической среды образует Метагалактику, или Вселенную.

г) Вселенная — вся окружающая нас часть материального мира, доступная наблюдению и содержащая различные типы объектов — от элементарных частиц, атомов и молекул до пла­нет, звезд, скопления галактик, дисперсного вещества и физи­ческих полей.

Важнейшими особенностями научной картины мира вто­рой половины нашего столетия являются тенденции к приня­тию идей относительности и многомерности. В последние годы все большую привлекательность у ученых вызывают гипотезы о " многомерных мирах". В контексте современных космологи­ческих теорий Большого взрыва формируются принципиально новые представления о характере крупномасштабной структу­ры Вселенной, о ее ячеисто-сетчатой природе, о космическом плюрализме.

Существенным результатом эволюции мировоззренче­ского сознания современной науки была релятивизация поня­тия " мир ". Сотни лет это понятие отождествлялось с предель­но широкой категорией Универсума, т. е. со всей полнотой су­щего, всего, что соотносится с объективной реальностью во­обще. Современная релятивист-ская космология плотную по­дошла к разработке физически конечных, хотя геометрически и неограниченных моделей Вселенной. Наука столкнулась с воз­можным фактом конечности мира как с точки зрения его про­странственной замкнутости, так и с точки зрения времени его существования. Одновременно с этим вопросом возникла и другая проблема: является ли наша Вселенная уникальной, един­ственной? Важнейшим мировоззренческим следствием общей теории относительности явилось представление о том, что наша


Философская пропедевтика


Вселенная является одним из бесконечного множества различ­ных по своим свойствам миров. В этом случае Универсум ох­ватывает все множество самозамкнутых миров-вселенных. Тем самым снимается парадоксальный вопрос: что было, когда на­шего мира не было (т. е. до момента Большого взрыва)?

Чем один мир, Вселенная, может отличаться от другого с принципиальной точки зрения? Прежде всего " сценарием его развития" после начала отсчета его физического времени, а также теми возможностями, которые заложены данным сце­нарием. Наша Вселенная в момент Большого взрыва должна была иметь некоторые характеристики, например, значения фундаментальных констант, которые задают возможность ее усложнения.

 
 

Какие же мировые константы определяют своеобразие нашей Вселенной? Их пять:

 

е= 1, 6022 X 10"

Именно эти исходные физические характеристики обес­печивают возможность такого развития нашего мира, которое приводит к возникновению жизни и разума. Как говорит изве-


---- ■ ---------------- Исторические типы мировоззрения --------------------------

стный ученый Б. Картер, то, чего мы ждем от наблюдений, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей.

В других мирах, при других сценариях эволюции, при других значениях мировых констант возникновение жизни и человека может быть в принципе исключено. Сам факт суще­ствования человека требует, чтобы Вселенная обладала такими свойствами, которые выделяют наш мир из множества других.

§ 5. Философское мировоззрение

В чем же отличие философии как типа мировоззрения от других мировоззренческих систем? Период становления фило­софии приходится на особый, осевой момент в истории куль­турного самоопределения древних цивилизаций. Это было вре­мя, когда мировоззренческое знание, его истоки и глубинный смысл, издревле окруженные ореолом таинственности, стали объектом осмысления и рационального анализа со стороны вольных любителей мудрости. Этот процесс захватывает прежде всего древнегреческий мир. Резкое усиление торговых и куль­турных связей греческих городов-полисов с соседними, более древними цивилизациями — такими, как Египет, — порожда­ло процесс взаимопроникновения культур, религиозных веро­ваний, мироустроительных систем, философских учений.

Это неизбежно расшатывало целостность архаичного пред­ставления о мире. Все больше осознавалась условность, отно­сительность и противоречивость старых мировоззренческих схем. Это была настоящая духовная революция. Речь шла не просто о замене одного мировоззрения другим, а о радикаль­ном изменении самого отношения к мировоззрению как духов­ному образованию. Постепенно люди начинали осознавать принципиальную проблематичность, неуникальность этого феномена, его открытость для критического осмысления со стороны обычного человеческого рассудка.


Философская пропедевтика


H


На место единого для всех миропонимания пришло мно­жество различных, часто конкурировавших между собой моде­лей мира, нравственных устновок, религиозных учений и т. п. От мировоззрения как чего-то абсолютного, непререкаемого и единого люди перешли к новой культурной реальности — к факту множественности своих взглядов на мироустройство. Возникла новая духовная ситуация — ситуация смысложизенного поиска, свободного выбора и духовного самоопределения.

Однако что же может служить основанием для мировоззренческого выбора? Это — следование культурной традиции, вера или разумные дово­ды, т. е. культурно-исторические, психологиче­ ские и гносеологические основания. Те, кто предпочел опираться на разум, на рациональную аргументацию и стал называться философом. Из всех возможных способов обоснования мировоззрения по-настоящему убедительной и убеждающей философы принимали ситуацию, когда на суд ра­зума выставляются все доводы, все основания и аргументы. Ра­циональность явилась, таким образом, и отправной точкой, и формой развития философии как феномена культуры.

Философская рациональность как раз и означает специ­фический способ приведения в действие механизмов мышления с целью беспристрастного, свободного от субъективизма рас­смотрения проблемы. Исторически философская рациональ­ность формируется именно в условиях распада единого для архаического общества мировосприятия. Человек оказался в такой жизненной ситуации, когда возникла возможность, а за­тем и необходимость собственного выбора определенного взгляда на мир, выбора, который уже не был скован грузом тра­диций, тех или иных авторитетов, какими-либо принципами прежних религиозных верований. Ситуация свободного выбо­ра требовала поиска каких-то объективных оснований. Таки­ми основаниями не могли быть ни веление сердца, ни личные


Исторические типы мировоззрения

или групповые интересы. В этом контексте единственными ос­нованиями; которые представлялись объективными, были доводы разума.

Первым непосредственным следствием этого явился плю­рализм философских систем. Там, где была философия, там воз­никала не только апелляция к логическим аргументам, но и ин­теллектуальная конфронтация, диалог, спор. От плюрализма мировоззрений как особенности культурного бытия эпохи че­рез рациональность к плюрализму философских систем как следствию — такова была логика развития. Все дело в том, что интенсивный и многообразный опыт философствования уже на первом этапе становления философского сознания показал, что в вопросах мироустройства и духовного самоопределения человека рациональная аргументация сама по себе не ведет к выработке какого-либо единого миропонимания.

Отмеченное выше обстоятельство следует рассматривать как фундаментальный факт для понимания самой природы философии как феномена культуры, с одной стороны, и пони­мания природы рациональности, с другой.

Вхождение рациональности в древнегреческую культуру (философию, искусство, науку и др.) породило и такие любо­пытные явления мыследеятельности, как практика софистов — " платных учителей мудрости". Известно, что сама по себе ло­гика может быть использована для оперирования формальны­ми доводами рассудка, когда разум спит. Мыслительная культу­ра становится предметом коммерции, средством обогащения. Софисты стали учить искусству рационально убеждать так, что­бы люди могли воспользоваться приобретенными умениями не в интересах истины, а по соображениям личной выгоды.

Философия Зад







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 960. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия