Исследование девиантного поведения и способов адаптации
Изучая дисфункциональные явления, Р.Мертон уделил большое внимание анализу различных типов девиантного поведения, которые он рассматривал как реакцию на деформации и напряжения социальной структуры. Результатом этого исследования явилась работа " Социальная структура и аномия". Под аномией Р.Мертон понимал особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов. Причиной аномии он считал противоречие между " нормами-целями" культуры (стремление к власти, богатству, успеху как установки и мотивы личности) и существующими социальными нормами-средствами достижения этих целей. Остановимся на этой проблеме подробнее. Изучая социальные и культурные источники отклоняющегося поведения, американский социолог сосредоточил внимание на типах приспособления (адаптации) к культурным целям и институционализированным средствам (нормам) людей, занимающих различное положение в социальной структуре общества. В результате им были предложены пять типов приспособления, схематично представленных в следующей ниже таблице (" +" обозначает " принятие", " - " - " отвержение", а " +-" - " отвержение господствующих ценностей и замена их новыми"). Таблица 3 ТИПОЛОГИЯ СПОСОБОВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Представленная типология в литературе определяется иногда как " классификация типов девиации Мертона" [108]. Однако у самого Р.Мертона она называется несколько по-другому – " типология способов индивидуальной адаптации" [109]. Конформизм означает полную солидарность личности и с общественными целями, и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип личностного поведения противоположен девиантному. Он основан на зависимости человека от господствующих стандартов, мнений, стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности, выживания. Без наличия конформистского поведения нельзя было бы говорить о стабильности, социальном порядке и преемственности в развитии общества. Чем более широко представлен конформистский тип приспособления, тем более устойчивым и спокойным (надежным) является общественный порядок. Все остальные типы поведения могут быть рассмотрены как в той или иной степени девиантные. Вместе с тем, все они, в том числе и конформистский, выступают способами приспособления к целям и средствам их достижения, характерными для данного общества. Р.Мертон не противопоставляет их друг другу, точно также как не считает девиацию исключительно негативным явлением (что делают многие). Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и в то же время поиск новых средств их достижения. В отличие от исключительно позитивной характеристики инновационного типа поведения, присущей отечественной социологии, в западных теориях и типологиях отклоняющегося поведения он трактуется более широко и многообразно, включая явно выраженные негативные средства достижения цели. Р.Мертон, например, пишет о таких из них, как использование мошенничества, рэкета, шантажа для того, чтобы стать богатым человеком (общественно одобряемая цель). Свой анализ инновационного способа отклоняющегося поведения он заключает следующей мыслью: " В обществах, подобных нашему (имеются ввиду развитые капиталистические страны, в первую очередь США, но сегодня есть все основания относить к ним и Россию – Г.З.), культурное акцентирование денежного успеха для всех и социальная структура, слишком сильно ограничивающая практическое использование одобряемых средств большинством, вызывают побуждение к инновационной деятельности, отступающей от институциональных норм. Но такая форма приспособления возможна только при несовершенстве социализации индивидов, позволяющей им пренебрегать институциональными средствами, сохраняя при этом устремленность к успеху" [110]. Следующий способ адаптации – ритуализм. Он характеризуется принятием общественно одобряемых, институциональных средств достижения целей, но отказом от некоторых из самих целей. В частности, это касается цели безудержного стремления к успеху. Для многих " ритуалистов" характерен афоризм " Высоко взлетишь – больно упадешь", отсюда для них типичны, по мнению Р.Мертона, высказывания " Я стараюсь не высовываться", " Не нашего ума дело", " Я играю осторожно" и т.д. Как отмечает американский социолог, " это тип приспособления индивида, лично стремящегося избежать опасностей и неудач посредством отказа от основных культурных целей и приверженности любому обещающему безопасность рутинному распорядку и институциональным нормам" [111]. Ретритизм как способ адаптации отмечен двумя отказами – и от общественно одобряемых целей, и от подобных же средств их достижения. Это такой способ адаптации и одновременно тип отклоняющегося поведения, который связан с уходом или даже бегством от реальности жизни (термин " ретритизм" происходит от английского retreat – бегство). Он характерен прежде всего для маргиналов – бродяг, наркоманов, " бомжей", душевнобольных, алкоголиков и т.д. Они создают собственную замкнутую субкультуру, которая по своей природе чрезвычайно пассивна и не направлена открыто против общества. Зато последнее, как правило, не приемлет ретритизм в достаточно жесткой и агрессивной форме, требуя от государства непримиримой борьбы с ним. Ретритизм презирают потому, что относящиеся к этому способу адаптации и типу отклоняющегося поведения люди отказываются от стремления к успеху как главной цели жизни и от принятых в обществе институциональных средств ее достижения. По существу ретритизм означает способ самоизоляции от общества, отказа от взаимодействия с ним. Наконец, пятый способ адаптации и, вместе с тем, тип девиации – мятеж. Он означает отрицание господствующих в обществе целей и средств и их замену новыми. В сравнении с ретритизмом, который также отвергает принятые в обществе цели и средства, мятеж как способ отклоняющегося поведения характеризуется внутренней и внешней активностью его субъектов, готовностью изменить общество в корне, даже путем социальной революции. Мятеж – это наиболее радикальный способ адаптации, возникающий тогда, когда существующее общество в каких-то важных аспектах своей жизни исчерпало себя – как с точки зрения целей, так и принятых в нем средств его изменения. Рассмотренная типология отклоняющегося поведения и способов индивидуальной адаптации свидетельствует о том, что личность пытается противостоять аномии, вырабатывая определенные приспособительные реакции. Именно эти пять способов адаптации, охарактеризованные Р.Мертоном, и есть основные пути поиска равновесия между личностью и обществом. Причем важно отметить, что ищет их прежде всего не общество, а индивид. Своим положением в обществе озабочен в первую очередь он сам. Задача современных развитых социальных систем – пойти ему навстречу, облегчить поиск взаимопонимания, своеобразного " консенсуса", создать благоприятные условия деятельности, которые снизили бы до минимальных пределов возможности социальных отклонений в поведении. Подведем итог. Развитие социологической теории в трудах П.Сорокина, Т.Парсонса, Р.Мертона сыграло громадную роль и в американской, и в мировой социологии. Были созданы концепции, которые не только противостояли засилью эмпиризма в социологии, но и направлялись на объединение, синтез теорий, методов и социальных фактов, добываемых в ходе конкретных социологических исследований. Концепции и теории, созданные названными выше социологами, определили развитие этой науки на многие годы и десятилетия, оказав существенное влияние на процесс возникновения новых парадигм, направлений, течений и школ. Структурный функционализм (несмотря на его критику в 60-70-е гг.) и по сей день остается одной из основных парадигм мировой социологии. Более того, многие его идеи оказались использованы неофункционализмом в 80—90-е гг. Интегральные теории определили тенденции развития социологии в последние 15 лет. Теория " среднего ранга", как и ранее, является хорошим средством, предохраняющим, с одной стороны, от излишне абстрактного теоретизирования без использования материалов конкретных исследований, с другой стороны - от " ползучего эмпиризма", от увлечения сбором конкретных данных без их должного теоретического осмысления на уровне рабочих гипотез. " Великая теоретическая троица" (П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон) и сейчас продолжает оставаться великой. Каждый из трех социологов давно " канонизирован" в мировой социологии и приобрел статус ее классиков (причем Р.Мертон, как отмечалось, продолжает оставаться живым классиком). Их творчеству посвящаются книги, сборники научных трудов, материалы национальных и международных конференций и семинаров. Контрольные вопросы и задания 1. Расскажите о жизненном пути и дайте общую характеристику творчества П.Сорокина в американский период его деятельности. 2. В чем состоит существо основных положений работы П.Сорокина " Социология революций"? 3. Проанализируйте концепцию социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина и покажите ее современное значение. 4. Охарактеризуйте концепцию социокультурной динамики П.Сорокина. Почему социологи уделяют ей особое внимание в процессе анализа творчества ученого? 5. Объясните, почему идеи интегрализма имеют сквозной характер в социологии П.Сорокина. Раскройте существо этих идей. 6. Расскажите о жизненном пути и дайте общую характеристику творчества Т.Парсонса. 7. Проанализируйте содержание теорий социального действия, социальных систем, структурного функционализма Т.Парсонса. 8. О каких системах действия писал Т.Парсонс? Какие основные условия их нормального функционирования он выделял? 9. В чем существо трактовки общества и его типов, предложенной Т.Парсонсом? 10. О каких стадиях эволюции общества писал Т.Парсонс? Каким ему представлялось соотношение эволюции и революции? 11. Расскажите о жизненном пути и дайте общую характеристику творчества Р.Мертона. 12. В чем состоит отличие теории структурно-функционального анализа Р.Мертона от аналогичной теории Т.Парсонса? Охарактеризуйте понятия функций и дисфункций, явных и латентных функций в концепции Р.Мертона. 13. В чем существо теории среднего уровня Р.Мертона? Почему появление этой теории рассматривается многими исследователями как " революционный переворот" в социологии? 14. Охарактеризуйте трактовку Р.Мертоном девиантного поведения и способов адаптации индивида. В чем Вы видите значение предложенной американским социологом типологии способов индивидуальной адаптации? 15. Покажите значение творчества П.Сорокина, Т.Парсонса, Р.Мертона для развития социологической теории в ХХ в. Литература Антонович И.И. Толкотт Парсонс – основатель функционализма, создатель теории социальной системы //Современная американская социология. М., 1994. С.63-77. Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность). Екатеринбург – Бишкек, 1997. С.107-127. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Дону, 1999. С.395-482. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. С.140-188. История социологии. Минск, 1993. С.156-162, 174-183. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. С.318-339, 465-488. История теоретической социологии. В 4 т. Т.3. М., 1998. С.140-270. Капитонов В.А. Социология ХХ века. Ростов н/Дону, 1996. С.154-172, 198-204. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000. С.325-327, 371-373. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1998. С.35-50, 146-164. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия //Социол. исслед. 1992. №2-4. Мертон Р.К. Явные и латентные функции //Американская социологическая мысль. М., 1996. С.393-461. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. Функциональная теория изменения. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М., 1996. С.462-525. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. Сорокин П. Социологические теории современности. М., 1992. Сорокин П. Моя философия – интегрализм //Социол. исслед. 1992. №10. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1993. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1993. Сорокин П.А. Кризис нашего времени. Социокультурная динамика и эволюционизм //Американская социологическая мысль. М., 1996. С.356-392. Штомпка П. Роберт Мертон: динамический функционализм //Современная американская социология. М., 1994. С.78-93.
|