З.Фрейд - создатель психоанализа
Создателем психоанализа является выдающийся австрийский психолог, психиатр, социальный мыслитель Зигмунд Фрейд (1856-1939). Строго говоря, З.Фрейд никогда не был социологом. Говорим же мы о нем в курсе истории социологии потому, что его взгляды на человека, личность, действие, поведение позволяют интерпретировать их (а для социологической науки первой половины ХХ века это одна из важнейших проблем) с учетом целого ряда факторов, включая сознательное и бессознательное. Последнее приобретает у З.Фрейда особое значение, поскольку, по его мнению, поведение человека во многом зависит от бессознательных влечений, формирующихся на ранних этапах его жизни. При этом значительная часть опыта детства теряется в памяти индивида, однако сам этот опыт составляет ту основу, на которой формируется сознание и самосознание личности. Отдельные социологические теории и направления испытали на себе сильное воздействие идей З.Фрейда, что позволяет ряду авторов утверждать о наличии особой социологической парадигмы психоанализа (впрочем, суждение это отнюдь не является бесспорным). Назовем работы З.Фрейда, имеющие значение для социологии: " Введение в психоанализ. Лекции", " По ту сторону принципа удовольствия", " Я" и " Оно", " Психопатология обыденной жизни", " О психоанализе". Все главные труды австрийского ученого переведены на русский язык. Особенно активно они издавались в нашей стране в последние 15 лет. Далее мы увидим не раз, что такая ситуация типична для всего неофрейдизма, чему не следует удивляться, памятуя об этом периоде как времени бурного развития демократии и свободомыслия в России. Основные положения социального плана, присущие теориям З.Фрейда, состоят в следующем. Главная проблема психоаналитической ориентации в социологии - наличие противоречия, конфликта между личностью и обществом. Она имеет место потому, считал З.Фрейд, что существует социальный контроль, который ограничивает свободу личности. Сам он и его сторонники полагали, что современная цивилизация, ее моральные нормы, санкции, запреты, репрессивность, жесткий контроль подавляют влечения человека, в первую очередь сексуальные, и ведут к отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, неврозам и т.д. Но отрицать полностью необходимость такого контроля З.Фрейд не мог, понимая его целесообразность и значение в борьбе с обузданием человеческих инстинктов. Лучшим выходом в таких " двойственных" условиях была признана в учении З.Фрейда психотерапия - средство адаптации к существующей ситуации. Конфликт между личностью и обществом в работах австрийского ученого обладает поистине драматическим содержанием и связан с природой человека, которая имеет явно выраженный консервативный характер и вряд ли может быть подвержена серьезным изменениям. Правда, в отдельных ситуациях, полагал З.Фрейд, благодаря применению психоаналитического метода и хорошо организованному процессу социализации личности, трансформация человека происходить может. Но такого рода перспективы не имеют сколько-нибудь устойчивого характера, и сексуальные и агрессивные инстинкты человека вряд ли будут удовлетворены и сублимированы настолько, чтобы разум сумел ими управлять. А это значит, что опасность реализации таких инстинктов и для человека, и для общества в целом сохраняется постоянно. В соответствии с учением психоанализа поведение людей определяют не только (а часто и не столько) внешние, но и внутренние силы. Последние могут иметь как сознательный, так и бессознательный характер. В этом положении отражена одна из важнейших составляющих учения З.Фрейда, сыгравшая в развитии социологии первой половины – середины ХХ вв. весьма значимую роль. Заслуга австрийского ученого состоит в том, что он много внимания уделил изучению бессознательных влечений людей и обосновал возможность бессознательной мотивации действий. Центральная идея психоанализа основана на гипотезе о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательных импульсов, в основном сексуального характера. Более того, по З.Фрейду проблема разрешения сексуальных противоречий имеет решающее значение не только в индивидуальном развитии каждого человека, но и в историческом процессе также. З.Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением человека: инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт (либидо). Бессознательное трактовалось им как сфера, насыщенная энергией либидо - слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Однако позиция З.Фрейда в социальном плане здесь была слишком жесткой и потому ограниченной. Он однозначно полагал, что социальные отношения людей определяются их сексуальными комплексами, не допуская возможности обратного влияния и иных зависимостей. На самом же деле, как было установлено в первую очередь оппонентами З.Фрейда из числа его бывших последователей, не говоря уже о социологах, существует значительно более серьезное воздействие на поведение человека социальных отношений, нежели сексуальных. Что касается инстинкта самосохранения, то его исследование нашло свое выражение в учении З.Фрейда о противоборстве двух инстинктов - жизни (ЭРОС) и смерти (ТАНАТОС). Их борьба определяет, по З.Фрейду, природу общества, его функционирование, развитие, конфликты. Одна из значимых для социологии проблем творчества З.Фрейда – структура личности индивида. Он выделял в ней, а по существу расчленял структуру личности на три элемента: Оно, Я, Сверх-Я (Ид, Эго, Супер-Эго). В этой структуре нашла свое отражение противоречивая связь предсознательного, бессознательного и сознательного – тех понятий, которые более всего волновали австрийского ученого. Говоря об идеях З.Фрейда, оказавших влияние на развитие социологии, нельзя не коснуться вопроса о связи между сознанием (скорее даже " бессознанием") человека и его речью. Ученый подчеркивал, что многие речевые ошибки, неправильное произношение или расположение слов являются не случайными, а вытекают из подсознания человека, из внутреннего конфликта между словами и поступками. Обмолвки могут быть смешными, грустными, тяжелыми, но, как правило, совершенно непредсказуемыми. При этом в них часто выражаются, по З.Фрейду, спрятанные глубоко в психике человека чувства. Вот один из примеров, им приводимых. Женщину – немку спрашивают: " В каком полку служит Ваш сын? ". В ответ она произносит: " В 42-м полку убийц", хотя хотела сказать " В 42-м минометном полку" (по-немецки минометный - morser, убийца же – morder). З.Фрейд предлагал использовать этот метод (он получил название анализа свободных ассоциаций) для изучения некоторых сторон поведения человека, связанных с его подавленными желаниями. Не случайно мы часто говорим: фрейдовская оговорка, оговориться по Фрейду. Подобные речевые ситуации стали впоследствии активно исследоваться социологами в рамках символического интеракционизма, этнометодологии и других концепций (например, в книге Э.Гоффмана " Формы разговора"). У З.Фрейда было много последователей, которые, примыкая к психоанализу, оказали немалое влияние на развитие социологии. Это австрийский психолог Альфред Адлер, швейцарский психоаналитик и социолог Карл Юнг, представительница немецкой (затем американской) науки врач и социолог Карен Хорни, американский психолог Гарри Салливен, немецко-американский философ, психоаналитик и социолог Эрих Фромм и др. В социологии возникла психоаналитическая ориентация, имевшая два течения: либерально-радикальное и консервативное. В основе первого лежит идея полного уничтожения существующих социальных, моральных, политических норм и институтов для высвобождения витальных человеческих влечений, осуществления двуединой революции - социальной и сексуальной. Об этом направлении будет сказано позднее и подробнее в главе, посвященной Франкфуртской социологической школе. Что касается данной главы, то в ней в качестве предмета рассмотрения предстанут либерально-радикальные и критические взгляды Э.Фромма и Д.Рисмена. Сейчас же речь пойдет о консервативном течении.
|