Теория социального характера Э.Фромма
В связи с широкой постановкой проблем личности и поиском путей их решения Э.Фромм пришел к выводу о значимости теории социального характера и выявлении его определенных типов. Здесь он продолжает традицию всего неофрейдизма и постфрейдизма, выдвигая концепцию социального характера на видное место в своем творчестве. Перед этим мы видели, как это же самое делали и А.Адлер, и К. Юнг, и К.Хорни. У каждого из них был, конечно же, свой подход к рассмотрению этой проблемы, свои основания для типологизации характера. Нам же важно отметить наличие самого подхода к проблеме. Социальный характер у Э.Фромма – это форма связи между психикой индивида и социальной структурой общества. Он отличает социальный характер, являющийся ядром общества, от индивидуального характера. Разница состоит в том, что индивидуальный характер присущ людям в рамках одной культуры, тогда как социальный характер служит основанием для выявления отличий одной культуры от другой. Характер – это, по Э.Фромму, форма кристаллизации психической энергии человека, которая позволяет использовать ее как производительную силу в социальной жизни. В работе " Человек для себя" ученый пишет: " … фундаментальная основа характера мне видится … в специфического вида отношениях личности с миром. В процессе жизни человек вступает в отношения с миром 1) посредством овладения вещами и их ассимиляции и 2) посредством отношений с людьми (и с самим собой). Первое я называю процессом ассимиляции; второе – процессом социализации" [116]. Э.Фромм считает, что ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, и определяют суть его характера. На основе такого подхода к характеру он дает следующую его дефиницию: " характер можно определить как (относительно перманентную) форму, служащую проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и социализации" [117]. Рассмотрев характер на уровне психологии личности, Э.Фромм затем переходит к его социологическому анализу. " Тот факт, - пишет он, - что большинство членов некоего социального класса или культуры обладают сходством значимых элементов характера, и что можно говорить о " социальном характере", репрезентирующем суть склада характера, общую большинству членов данной культуры, указывает на степень участия в формировании характера социальных и культурных моделей" [118]. Каждой ступени развития общества присущ свой социальный характер. Э.Фромм рассматривает свойственные современному ему этапу капитализма типы социального характера, связывая их с двумя ориентациями: неплодотворными и плодотворными. При этом основное внимание уделяется типам характера в связи с неплодотворной ориентацией, что в общем-то становится понятным с учетом негативного восприятия Э.Фроммом капиталистического общества, в котором он жил, и его резко критическим анализом в целом ряде работ. Основными типами социального характера неплодотворной ориентации являются: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, стяжательский, рыночный. Рассмотрим подробнее каждый из них. Рецептивный (пассивный) характер (или ориентация) означает, что человек стремится обрести что-либо извне, то есть из внешнего источника. Люди с таким типом характера зависят не только от авторитетов, дающих им знания и оказывающих помощь, но и вообще от людей, способных оказать какую бы то ни было поддержку. Это люди, которые не могут взять на себя бремя решения и тяжесть ответственности. Рецептивную ориентацию Э.Фромм называет берущей. Эксплуататорский тип характера близок к рецептивному тем, что люди, которым он присущ, видят источник получения всего и вся вовне. Однако отличие состоит в том, что они не надеются получить от других что-либо в дар, а отнимают у них желаемое силой или хитростью. Э.Фромм пишет: " Поскольку они удовлетворяются только вещами, которые могут отнять у других, они склонны переоценивать то, что принадлежит другим, и недооценивать свое собственное" [119]. Эксплуататорскую ориентацию Э.Фромм называет овладевающей. Стяжательский тип характера (стяжательская ориентация) совершенно отличается от первых двух типов. Главное в нем - стяжательство, экономия, скупость. Люди, относящиеся к этому типу характера, стараются как можно меньше давать не только в плане денег, материальных предметов и вещей, но даже любви. Основное здесь – обладание. Стяжательский тип характера отличается педантичностью, упорядоченностью, аккуратностью, иногда доводимыми до абсурда. Э.Фромм называет такую ориентацию сберегающей. Наиболее подробно он рассматривает рыночный тип характера. Если предшествующие три типа характера имели место и раньше, то рыночный тип стал доминировать только в современную эпоху. Модель этой ориентации характера задается рынком и его экономической функцией в современном обществе. Поскольку отличительная черта современного рынка – не место встречи, а механизм абстрактного и безличного спроса, постольку рыночный тип характера означает стремление людей рассматривать любую ценность, в том числе и ценность людей, как меновую. Для таких людей оценки и на индивидуально-личностном, и на товарном рынке одни и те же. Э.Фромм пишет в этой связи: " Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром" [120]. Поэтому не случайно он называет рыночную ориентацию обменивающей. В плане анализа рыночного типа характера важны рассуждения Э.Фромма о равенстве, а также то, что отсюда вытекает. Ученый отмечает: " Сегодня равенство стало эквивалентом взаимозаменяемости, а это уже прямое отрицание индивидуальности. Равенство вместо того, чтобы быть условием развития своеобразия каждого человека, означает изжитие индивидуальности, " самоотказ", характерный для рыночной ориентации. Равенство связывалось с различием, а стало синонимом " без-различия"; и в самом деле, безразличие это как раз то, что характеризует отношение современного человека к самому себе и к другим" [121]. Хотя Э.Фромм относит рыночный тип характера к одной из неплодотворных ориентаций, последний занимает особое место, отличаясь от остальных трех. Здесь личные качества как бы уходят на задний план, а на авангардные позиции выходит то, что может быть предметом обмена. Э.Фромм подчеркивает, что все четыре типа характера " имеют свою долю в человеческом жизнеустройстве, а доминирующее положение той или иной специфической ориентации в большой степени зависит от особенностей культуры, в которой живет индивид" [122]. Так, рецептивную ориентацию можно часто обнаружить в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую (Э.Фромм имеет в виду прежде всего рабовладельческое общество). Стяжательский характер с его девизом " Я беру то, что мне нужно" заставляет нас вспомнить о предках, пиратах, феодалах, магнатах-грабителях ХIХ века. Стяжательская ориентация существовала бок о бок с эксплуататорской в XVIII – ХIХ вв. Рыночная ориентация не имеет истоков в этих столетиях. Она является современным продуктом. Упаковка, ярлык, фирменная марка стали важны как для товаров, так и для людей лишь с недавнего времени. Подводя итог рассмотрению типов социального характера неплодотворной ориентации, Э.Фромм делает вывод: " Обезличивание, бессодержательность, утрата смысла жизни, автоматизация индивида ведут к растущей неудовлетворенности и потребности искать более адекватный образ жизни и нормы, которые могли бы привести к этой цели". И далее: " Плодотворная ориентация … демонстрирует такой тип характера, при котором рост и развитие всех возможностей человека является целью, которой подчинены все остальные действия" [123]. Итак, плодотворная ориентация, или плодотворный характер, как называет ее также Э.Фромм, преследует цель человеческого развития и является идеалом гуманистической этики. Он большое внимание уделяет анализу понятия " плодотворность". По его мнению, это человеческая способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке возможности. В другом месте он ассоциирует плодотворность с творчеством, особенно с художественным. Еще один подход к плодотворности связан с рассмотрением ее как установки, к которой способно каждое человеческое существо, не искалеченное ментально и эмоционально. Плодотворность также выступает синонимом активности. В итоге она рассматривается как особый способ отношения человека к миру. Э.Фромм называет три типа плодотворного характера, или плодотворной ориентации: деятельная, любящая, разумная. Выявляя типы социального характера, он пишет, что классическому капитализму свойственны такие черты социального характера, как стремление к накоплению, индивидуализм, агрессивность. Что касается современного буржуазного общества, то он называет иные черты: стремление к потреблению, чувство неуверенности, одиночества, скуки и т.д. Конкретизируя категорию социального характера применительно к рабочему, Э.Фромм отмечает такие его стороны, как пунктуальность, дисциплина, способность к совместному труду. Социальный характер крестьянина отличается индивидуализмом, упорством, противоборством всем попыткам его изменить.
|