Кризис в социологическом сознании и поиск путей выхода из него
В 80-90-е гг. возник целый ряд новых социологических теорий, которые не вышли пока на уровень парадигм, не приобрели характер общепринятого методологического " преклонения" перед ними, но, вместе с тем, оказались настолько своеобразными, что позволили говорить о появлении так называемой " постнеклассической" социологии. Одни авторы рассматривают ее возникновение как стремление преодолеть кризис теоретической социологии, которая оказалась не в состоянии с помощью классических теорий XIX в. и неклассических концепций XX столетия (имеется в виду прежде всего гуманистическая парадигма) удовлетворительно объяснить возникшие изменения в мире и спрогнозировать новые социальные процессы. Серьезное " обвинение", которое предъявляется в этой связи, - проявившаяся неспособность вовремя предвидеть радикальные преобразования в мировом социальном пространстве, связанные с развалом СССР, мировой системы социализма и крахом коммунистических иллюзий. Другие, наоборот, характеризуют появившиеся в 80-90-е гг. теории как сам кризис в социологии, поскольку они оказались в такой же социальной роли, что и классические и неклассические концепции XIX-XX вв. Лишь в одном сегодня никто не сомневается - в наличии кризисного социологического сознания и стремлении его преодолеть. Весь вопрос - в том, как это сделать. Один из предлагавшихся путей заключался в обновлении уже сложившихся в социологии парадигм. Так появились неоструктурализм, неофункционализм, неоэволюционизм, неомарксизм (уже во втором поколении, если первым считать Франкфуртскую школу) и т.д. При этом приставка " нео" чаще всего не означала радикальных перестроек в социологическом сознании. Другой путь состоял в пересмотре позиций социологов с помощью концепций, начинавшихся с приставки " пост". Громко заявили о себе " постмарксизм", " постструктурализм", " постпозитивизм", " постмодернизм" и т.д. Сразу нужно сказать, что дело, конечно, не в морфологических попытках преодолеть кризис в социологии благодаря использованию приставок " нео" и " пост". Просто морфологические изменения в названиях концепций оказались самым легким вариантом теоретического переосмысления социологии. Однако и в случае с " пост" -теориями существенных изменений в социологическом сознании обнаружить не удалось. Третий путь пересмотра позиций, традиционных для далекого и не очень далекого социологического прошлого, состоит в поиске различных возможностей интеграции и объединения парадигм и теорий, что нашло свое отражение в целом ряде движений в социологии. Наконец, четвертый путь - это создание отдельных теорий, посвященных анализу нового видения роли и перспектив социологии и рассматривающих в качестве своего предмета какие-либо значительные социальные образования (теория структурации Э.Гидденса, теория социального поля (социального пространства) П.Бурдье, теория социальных изменений П.Штомпки и др.). Все эти и другие новые и новейшие концепции так или иначе испытали на себе влияние модернистских и особенно постмодернистских идей. Поэтому прежде чем рассматривать некоторые из названных концепций в контексте общего состояния современной теоретической социологии, обратимся к характеристике этих идей. Тем более, что в социологии существует ряд теорий, которые можно чисто условно поместить между концепциями модернизма и постмодернизма. Эти теории были особенно популярны в 80-е гг., в них отражался динамизм мирового развития и ставился диагноз эпохи, причем в глобальном плане.
|