Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия и культура





Выше мы говорили о философии как мировоззрении, сле­дующий шаг заключается в том, чтобы проанализировать философию как целостный и многогранный феномен культу­ры; ее предмет и метод, базовую проблематику, природу и спе­цифику философского знания.

Филосо­фия" жи­вая душа культуры "

По мере своего развития философия становит­ся особой формой самосознания людей как субъектов истории, формой рефлексии над куль­турой. В отличие от мифологии, религии и на­уки, она берет на себя задачу рационального ана­лиза и критической оценки того типа культуры, который господствует в ту или иную историческую эпоху. Подвергая критике отжившие формы социального мироустройства, фи­лософы подготавливают и идеологически обосновывают при­ход нового способа человеческой жизнедеятельности.

По отношению к культуре в целом философия выполняет не только рефлексивно-критическую, но и проективную, куль­турно-творческую функцию. У К. Маркса мы встречаем мысль о том, что всякая истинная философия как живая душа культу­ры " есть духовная квинтэссенция своего времени". В своем поступательном развитии она предстает " животворящим ду­хом всемирно-исторических процессов".

С античных времен и до наших дней самоопределение философии осуществлялось через открытие новых и притом общезначимых культурно-исторических смыслов. Но что оз-


Философия как форма духовной культуры

начало найти или открыть новый смысл, новую мироустрои-тельную перспективу видения мира и человеческого бытия? Любой мировоззренчески нагруженный смысл поначалу сти­хийно формируется в недрах человеческой повседневности. Такова уж человеческая природа, что в каждом из нас сосуще­ствуют как бы два полюса. Один полюс — это свойственная индивиду биологическая, социальная и культурная ограничен­ность, зависимость его личностных качеств от окружающей со­циальной среды. Второй полюс выражается в том, что в инди­виде как носителе " феномена человека" наличествует родовая черта" по разнообразию индивидуальных проявлений, по бо­гатству своих сущностных сил человеческая личность всегда шире своего дела, своей профессии, своей социальной груп­пы. По своим потенциям человеческий феномен не укладыва­ется в рамки своей эпохи. В потоке исторического времени рождаются новые потребности, желательности и созидатель­ные возможности людей. Человек накапливает в себе способ­ности к новым формам культурного бытия, к иному образу жизни и типу духовности, меняются его социальные и духов-нь е ориентации, рано или поздно обгоняющие свою эпоху и при " п'крываю дие новую историческую перспективу.

Социокулъ- Культурная миссия философа в данном случае
турная заключается в том, что он улавливает новые умо-

функция настроения и смысложизненные ориентации

философии людей, теоретически осмысливает их, выража­ет их в виде " культурного проекта". Критичес­кая и одновременно проективная направленность философс­кого сознания весьма наглядно проявилась, например, в Новое время. Отнюдь не случайно, что группа знаменитых французс­ких мыслителей XVIII века во главе с Д. Дидро обосновала философскую систему, которая явилась идеологической подго­товкой Великой французской революции. В этом контексте ха­рактерен известный исторический случай. В 1770 году проку-

69


----------------------------- Философская пропедевтика -------------------------------

pop парижского парламента Сегье, требуя официального осуж­дения и публичного сожжения книги П. Гольбаха " Система при­роды", заявил: " Философы сделались наставниками человече­ского рода. Свобода мысли — вот их возглас, и этот возглас слышится с одного края мира до другого. Одной рукой они стре­мятся пошатнуть престол, а другой хотят опрокинуть алтарь".

Способы Говоря о философии как " живой душе культу-

функциони- Ры" > следует различать два аспекта этого фено-
рования мена: во-первых, взгляды самих философов и тот

философско- продукт, который они производят в виде теоре- го сознания тических систем, подходов, точек зрения на мир и человека и т. п.; во-вторых, трансляция фило­софской культуры, философского взгляда на мир ^массовое со­знание. В последнем случае можно говорить о функциониро­вании стихийно складывающегося философского мировоспри­ятия в различных слоях общества. Потребность в философство­вании имеет корни практически в каждом индивиде с развитым куль­турным самосознанием.

Живой, исторически конкретный поток философского со­знания как органическая часть самосознания культуры в целом довольно наглядно подтверждает, что философствование во все времена включало в себя как эксплицированные (явно выра­женные средствами языка), так и неэксплицированные компо­ненты. При этом одни поиски в области миропонимания име­ли в качестве преобладающего рационалистический, конструк­тивный момент и завершались построением логически развер­нутой " системы", в других философских размышлениях мы наблюдаем существенно иной способ возникновения и функ­ционирования философского сознания, при котором исходные образы, смыслы, метафоры нахоядтся в подвижном взаимодей­ствии с самыми разнообразными формами ценностного созна­ния и образуют словесно не выраженный полностью поток личностного миропереживания. Очевидно, что в этом случае 70


-------------------- Философия как форма духовной культуры ------------------------

не все компоненты философского сознания оказываются очи­щенными от соответствующих им социально-культурных кон­текстов. Такие ситуации духовной практики можно назвать индивидуальными " синтагмами".







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 604. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия