Психосоциологические взгляды К.Юнга
В рамках постфрейдистского психосоциологического учения значительных результатов добился швейцарский исследователь Карл Юнг (1875-1961). Основные его работы переведены на русский язык и были изданы в нашей стране в 90-е гг.[113]. Как и А.Адлер, К.Юнг определенное время находился под влиянием З.Фрейда (другом и сотрудником которого ему довелось быть), но затем также отказался от идей пансексуализма и сексуального происхождения неврозов (что привело к разрыву с з.Фрейдом и отходу от его концепции психоанализа). К.Юнг предложил иную трактовку либидо, характеризуя его в качестве психической энергии человека, определяющей как интенсивность психической жизни личности, так и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации. По мнению К.Юнга, в психике человека происходит искаженное " проигрывание" бессознательных мотивов. Однако ученый не отверг идею о решающей роли бессознательного в поведении человека. Более того, он усложнил структуру бессознательного, выделив в нем личное бессознательное и коллективное бессознательное. Эти два компонента, наряду с личным сознанием и коллективным сознанием, в единстве составляли своеобразную четырехэлементную структуру личности. Особое значение К.Юнг придавал коллективному бессознательному, характеризуя его как то, что транслируется от поколения к поколению и составляет определенные " архетипы" поведения человека. Проблема архетипов занимала в творчестве К.Юнга заметное место, поскольку с их помощью он объяснял не только мифы, религии, искусство, сновидения, но и целый ряд проблем философии, социологии, политики и других наук. Напоминая " коллективные представления" Э.Дюркгейма, архетипы у К.Юнга выступали основой многих форм мышления, коллективных образов и символов, представляя своеобразные закодированные программы поведения человека. Центральное место среди всех архетипов занимал архетип " самость", выступавший у К.Юнга потенциальным центром личности. Возвращаясь к проблеме бессознательного у швейцарского исследователя, отметим, что многие исторические и культурные процессы К.Юнг объяснял его влиянием. При этом сама история и ее конкретные проявления рассматривались сквозь призму " бессознательной деятельности души человека". Что касается культуры, то ее развитие К.Юнг характеризовал как процесс подавления инстинктов людей. Именно на этой почве возникает конфликт между природой и культурой, приводящий к человеческим неврозам. В этом процессе существенную роль играет индустриальное, промышленное развитие общества, отдаляющее человека от его природы, усиливающее иррационализм и приводящее к нарастанию массовых психозов, составляющих основу тоталитаризма. К.Юнг выделил два основных противоположных типа личности - экстравертированный и интравертированный. Основой такой типологии явилось отношение личности к социальной среде. Личность интравертированного типа обращает всю свою психическую энергию внутрь себя, тогда как экстраверт - во внешнюю среду. Эта типология была важной для изучения взаимоотношений личности и социальной среды, она оказала большое влияние на развитие как социологии, так и социальной психологии.
|