Quot;Ядро" и "периферия" предмета социологии
С учетом охарактеризованных выше подходов отметим, что для нас " ядром" предметного поля социологии выступает социальная общность[57]. Под ней мы понимаем взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов, целей и задач материальной, производственной и иной деятельности, близостью их взглядов, верований, субъективных представлений. К социальным общностям можно отнести все (или большинство) устойчивые формы самоорганизации социального субъекта. Это и семья, и различные социально-профессиональные группы, и этнонациональные и территориальные общности, и, наконец, человечество в целом. Благодаря выделению социальной общности как " ядра" предмета социологии возникает возможность соединения в анализе личности с обществом. Социальная общность уже фактом своего существования объясняет и устойчивость, стабильность социальных систем, и их динамизм. Эта категория позволяет соединить макро- и микросоциологический подходы к изучению поведения людей, их взаимодействий, массовых процессов, культуры, социальных институтов, отношений собственности и власти, управления и т.д. В отличие от " ядра" (изучение социальных общностей), " периферия" предметного поля социологии расширяет его содержание, подчеркивая многоплановость и разнонаправленность предмета науки. " Периферию" составляют несколько предметных зон: социальные действия и взаимодействия, социальные институты и организации, социальная структура, наконец, общество как социальная система[58]. Суммируя сказанное, сформулируем следующее определение предмета социологии: социология – это наука о становлении, динамике и взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем; это наука об осмысленных социальных действиях людей, их массовом поведении и социальных процессах; это наука о взаимодействии между личностью, социальной общностью и обществом; наконец, это наука о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений. Для социологии ХХ века тесно связанной с трактовкой предмета всегда была проблема поиска разумного соотношения историзма и современности. С одной стороны, социология постоянно стремилась изучать прежде всего современное общество, подчеркивать значение актуальных проблем, волнующих его сегодня. С другой стороны, этого нельзя было делать, если не апеллировать к историческому процессу. Кроме того, выявляя связь между прошлым и настоящим, социология стремилась дать определенный прогноз развития тех или иных социальных процессов. Социальный прогноз невозможен на базе только настоящего, без учета прошлого. Весь вопрос в том, каким должно быть это прошлое - отдаленным или не очень далеким. Отсюда появляется еще одна значимая для современного этапа социологии проблема - изучение социальных процессов как во времени, так и в пространстве. Существенное значение для социологии всегда имела проблема социального сравнения обществ, социальных групп, слоев, социальных действий и процессов. Проблема сравнения вообще носит универсальный характер, играя важную роль в жизни каждого человека. Вольно или невольно, задумываясь или нет, мы всегда все сравниваем. От умения сравнивать зависит и мироощущение человека, и его настроение, и состояние духа, и активность, и многое другое. Социолог же должен сравнивать не столько отдельных людей, их способы деятельности и образ жизни, сколько социальные общности, социальные действия, социальные структуры, социальные институты, наконец, социальные системы.
|