Разработка теории структурно-функционального анализа
Р.Мертон внес большой вклад в разработку теории структурного функционализма. В отличие от Т.Парсонса, подчеркивавшего значимость анализа механизмов поддержания социального порядка, Р.Мертон обратил главное внимание на изучение функциональных и дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в обществе и его социальной структуре. Под функциями американский социолог понимает " те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы. Дисфункции – это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы" [101]. Р.Мертон предполагает также эмпирическую возможность нефункциональных последствий, которые просто безразличны для рассматриваемой системы. Далее он специально характеризует явные и латентные функции и подчеркивает важность такого выделения. Первые (явные функции) означают объективные и преднамеренные последствия социального действия, вторые (латентные функции) - непреднамеренные и неосознанные последствия[102]. Р.Мертон отмечает, что " разграничение между явными и латентными функциями было введено для того, чтобы исключить то смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями, которое часто обнаруживается в социологической литературе" [103]. Американский социолог предупреждает об ошибочности отождествления мотивов и функций, поскольку первые выступают как субъективные категории, вторые же – как объективные. Мотивы и функции изменяются независимо друг от друга, о чем следует всегда помнить социологам. Интересен пример, который использует Р.Мертон для показа важности анализа явных и латентных функций. Он связан с Хоторнским экспериментом и касается выявления отношения между освещенностью и производительностью труда. Речь идет о том, что первоначально и в контрольной, и в экспериментальной группах производительность труда росла, чтобы ни делали с освещенностью. У исследователей данного вопроса, как пишет Р.Мертон, " отсутствовала специфически социологическая координатная система и они выступали просто как " инженеры" [104]. Социологи не учитывали латентной социальной функции, принимая в расчет лишь явную. Они в начале эксперимента не обратили внимания на его социальные последствия для отношений между членами контрольной и экспериментальной групп. В конце концов сложившаяся ситуация заставила социологов задуматься над скрытыми, не очевидными вещами, связанными с отношениями между людьми. Таким образом, главная задача социологии - изучение не столько явных, сколько скрытых, латентных функций. Такой подход существенно расширяет горизонты социологического познания. " Поэтому, - считает Р.Мертон, - открытия в области скрытых функций представляют собой больший прирост социологического знания, чем открытия в области явных функций. Они представляют, следовательно, и большие отклонения от знаний о социальной жизни, основанных на здравом смысле" [105]. В работе " Социальная теория и социальная структура" Р.Мертон утверждает, что функциональный анализ является как самым перспективным, так, по-видимому, и наименее систематизированным направлением среди существующих социологических теорий. Вместе с тем, он полагает, что ряд положений, считавшихся фундаментальными для функционализма, оказываются по меньше мере спорными, а, возможно, и ненужными для него. К таковым он относит три основных постулата функционального анализа, которые формулирует и излагает в сжатой форме: а) стандартизованные виды социальной деятельности и элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы; б) все элементы социальной и культурной системы выполняют социальные функции; в) все эти функции необходимы и незаменимы. Первый постулат назван постулатом функционального единства общества, второй - постулатом универсального функционализма, третий - постулатом необходимости[106]. Абсолютность этих постулатов опровергается, по мнению Р.Мертона, конкретными, эмпирическими исследованиями многих социальных явлений и процессов. Так, постулат функционального единства общества ставится под сомнение тем, что в развитых странах такого единства просто не существует, что подтверждается, к примеру, наличием религиозного плюрализма. Постулат обязательности может быть оспорен с помощью такого аргумента, как отсутствие в качестве обязательных атрибутов общества ряда социальных институтов. Такие институты, как семья, религия, социальная стратификация, существуют не в любом типе общества, считает американский социолог. Наряду с постулатом функционального единства общества Р.Мертон обсуждает основную теорему функционального анализа: точно также как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, так одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями. Все социологические явления могут подвергаться функциональному анализу. Основное требование здесь состоит в том, чтобы объект анализа представлял стандартизованные (т.е. повторяющиеся, типизированные) явления, такие как, например, социальные процессы, социальные роли, культурные стандарты, эмоциональные реакции, институциональные типы, социальные нормы, групповые организации, социальные структуры, средства социального контроля и т.д.[107]. Теория структурно-функционального анализа, разрабатывавшаяся Р.Мертоном, существенно отличалась по уровню абстрактности от того, что делал в этой области социологического анализа Т.Парсонс. По существу это было стремление Р.Мертона конкретизировать абстрактные теоретические размышления его старшего коллеги, " спустить" их с высоких " теоретических небес" на более низкий и приземленный уровень. Р.Мертона постоянно тянуло к иному характеру теоретизирования, более тесно связанному с эмпирическими исследованиями. Решению этой задачи была посвящена разработка теорий среднего уровня.
|