Теории социального действия, социальных систем, структурного функционализма
Теперь о существе основных теорий Т.Парсонса. Начнем с первой - теории социального действия, а затем последовательно охарактеризуем идеи, выдвинутые в концепциях социальной системы и структурного функционализма. Суть этой теории (ее основные положения были изложены впервые в работе Т.Парсонса 1937 г. " Структура социального действия") сводится к следующему. Любое социальное действие предполагает наличие, во-первых, действующего лица (актора), во-вторых, конкретной ситуации, в-третьих, условий действия, состоящих из его цели и нормативных предписаний. " Действие – это некоторый процесс в системе " субъект действия – ситуация", имеющий мотивационное значение для действующего индивида или – в случае коллектива – для составляющих его индивидов", - писал американский социолог[86]. Само действие, которому Т.Парсонс придает ключевое значение, выступает как самоорганизующаяся система, характеризующаяся наличием символических механизмов регуляции (языка, ценностей и др.), нормативностью (зависимостью действия от принятых в обществе норм и ценностей), автономностью (независимостью от условий среды). Действие включает в себя минимум " конкретных элементов" - " конкретную цель, конкретные средства, конкретные условия (включая институциональные правила) и конкретную норму, управляющую отношениями между средствами и целью. Собственно говоря, это и есть элементарные единицы анализа…" [87]. В своей совокупности и взаимосвязи они позволяют рассматривать социальное действие как систему. Таким образом, всей логикой своего анализа американский социолог должен был неминуемо прийти от теории социального действия к теории социальной системы, что и произошло на самом деле. Не случайно вслед за " Структурой социального действия" появилась другая, пожалуй, не менее фундаментальная работа " Социальная система" (1951). На разработку Т.Парсонсом теории социальной системы серьезное влияние оказали труды основателя системного подхода Л.Берталанфи и " отца" кибернетики Н.Винера. Главная задача, которая стояла перед социологом при развитии системного подхода применительно к анализу общества, состояла в обосновании возможности сохранения в нем равновесия, порядка, согласованности – с учетом того доказанного наукой положения, что закрытые системы стремятся к росту энтропии (другими словами, беспорядка). Путь анализа, избранный Т.Парсонсом, состоял в доказательстве того, что общество является не только закрытой (в определенных смыслах), но и открытой системой, в которой порядок возможно (и необходимо) постоянно поддерживать за счет поиска путей, условий, факторов его взаимодействия с окружающей средой. Социальные системы у Т.Парсонса предстают как открытые системы, находящиеся в ситуациях постоянного взаимообмена на входах и выходах в окружающую среду. Они изначально дифференцированы на различные подсистемы, которые также постоянно вовлечены в процессы взаимообмена. В этом смысле социальные системы и подсистемы образуются за счет процессов социального взаимодействия между действующими субъектами[88]. В первой главе " Социальной системы" Т.Парсонс указывает, что " сведенная к самым простым понятиям социальная система состоит из множества индивидуальных действующих лиц…". Далее он пишет: " Понимаемая таким образом социальная система является всего лишь одним из трех аспектов сложной структуры конкретной системы действия. Два других аспекта представляют собой системы личности отдельных действующих лиц и культурную систему, на основе которой строится их действие. Каждая из этих систем должна рассматриваться как независимая ось организации элементов системы действия в том смысле, что ни одна из них не может быть сведена к другой или к их комбинации. Каждая из систем необходимо предполагает существование других, ибо без личностей и культуры не может быть социальной системы. … Система координат действия является общей для всех трех, благодаря чему между ними оказываются возможными определенные трансформации" [89]. Как видно, центральное место в теориях социального действия и социальной системы занимает понятие " система действия". Под ней Т.Парсонс понимает различные уровни социальной реальности, определенным образом взаимосвязанные между собой. В дальнейшем анализе он выделяет уже не три, а четыре основные системы действия: социальная система, культура, личность, организм. По отношению к каждой из названных систем все остальные выступают ее средой. Так, средой социальной системы являются культура, личность, организм; средой личности – соответственно социальная система, культура, организм; средой культуры – социальная система, личность, организм; средой организма – социальная система, культура, личность. Особое значение придавалось социальной системе, поскольку было замечено и доказано, что она является " независимым центром реальной эмпирической организации действия и теоретического анализа" [90]. Важнейшей особенностью любой системы является наличие в ней структуры, под которой Т.Парсонс понимает " совокупность относительно устойчивых стандартизированных отношений между элементами. А поскольку элементом социальной системы является актор, то социальная структура представляет собой стандартизированную систему социальных отношений между акторами" [91]. Чтобы каждая из названных выше систем действия нормально функционировала, необходимо " соблюдение" ими четырех условий, четырех системных требований: а) каждая система должна приспосабливаться к своему окружению (потребность адаптации); б) каждая система должна иметь значения (средства) для достижения целей и мобилизации своих ресурсов (потребность целедостижения или целеполагания); в) каждая система должна поддерживать свое единство и внутреннюю координацию своих частей (потребность интеграции); г) каждая система должна стремиться к состоянию равновесия (потребность к поддержанию и соблюдению ценностного образца системы). В работах последующих лет, прежде всего в книге " Общества: эволюционные и сравнительные перспективы" (1966) Т.Парсонс стремится соединить в анализе четыре основных системы действия (социальная система, культура, личность, организм) и функциональные категории (адаптация, целедостижение, интеграция, поддержание ценностного образца). В краткой, лапидарной форме эта связь находит у него следующее выражение: " В рамках систем действия культурные системы специализируются на функции поддержания образца; социальные системы – на интеграции действующих единиц (человеческих индивидов) или, точнее, личностей, исполняющих роли; системы личности – на достижении цели; а поведенческий организм – на адаптации" [92]. В дальнейшем американский социолог дает развернутый анализ всех четырех систем действия и их роли в обществе. Функциональная характеристика систем действия позволяет выявить некоторые важные связи между элементами структуры общества, такими как функции, подсистемы, социальные институты, действующие субъекты (акторы), исполняющие определенные социальные нормы и роли. В приводимой ниже таблице можно конкретно увидеть основные элементы четырехфункциональной модели социальной системы Т.Парсонса. Таблица 2 МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Названные в модели " функциональные императивы" (адаптация, целедостижение, интеграция, поддержание ценностного образца), являются, с точки зрения Т.Парсонса, основными условиями для соблюдения в обществе равновесия как главной характеристики любой социальной системы, которая стремится к порядку и устойчивости. Для достижения этой цели служат подсистемы экономики, политики, институты социального контроля и социализация. Каждая подсистема использует для реализации своих задач и решения основных функциональных проблем соответствующие социальные институты (экономика – заводы, банки и др., политика – партии и движения и т.д.). Наконец, для понимания модели социальной системы необходимо иметь в виду исполнителей основных социальных ролей, которые тесно связаны с соблюдением соответствующих норм поведения.
|