Генетическая социология и теория прогресса
С использованием сравнительно-исторического метода тесно связано развитие так называемой генетической социологии М.М.Ковалевского, по существу его теории эволюционного развития. “Генетической социологией, - писал М.М.Ковалевский, - называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право, входящие на первых порах в состав одного и того же понятия дозволенных действий в противоположность действиям недозволенным”1. Российский социолог говорит об особом интересе к проблеме происхождения и развития общественных институтов в России, поскольку в стране имеется чрезвычайно богатый этнографический материал для изучения этого вопроса. Генетическая социология призвана выявлять стадии социальной эволюции и законы, лежащие в ее основе. На этом базируется обращение М.М.Ковалевского к теории прогресса. Она всегда составляла “ядро” всей его социологии (равно как и позитивизма в целом). Сущность социального прогресса он усматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, социальных групп, народов, государств. Задача социологии, по мнению М.М.Ковалевского, состоит в анализе солидарности, ее сущности, форм и видов. Наряду с объективными процессами укрепления солидарности существуют и субъективные процессы усиления чувства солидарности, которые проходят, по его мнению, три ступени: сознание родового единства, патриотизм, космополитизм. Результирующей роста социальной солидарности выступает у ученого расширение равенства и свободы личности. Делая акцент на солидарности, российский социолог негативно относился к революции как источнику прогресса. Он считал революцию патологией, для прогресса чем-то случайным, не вытекающим из его природы и потребностей, своеобразным “искусственным перерывом”. Если правительство идет по пути продуманных реформ, страна вполне может обойтись без революции, что для нее всегда к лучшему. Рассматривая в рамках генетической социологии социальную эволюцию, М.М.Ковалевский исследовал ее этапы и фазы, начиная с древнейших. При этом он сам был непосредственным участником полевых исследований обычаев и нравов народов Кавказа. Работая профессором Московского университета, он три года подряд летом ездил туда с этнографическими экспедициями; полученный материал был им прекрасно описан и использован в работе “Генетическая социология как учение об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности” (1910). М.М.Ковалевский анализировал в рамках историко-сравнительного исследования основные организации и институты эволюции, где первым значился род, затем - семья и, наконец, община. Он выделял три вида общины: родовую, семейную, сельскую. В отличие от многих российских социологов, М.М.Ковалевский рассматривал общину как исторически обреченную социальную форму жизни. Но он не считал нужной ее насильственную ломку, тем более, что в ней он видел образец социальной солидарности. На смену сельской общине приходит следующий этап социальной эволюции – феодальная организация общественной жизни, которая заменяется капитализмом. Рассматривая социальную эволюцию сквозь призму ее основных этапов, социолог обращался к анализу изменений во всех основных подсистемах общественной жизни - экономической, политико-правовой, нравственно-духовной. Он доказывал, что каждой стадии экономической эволюции соответствует определенная политическая форма и связанное с ней нравственное регулирование. Так, родовой стадии экономической эволюции соответствует племенное княжество, феодальной - сословная монархия и характерные для них нормы морали.
|