Коммуникация и социальная система
Коммуникация у Н.Лумана выступает важнейшим элементом социальной системы. Сама по себе она не заметна, обнаруживает же себя лишь в процессе действия. Коммуникация безлична и означает установление связи и взаимодействия как минимум между двумя людьми. Поэтому она не принадлежит ни одному из субъектов отношений, стержнем которых на самом деле является. Она изначально социальна, поскольку " не может быть … вменена ни одному отдельному сознанию" [234]. Сама коммуникация оперативно функционирует как единство различия информации, сообщения и понимания. Информация, сообщение и понимание – по существу структурные элементы коммуникации. Здесь следует специально отметить, что, по признанию социолога, понятие коммуникации имеет ключевое значение для теории общества[235]. В свете сказанного становится понятным предложение Н.Лумана: " положить в основу (понятия общества – Г.З.) понятие коммуникации и тем самым переформулировать социологическую теорию на базе понятия системы вместо понятия действия. Это позволяет представить социальную систему как оперативно закрытую систему, состоящую из собственных операций, производящую коммуникации из коммуникаций" [236]. Рассуждения Н.Лумана о коммуникации являются важнейшим шагом на пути к созданию теории общества и в целом его трактовки. Социолог различает три разных уровня анализа общества. Первый предполагает его осуществление в границах общей теории систем, а в ней - в рамках общей теории аутопойетических систем. Второй уровень означает рассмотрение общества в теории социальных систем. Наконец, третий предполагает рассмотрение теории системы общества как особого случая социальных систем. Характеризуя общество в связи с его основным признаком – наличием в нем коммуникации, придающей ему совершенно особый системный характер, Н.Луман пишет: " Общество есть коммуникативно закрытая система. Оно производит коммуникацию посредством коммуникации. Коммуницировать может только оно само – но не с самим собой и не своим окружающим миром. Оно производит свое единство посредством оперативного совершения коммуникаций, рекурсивно обращенных к предыдущим и предвосхищающих последующие коммуникации" [237]. Социальная система и общество как главная ее разновидность характеризуется у Н.Лумана полной самодостаточностью и самовоспроизводством. Общество рассматривается как самореферентная социальная система (самореференция – ссылка на самого себя), умеющая организовать саму себя, что означает, помимо только что названных характеристик, ее способность описывать себя, отграничивая от окружающей среды, осуществляя различение с ней, заниматься самонаблюдением и самоописанием, воспроизводя в них саму себя. Социолог стремится доказать, что " социальные системы (включая общество) могут осуществиться только как наблюдающие самое себя системы" [238]. В этом смысле наблюдение и описание системы есть ее часть.
|