Студопедия — Жизненный путь и общая характеристика творчества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Жизненный путь и общая характеристика творчества






П.Сорокин, русско-американский социолог (1889-1968), переехал в США из Чехословакии осенью 1923 г. по приглашению ряда американских социологов (биографический очерк о жизни в России и анализ российского этапа творчества П.Сорокина см. в первой части учебника). В его автобиографическом романе " Дальняя дорога" [72], состоящем из пяти частей, первые три посвящены российскому периоду творчества, четвертая и пятая части – американскому. Автобиография доведена до конца 1962 г. После ее написания П. Сорокину было отпущено судьбой еще почти 6 лет жизни.

Первые годы американского периода деятельности П.Сорокин работал в университетах штатов Миннесота, Иллинойс и Висконсин, с осени 1930 г. – в Гарвардском университете, куда он был приглашен возглавить новый социологический факультет, открывшийся осенью 1931 г., и где работал до выхода на пенсию. Так что все творчество в США выдающегося социолога ХХ века может быть рассмотрено в рамках двух периодов – Миннесотского и Гарвардского.

В годы Миннесотского периода (1923-1930) П.Сорокиным были написаны две крупные работы: " Социология революций" (1925) и " Социальная мобильность" (1927). Заготовки и наброски для этих работ были сделаны еще в России. В 1929 г. вместе с К.Циммерманом он публикует книгу " Основы сельской и городской социологии", заложившей основу целого направления исследований. В последующий, Гарвардский период социолог создает свою знаменитую четырехтомную " Социокультурную динамику" (1937-1941), а также работы " Общество, культура и личность" (1947), " Причуды и слабости современной социологии" (1956), " Современные социологические теории" (1966) и др. В 1964 г. П.Сорокина в возрасте 75 лет избирают президентом Американской социологической ассоциации. В 1968 г., после смерти ученого, она учреждает ежегодную премию имени П.Сорокина за лучшую книгу по социологии.

Последние два десятилетия своей жизни социолог занимался не только научным творчеством, публикуя все новые и новые труды, но и практической работой в созданном им Гарвардском центре созидательного альтруизма. В его рамках осуществлялись изучение возможностей альтруистического поведения (на основе обобщаемого опыта соответствующей деятельности) и его пропаганда. Материалы работ центра регулярно публиковались, оказали определенное влияние на общество в 50-60-е гг. ХХ в., однако значительного интереса, особенно со стороны социологов, не вызвали.

Умер ученый 11 февраля 1968 г. в своем доме на Клифф-Стрит, №8 в г.Винчестере, пригороде Кэмбриджа, где прожил большую часть своей жизни в США. Дом этот он очень любил, вокруг него был разбит красивый цветник. Разведение цветов было любимым хобби социолога, который, принимая гостей, показывал им прежде всего свои розы (считается даже, что он вывел один из новых их сортов), и только потом вел в дом, в котором начиналось обсуждение интересующих визитеров проблем.

В последние годы жизни П.Сорокин испытывал сильную ностальгию по родине и мечтал о возможности приехать хоть ненадолго в Советский Союз. Таковая ему однажды предоставилась в начале 60-х гг. Далее я буду говорить об этом со слов члена-корреспондента Академии наук СССР М.Т.Иовчука, который лично знал П.Сорокина, встречался с ним в США во время визита в эту страну одной из делегаций советских ученых – философов и социологов. В 1968 г. М.Т.Иовчук рассказывал мне, что, приветствуя этих ученых на банкете, который он устроил в их честь, П.Сорокин позволил себе во время тоста сказать несколько нелицеприятных слов в адрес американских президентов, которые, по его мнению, допускали ошибки в своих решениях, потому что плохо знали социологию. Читая курсы в Гарвардском университете, П.Сорокин у многих из них принимал экзамен. Как говорил он сам, Дж.Кеннеди получил у него тройку, а Л.Джонсон – даже двойку. Какое же право он имеет быть президентом? – задавал вопрос П.Сорокин (отметим, к слову, что именно в это время Л.Джонсон и управлял страной). Как рассказывал М.Т.Иовчук, при этих словах американские социологи, также приглашенные на банкет, демонстративно встали и ушли из-за стола. Не следует забывать, что это был период " холодной войны", идеологическое противостояние определяло все (или многие) действия социологов, а приведенное выше высказывание П.Сорокина было расценено его американскими коллегами как оскорбление нации в целом. Подобную " фронду" ему не простили. Случай же подвернулся самый подходящий. П.Сорокин выполнял определенную работу в рамках движения сторонников мира, а в Москве должен был состояться очередной форум участников этого движения. В связи с этим американский социолог получил приглашение приехать в Москву. Это и была та самая возможность посетить родную страну, о которой столько лет он мечтал. П.Сорокин готовился к визиту с большим волнением, даже ходил на прием к советскому послу в США. Им тогда был В.Ф.Добрынин, который рассказывал М.Т.Иовчуку об этом визите. П.Сорокин спрашивал, в частности, не припомнят ли ему в СССР его " ярославские грешки" (он имел в виду свое участие в ярославском мятеже против большевиков). Посол его успокоил и пообещал, что он будет принят как высокий гость, которому предоставят возможность посетить родные места. П.Сорокин, что называется, уже складывал чемоданы. Но в госдепартаменте США, куда его пригласили для выдачи визы, ему сказали, что он, конечно, может ехать в СССР, однако гарантировать после этой поездки будущую карьеру его сыновей, которые по характеру работы имели доступ к секретным материалам (один из них был физиком – " атомщиком", другой – микробиологом) будет уже очень трудно. П.Сорокин оказался перед мучительным выбором и … не поехал.

1.2. Основные идеи работы
" Социология революций"

Теперь остановимся подробнее на основных идеях и теориях П.Сорокина, изложенных им в работах американского периода жизни и творчества. В книге " Социология революций" П.Сорокин доказывает, что революции и сопутствующие им войны, как правило, усиливают и ускоряют дезинтеграцию общества. Ценности и идеалы, воспроизводимые в революционный период, чаще всего иллюзорны. Их анализ позволил П.Сорокину сформулировать закон " социального иллюзионизма". Для доказательства действенности и жизненности этого закона он сравнивает ряд лозунгов, выдвинутых февральской и октябрьской революциями в России 1917 г., с действительностью, наступившей через 2-3 года. Так, ставилась задача ликвидировать, разрушить пирамиду социального неравенства, но вместо одного неравенства появилось другое – у людей не стало даже формальных прав, включая право на жизнь. Обещали всем хлеба – получили голод и вымирание. Хотели и обещали уничтожить капитализм – разрушили средства производства и обращения.

Как теперь выясняется, закон социального иллюзионизма активно " работает" в странах, оторванных от достижений мировой цивилизации в области свободы и демократии. Пример тому – наша страна. Даже если взять послесталинский период ее развития, иллюзии и их постоянная пропаганда имели место во времена и Н.С.Хрущева, и Л.И.Брежнева, и М.С.Горбачева. Так, первый обещал современному ему поколению людей жить при коммунизме, а последний – дать каждой семье к 2000 г. отдельную квартиру. Чем это все кончилось, каждому хорошо известно. Так что сорокинский закон социального иллюзионизма оказался достаточно действенным.

Социолог отмечает, что революции, несмотря на побуждения самих революционеров, изменяют поведение людей не в лучшую сторону, культивируя вражду, ненависть, злобу, обман, разрушение. Освободиться от этих явлений никому не дано, они неизбежны, ибо революции биологизируют и даже криминализируют поведение людей. Они приводят к установлению авторитарного режима, который держится на культивировании образа врага и поддержании дефицита. П.Сорокин прогнозировал падение власти коммунистов в России в связи с прекращением войны и ростом " сытости" населения, однако ошибся в сроках, полагая, что это произойдет достаточно быстро.

Еще один закон, сформулированный П.Сорокиным для общества кризисного периода, был назван им законом позитивной и негативной поляризации. В соответствии с этим законом люди во время кризисов ведут себя неоднозначно: одна часть общества становится более склонной к социальной аномии (негативный полюс), другая – к моральному совершенствованию и религиозности (позитивный полюс). Индивиды могут тяготеть либо к одному, либо к другому полюсу. Это значит, что в обществе может наблюдаться рост ожесточения, криминальных деяний, эгоизма, самоубийств, тупой покорности судьбе, равно как и активизация творческих усилий, альтруизма, стремления жить по моральным заповедям, неинституционализированной религиозности и т.д.

Реформы общества в условиях его кризиса должны исходить, по мнению П.Сорокина, из интегральной сущности человека и ни в коем случае не препятствовать его базовым инстинктам. Для этого, как минимум, необходимо, чтобы: а) сущности человека соответствовала форма производства и распределения благ; б) государство в конечном счете стимулировало творческую активность населения; в) утвердился морально-правовой порядок, единый как для власти, так и для населения. П.Сорокин утверждал в связи со сказанным, что в форму производства должна быть заложена постоянно действующая пружина, именуемая " личным интересом" работника. Как видно, идеи интегральной сущности человека, которые стали затем одним из лейтмотивов всего творчества П.Сорокина, были сформулированы еще в ранних работах мыслителя.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 605. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия