Quot;Индивидуальная психосоциология" А.Адлера
Альфред Адлер (1870-1937), также как и З.Фрейд, был австрийским психологом и психиатром, взгляды которого оказали немалое влияние на состояние социологии в первой половине и середине ХХ в. Проработав долгое время в Европе, А.Адлер затем переселился в США. Его считают одним из основателей " индивидуальной психологии" и " индивидуальной психосоциологии", которая, получив широкое распространение и в Европе, и в США, стимулировала развитие понимающей социологии, символического интеракционизма и в целом всей гуманистической парадигмы. Основные работы А.Адлера, имеющие значение для социологии, переведены на русский язык в 90-е гг.[112]. Придерживаясь вначале взглядов З.Фрейда, А.Адлер затем пошел дальше по пути социологизации психоанализа. Он отверг фрейдовскую идею господства бессознательного, а также положение о доминанте сексуального инстинкта в поведении человека, и пришел к выводу об основной роли социальных факторов, его обусловливающих. У А.Адлера появилась вместо сексуальной иная доминанта - воля человека к власти, на основе которой " строится" его характер, а следствием становятся неврозы. На складывание характера влияет весь стиль жизни человека, начиная с детской поры, когда формируется система его целенаправленных стремлений. В них доминирует потребность в самореализации через утверждение собственного превосходства. Эта потребность выступает как " ядро" механизма компенсации так называемого комплекса неполноценности. Чтобы вступить в теоретическую полемику с З.Фрейдом, А.Адлеру нужно было отказаться от трактовки первым структуры личности (выделение в ней " Я", " Оно, " Сверх-Я") и принять принцип единства личности, действия которой обусловлены господством социальных факторов. Именно это он и сделал, что вызвало разрыв с ним З.Фрейда. Основной характеристикой индивидуальной психосоциологии у А.Адлера становится социальное чувство (социальный интерес), направленное на преодоление " комплекса неполноценности" и выполняющее роль " компенсации и сверхкомпенсации". Во всех неврозах и психозах, во всех человеческих неудачах, драмах и трагедиях, в проявлениях девиантного поведения (преступности, алкоголизме, самоубийствах, половых извращениях) исследователь видел недостаточность социального чувства. А.Адлер в работе " Понять природу человека" рассматривал личность в основном в социальном контексте, считал, что на нее оказывают влияние прежде всего общественные отношения, в которые она включена. Из этого тезиса вытекало положение ученого о том, что действия человека нельзя рассматривать в отрыве от его социальной среды, в ходе взаимодействия с которой и проявляются те или иные качества индивида. Таким образом, с одной стороны, А.Адлер исследует биологические и психологические характеристики комплекса неполноценности человека, с другой – акцентирует внимание на возможности их преодоления, компенсации за счет реализации " социального чувства". Исследователи творчества А.Адлера отмечают, что две категории были ключевыми в его творчестве: " комплекс неполноценности" и " принцип компенсации и сверхкомпенсации". Именно в механизмах компенсации и сверхкомпенсации А.Адлер видел доминирующие мотивы человеческих поступков и действий. Если компенсация означала желание индивида преодолеть комплекс неполноценности за счет социального чувства, связанного со стремлением к превосходству, то сверхкомпенсация подразумевала готовность преодолеть этот комплекс в результате одностороннего развития какой-либо из ряда вон выходящей черты или способности личности. При этом человек мог не осознавать такого стремления, поскольку оно оказывалось в сфере бессознательного. Заслуга же А.Адлера состояла в попытке социологизировать бессознательное, связать его с внутренним развитием личности.
|