Общая характеристика. Под Франкфуртской школой в социологии принято понимать одно из наиболее влиятельных леворадикальных течений
Под Франкфуртской школой в социологии принято понимать одно из наиболее влиятельных леворадикальных течений, возникшее в конце 20-х гг. и оформившееся в 30-е гг. ХХ в. на базе Франкфуртского Института социальных исследований и " Журнала социальных исследований". И тем, и другим руководил в то время Макс Хоркхаймер (1895-1973), стоявший у истоков школы (сам Институт социальных исследований был основан раньше, в 1922 г., политологом Феликсом Вайлем). В 1934-39 гг., с приходом к власти фашизма, Институт и центр школы c ее руководством перебрались в Женеву, затем в Париж. С началом Второй мировой войны в 1939 г. социологи переехали в США, где в течение 10 лет работали при Колумбийском университете в Нью-Йорке. По мере переездов в другие страны и города создавались филиалы Института в Швейцарии, Франции, США. В 1949 г. Институт вернулся во Франкфурт-на-Майне. Расформирован он был в 1969 г., что означало по существу организационный распад школы. Наиболее видные ее представители, кроме М.Хоркхаймера, - Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Юрген Хабермас. Последний - ныне единственный из всех крупных представителей этой школы - продолжает активно работать, считаясь одним из выдающихся современных немецких мыслителей (хотя много лет уже находится не в Германии, занимаясь научным творчеством и ведя педагогическую деятельность в Великобритании). Наиболее значительные, " классические" работы представителей Франкфуртской школы, или, как их часто называют, франкфуртцев были созданы в 30-60-е гг. К их числу относятся: коллективные труды " Штудии об авторитете и семье" (1936 г., руководитель М.Хоркхаймер), " Авторитарная личность" (1950); работы М.Хоркхаймера " Критическая и традиционная теория" (1937), " Диалектика просвещения" (совместно с Т.Адорно, 1947), " Помрачение разума" (1947); исследования Т.Адорно " Философия новой музыки" (1949), " Ведение в социологию музыки" (1962), " Негативная диалектика" (1966); сочинения Г.Маркузе " Разум и революция" (1941), " Эрос и цивилизация" (1955), " Одномерный человек" (1964), " Эссе об освобождении" (1969), " Контрреволюция и бунт" (1972) и др. Что касается работ Э.Фромма, то они были названы в предшествующей главе. Особое место в перечне трудов, созданных франкфуртцами, занимают работы Ю.Хабермаса, представителя второй волны Франкфуртской школы. Это: " Знание и человеческие интересы" (1968), " К рациональному обществу" (1970), " Кризис легитимности" (1973), " Теория и практика" (1974), " Коммуникация и эволюция общества" (1979), " Теория коммуникативного действия" (1981). Франкфуртская школа известна тем, что утвердилась как леворадикальная (критическая) социология. Ее влияние сильно росло с 40-х до конца 60-х - начала 70-х гг. Эта школа обосновала в социологическом плане движение " новых левых" (в конце 60-х гг.), особенно идеи его экстремистского крыла. Как известно, направленность этого движения состояла в его противопоставлении и даже противостоянии официальной идеологии буржуазного консерватизма, с одной стороны, социализма в СССР, - с другой. Однако в начале 70-х гг. движение " новых левых" потерпело поражение, что выразилось в разгроме, как ее называли, " молодежной (студенческой) революции". Революционные идеи, тесно связанные и по существу даже взращенные Франкфуртской школой, после смерти Т.Адорно, М.Хоркхаймера, а затем и Г.Маркузе, постепенно потеряли свое влияние. Особое место в жизни Франкфуртской школы занимало отношение к марксизму. Отрицая справедливость и достаточную обоснованность идей марксизма в отношении капитализма и замены его социализмом, представители Франкфуртской школы сыграли значительную роль в появлении неомарксизма. Он означал не просто обновленный марксизм, как могло бы следовать из этимологии этого термина, а новое направление социальной мысли, в котором философские, политэкономические, социологические понятия, использовавшиеся в марксизме, оказываются соединенными с помощью центральной категории – отчуждения, трактуемого исключительно в социально-экономическом смысле. В свете такого подхода понятно, почему капитализм рассматривается франкфуртцами как общество всеобщего отчуждения и подвергается резкой и беспощадной критике (отсюда одно из названий теории Франкфуртской школы – " критическая теория" или " критическая социология"). При этом неомарксизм связывается ими как с отрицанием духовной культуры капитализма, так и с признанием необходимости антикапиталистической революции. Почти как у К.Маркса, но только " почти", ибо она рассматривается как такой катастрофический поворотный пункт в истории человечества, за которым должно появиться нечто принципиально новое, в корне отрицающее прошлое развитие человечества. Отсюда – и совершенно новая социальная база этой антикапиталистической революции, совсем не такая, как у К.Маркса. Если главной ее движущей силой и лидером (" гегемоном"), согласно последнему, является пролетариат, то, в соответствии с неомарксизмом, в таком качестве должны выступить те группы, которые находятся на " социальном дне" капиталистического общества. Это: люмпенизированные слои населения; представители стран " третьего мира" (их не коснулся процесс капиталистической модернизации); противостоящие западной культуре и негативно настроенные по отношению к ценностям буржуазного общества группы интеллектуалов; безработные; молодежные группы и движения, в том числе те их представители, которые по убеждению не хотели работать; представители сексуальных меньшинств, крайне недовольные их преследованием и готовые хотя бы поэтому бороться против буржуазного государства; наркоманы и т. д. Многочисленность этих групп в западных странах и массовый характер некоторых из них создавали серьезные предпосылки для популярности неомарксизма и его виднейших теоретиков в лице лидеров Франкфуртской школы, что сыграло заметную роль в идеологическом обосновании и обеспечении движения " новых левых", а через него – и молодежной революции (" бунта") 1968 г. Франкфуртскую школу справедливо называют критической, потому что основной идейный пафос ее представителей, причем как в довоенный, начальный период существования, так и в послевоенный, был связан с критикой как капиталистического и социалистического (в СССР) обществ, так и теорий, в которых содержалась их апологетика. Поскольку главной критической (по отношению к капитализму) теорией был так называемый " аутентичный" (подлинный) марксизм, а апологетической (по отношению к социализму) теорией в то время была ленинско-сталинская " модель марксизма", понятно, что марксистские идеи (в том числе в их искаженном варианте) стали предметом особого внимания представителей школы. Не случайно именно их называют основателями и приверженцами неомарксизма как направления западной социально-философской мысли, представители которого стремились к истолкованию К.Маркса в духе неогегельянства, фрейдизма, " философии жизни" и других течений мысли, связанных с подчеркиванием в качестве центральной проблемы отчуждения. Критический характер Франкфуртской школы проявился не только по отношению к капиталистическому обществу и ряду теорий, связанных с ним непосредственно, в первую очередь марксистских. Подобная судьба – стать объектом критики - была уготована представителями школы направлению структурно-функционального анализа за значительный разрыв между абстрактно понимаемой социологической теорией и социальной практикой. Это направление было " обвинено" сторонниками школы в определенной социальной и даже идейной ангажированности, проявившейся в возможности использования парадигмы структурного функционализма в целях усиления социального контроля для поддержания в капиталистическом обществе порядка и равновесия. В этой связи следует специально остановиться на антипозитивистской позиции Франкфуртской школы. Критическое отношение к буржуазной рациональности не могло не сказаться на восприятии представителями школы позитивизма и сциентизма. Последние ассоциировались в сознании сторонников школы с академической социологией и индустриализмом, против которого они резко выступали. Основными проблемами и темами Франкфуртской школы были: социологический анализ капитализма, предпринятый сквозь призму проблемы отчуждения; критика современного общества за его антигуманный, антиличностный характер; концепция авторитарной личности и попытка с помощью конкретных социологических исследований доказать, что этому типу личности действительно соответствует определенная социальная реальность; разработка методологии исследований в области социологии культуры, искусства (Т.Адорно), коммуникаций (Ю.Хабермас), движений леворадикального толка (Г.Маркузе). Однако среди названных тем и проблем особое место занимает отношение к творчеству К.Маркса и марксизму как теоретическому направлению и революционной практике. Основной задачей многие представители школы считали возвращение к гуманистическим идеям и ценностям " раннего", молодого Маркса, взгляды которого противопоставлялись позиции зрелого и " антигуманного" Маркса. Критическому анализу подвергались идеи руководящей роли рабочего класса, социалистической революции и устройства будущего общества. Далее будут рассмотрены взгляды отдельных представителей Франкфуртской школы.
|