Студопедия — Общество как развивающаяся система. .
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общество как развивающаяся система. .






Тот факт, что на смену одной формации рано или поздно приходит другая, свидетельствует о том, что общество есть развивающийся, эволюционирующий феномен. Философия истории с давних времен интересовалась вопросом о том, куда движется человеческая история, откуда мы пришли и в каком направлении идем. Есть ли у истории цель и высший смысл? Что движет человечеством?

В философии истории, в мировоззренческих поисках че­ловечества можно выделить три основные модели социальной эволюции — линейную, циклическую и вероятностную. При­мером линейной модели может служить христианское представ­ление об истории как движении от сотворения мира до прихо­да Царства Божия. Циклическая модель имеет несколько ос­новных вариантов — маятникообразное движение, движение по кругу, развитие по спирали (синтез линейной модели и кру­говой цикличности), синусоидальная эволюция (социальный рост через подъемы и спады).

Исторический материализм, исходя из диалек­тических представлений о скачкообразном ха­рактере всякого развития и неизбежности отри­цания отрицания, считал наиболее адекватной моделью общественного развития спиралеоб­разную модель. Он признает поступательный и направленный характер человеческой истории. Социальный прогресс неизбеж­но направляет историю к гуманному, бесклассовому обществу. Следует отметить, что марксова философия истории, по сути,


--------------------------------------- Основной курс -----------------------------------------

представляет собой лишь наиболее продуманную и радикаль­ную разновидность той модели социального универсума, кото­рая сложилась в европейской цивилизации в Новое время.

Классическая модель, если определить ее в самом общем виде, строилась на следующих основных постулатах:

постулат рациональности: в мире господствует разум­ное начало (при этом неважно, как этот постулат трактуется в рамках того или иного подхода: дано ли разумное начало от Бога, разлито ли оно в бытии как его подоснова или есть есте­ственное свойство человека);

постулат активизма: помимо разума человек обладает способностью к активной духовной и предметно-практической деятельности, причем разум выступает основой, предпосыл­кой и гарантом целесообразного и результативного характера деятельности;

постулат прогрессивного развития: благодаря разуму и внутренней активности человек способен к безграничному ин­дивидуальному и социальному прогрессу, обеспечивая тем са­мым постоянное совершенствование всех общественных от­ношений и институтов;

постулат антропоцентризма: по своей природе чело­век — не только постоянно прогрессирующее разумное и ак­тивно-волевое существо, но и является вершиной творения, вен­цом природы, высшим цветом материи, выступает носителем сво­боды и средоточием духовности.

Какую оценку мы можем дать этой модели в конце XX в.? Любая оценка должна учитывать новые реальности современ­ной истории. На наших глазах человечество шаг за шагом втя­гивается во все углубляющийся кризис. Сегодня уже явственно проступили его черты и особенности, а именно:

а) кризис приобретает глобальный, всепланетарный харак­тер;


---------------------------------- Философия истории ------------------------------------

б) есть основания говорить о его многомерной природе,
в которой переплелись кризисы экологический, демографический,
социальный, культурно-исторический и экзистенциальный;

в) все более заметными становятся черты необычного ди­
намизма данного кризиса, с каждым годом приближающего мир
к роковой развязке (социологи указывают на 70—80 лет, остав­
шиеся человечеству, если сохранятся нынешние темпы развития
технократической цивилизации);

г) кризис имеет отчетливо выраженную экзистенциально-
онтологическую подоплеку, ибо ставит под вопрос само суще­
ствование человечества на Земле; ходом истории современный
мир поставлен в ситуацию " лицом к смерти", т. е. в погранич­
ную ситуацию, в которой он вынужден по-новому осмыслить свое
историческое бытие, свои универсальные цели и саму проблему
смысла истории.

Пограничная ситуация, в которой оказалось человечество, выявила глобальные пороки современной цивилизации. Все базовые принципы, установки и ценности, господствовавшие в мире последние несколько столетий, обнаружили свою про­тиворечивость. Два с лишним века европейская цивилизация поклонялась идолу Прогресса, верила в безграничные возмож­ности духовного и физического совершенствования человека, возлагала надежды на поступательное развитие общества, не­уклонно приближающегося к социальной гармонии и всеоб­щему благоденствию. В реальности же мир оказался втянутым в мировые войны, региональные и этнические конфликты; мы столкнулись с ростом деструктивных начал как в социальном организме, так и в самом индивиде, с явлениями обществен­ной и культурной деградации, с усилением преступности, нар­комании, с многообразными формами отчуждения человека. Мечты о разумном и гармоничном преобразовании природы обернулись на практике угрожающим по своим масштабам раз-


--------------------------------------- Основной курс ------------------------------------- —

рушением биосферы. Счастливое будущее всех народов плане­ты — таков был идеал. В конце XX в. в свете все увеличиваю­щейся пропасти между сверхразвитыми и так называемыми раз­вивающимися странами от этого идеала мало что осталось.

Со времен Декарта просвещенную Европу воодушевляла идея Разума как основы и предпосылки Прогресса, но в наше время разум из источника жизненной силы и инструменга вы­живания все чаще становится орудием разрушения самих ос­нов жизни. Теряет былую привлекательность образ человека как изначально активного существа с его преобразовательны­ми начинаниями и историческими инициативами, ибо его безу­держная активность нередко выливалась в опасные техниче­ские проекты, в бесплодные социально-экономические рефор­мы и разрушительные политические эксперименты. В сущнос­ти, сегодня возникла необходимость в ревизии самой модели социального Универсума, если иметь в виду ту ее форму, как она сложилась, начиная с эпохи Нового времени.

В основе формирующихся новых взглядов на природу, общество и человека лежит экологи­ческая философия. Установка, согласно которой " природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник", столь характерная для прошлого века, в усло­виях технократической цивилизации все больше заводит чело­вечество в тупик. На смену прагматизму и угилитаризму при­ходит идея гармонии общества и природы. Новая модель соци­ального Универсума должна, по-видимому, включать в себя: а) новое понимание природы как среды освоения и обитания человечества, находящегося в гармонии с ближним и дальним космосом; б) современный взгляд на разум как на орган много­мерного мышления; в) вероятностную модель исторического развития, предполагающую отказ как от линейных и истори­чески детерминированных направлений развития цивилизации,


---------------------------------- Философия истории ------------------------------- —

так и от различных вариантов цикличности в истории; г) под­ход к пониманию " феномена человека" с точки зрения " косми­ческого сознания" и др.

В свете сказанного прежние теории общественного раз­вития как своеобразная разновидность старой модели требуют серьезного пересмотра и трансформации по крайней мере, в двух отношениях: во-первых, следует отказаться от идеи дол­говременной детерминации в потоке истории и перестать го­ворить об " исторической неизбежности", " исторической необ­ходимости", " закономерности" и т. п., во-вторых, нужно пере­осмыслить принцип однонаправленности хода истории. Вооб­ще говоря, вероятностный подход (например, в виде синерге-тической схемы развития) не отбрасывает начисто идею " зако­на", " причинности" и т. п., но привносит в нее существенно новое содержание. При этом вероятностная интерпретация истории естественным образом должна быть дополнена интер­вальным подходом. Суть последнего в отношении к истории заключается в том, что каждая данная историческая эпоха есть не только " ступенька" к будущим, " более совершенным" состо­яниям человеческой истории, но и абсолютная самоценность, ибо является неповторимой социокультурной целостностью, са­мозамкнутым социальным и духовным интервалом, способом состыковки человека и Космоса, рационального и внерацио-нального, созерцания и деяния, духа и плоти, профанного и сакрального.

Старая модель социального Универсума, задававшая стиль мышления и стратегию поведения цивилизованного человече­ства, не была ошибочной. Она соответствовала исторической практике людей своего времени. Но сегодня, на пороге третье­го тысячелетия, люди нуждаются в новом понимании своей исторической перспективы.


--------------------------------------- Основной курс -----------------------------------------







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1142. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия