Концепция социальной стратификации и социальной мобильности
Важнейшая социологическая концепция, раскрытая им в книге " Социальная мобильность" (1927), посвящена анализу и изложению основ теории социальной стратификации и социальной мобильности[73]. В книге П.Сорокина предлагается следующее определение социальной стратификации: " … это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества" [74]. Говоря о многочисленных конкретных ипостасях социальной стратификации, П.Сорокин сводит их многообразие к трем ее основным формам: экономической, политической и профессиональной. Социолог доказывает, что социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества. Она есть всюду – в экономике и политике, науке, культуре и образовании, менеджменте и банде преступников. Нестратифицированного общества не бывает. Невозможно рассматривать изменения в положении социальных групп и слоев, если не представлять себе четко сами эти слои (страты). Столь же нормальным и естественным состоянием общества является социальная мобильность. Под ней П.Сорокиным понимается " любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую" [75]. В соответствии с концепцией П.Сорокина мобильность различается по направленности (горизонтальная и вертикальная, последняя рассматривается им в двух плоскостях – как восходящая и нисходящая), по форме (коллективная и индивидуальная), по интенсивности и масштабности. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, но на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность означает перемещения индивида (группы) из одного пласта в другой (если вверх, то это будет восходящая мобильность, если вниз – то нисходящая). Вертикальная мобильность рассматривается П.Сорокиным в трех аспектах, соответствующих трем формам социальной стратификации, - политическом, экономическом, профессиональном. Социолог определяет основные механизмы мобильности, с помощью которых преодолеваются " сита", как бы просеивающие индивидов. Это семья, школа, церковь, армия, всевозможные профессиональные, экономические и политические организации. При рассмотрении названных структур в русле вертикальной мобильности П.Сорокин анализирует их в качестве " каналов социальной циркуляции". Так, характеризуя в этом плане школу, он пишет: " В обществе, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой " социальный лифт", движущийся с самого низа общества до самых верхов. В обществах, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Однако даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев все-таки удавалось проникнуть в этот школьный лифт и благодаря ему возвыситься" [76]. На базе богатого эмпирического материала П.Сорокин делает вывод, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляется не по воле случая, а по необходимости, и при этом строго контролируется разнообразными институтами. При этом он доказывает, что " церковь, семья и школа, а также профессиональные организации выступают не только средствами образования и перемещения людей, но помимо этих функций они выполняют функции социальной селекции и распределения индивидов внутри социального здания. Причем эти функции имеют не меньшее социальное значение, чем функции образования и воспитания" [77].
|