Теория социальных изменений П.Штомпки
Теория структурации Э.Гидденса послужила в определенной мере толчком для появления в 90-е гг. работ польского социолога, профессора Ягеллонского университета Петра Штомпки, посвященных комплексному и целостному анализу социального становления и социального изменения[224]. Прежде всего следует отметить, что рассматриваемая теория социальных изменений удивительно четко вписывается в те трансформации современной теоретической социологии, которые были обозначены нами выше в ходе анализа позиции В.А.Ядова. Назовем их еще раз в лаконичном варианте. По мнению российского социолога, в новейшей теоретической социологии совершаются (совершены) два принципиальных поворота: а) переосмысление масштабов социального пространства в сторону его глобализации; б) перенос центра внимания с изучения социальных структур на социальные процессы и изменения[225]. Именно эти повороты хорошо просматриваются в теории социальных изменений П.Штомпки, за счет чего она оказывается вполне адекватной современным процессам и общественным реалиям. Необходимо сделать лишь одно небольшое уточнение. Сами социальные структуры рассматриваются польским социологом " процессуально", что составляет одну из главных особенностей его подхода. Именно здесь и сказывается влияние теории структурации Э.Гидденса. Основными составляющими теоретической модели П.Штомпки являются четыре категории: структуры, деятели (агенты), деятельность, действие. Уже здесь не трудно обнаружить определенное сходство с " дуальностью" структуры Гидденса, по крайней мере, в стремлении соединить два узловых понятия: структуру и действие. Но дальше дискурс (стиль мышления и способ аргументации) П.Штомпки приобретает иную направленность. Главным становится анализ взаимодействия структур друг с другом по отношению к субъектам действия. Оказывается, что структуры проявляют себя совершенно независимо и неожиданно (эмерджентно). Польский социолог говорит о трех формах независимой динамики структур, которые он рассматривает в виде трех принципов: инерции, момента, последовательности. Принцип инерции означает, что " обычно предпочтительнее, чтобы функционирование продолжалось в том же режиме, без радикальных поворотов (например, в странах " реального социализма" в течение долгого времени типичной реакцией на экономические трудности было скорее повышение цен и налогов, нежели переход от планируемой к рыночно-ориентированной экономике...)". Принцип моментасостоит в том, что за определенной стадией чаще всего наступает следующая (если, к примеру, сделаны инвестиции в какую-то определенную сферу экономики, это влечет за собой и инвестиции в другие сферы, с ней связанные). Наконец, принцип последовательности заключается в том, что " следующие одна за другой фазы не могут быть пропущены (например, экономику нельзя модернизировать без предварительного обучения рабочей силы...)". Все эти примеры П.Штомпка приводит для того, чтобы показать: структуры в обществе могут проявить себя относительно индивидов самым неожиданным образом[226]. Несмотря на то, что структуры независимы от агентов и в этом смысле могут " вести себя" неожиданным образом, они не в состоянии существовать без субъектов деятельности. В свою очередь, сами агенты в реальной действительности обязательно включены в структуры. " Мы, - пишет П.Штомпка, - не найдем ни одного примера в общественной жизни, в котором не было бы слияния структур и агентов, операций и действия. Покажите мне агента, который не встроен в какую-нибудь структуру, или структуру, которая существует отдельно от индивидов, или действие, которое не включено в социальные операции, или, наконец, социальное оперирование, которое не распадается на действия. Нет бесструктурных агентов, и нет безагентных структур" [227]. В этом контексте польского социолога поражает мудрость сентенции, приписываемой Ч.Кули: " Личность и общество - близнецы-братья". Нам же так и хочется добавить слова В.Маяковского (сказанные, правда, совсем по другому поводу): " Кто более матери-истории (читай: социологии - Г.З.) ценен? ". То, что было сказано, - лишь исходный момент модели социального становления, разработанной П.Штомпкой. Чтобы она " не повисла в воздухе", социолог помещает ее в двуединую среду, включающую природу и сознание. Первую он рассматривает как неизбежный " контейнер", в котором " помещается" социальная жизнь. Это внешние природные условия, в которых действуют люди и оперируют структуры. Природная среда включает в себя и внутренние черты индивидов, в целом же она влияет на общество не только извне, но и изнутри - через биологическую конституцию и генетический багаж популяции. Что касается второй среды - сознания, среды мыслей, верований, идей, то оно (П.Штомпка рассматривает сознание в трех видах - как индивидуальное, коллективное и социальное) не только воздействует на практику, но и является " посредником" между природной средой и человеком (обществом). Наконец, еще один элемент модели социального становления, без которого ее нельзя понять, - фактор времени. Как пишет П.Штомпка, " и природа, и сознание вступают во взаимоотношения с обществом, которое формирует и формируется одновременно" [228]. Несмотря на эту одновременность, исторический процесс рассматривается им как смена различных временных точек самопреобразования общества. Схематично социолог предлагает пять таких точек: общество в далеком прошлом, общество в прошлом, общество сегодня, в настоящем, общество в будущем, общество в отдаленном будущем. Процесс исторического развития осуществляется, согласно модели социального становления, благодаря наличию четырех типов причинных узлов: структурных воздействий, способностей субъектов, " очеловеченной природы", видоизменяющегося сознания. Эти узлы и составляют, по мнению П.Штомпки, механизм социального становления исторического процесса. Сам исторический процесс непрерывен, ничем не предопределен и не необходим. История имеет множество альтернативных путей развития. Рассматривая исторические изменения, польский социолог доказывает, что они " охватывают не только действия и практику, не только природу и сознание, но и связи между всеми ними, способы, которыми они объединяются и своими действиями порождают социальную динамику". Таким образом, к своей модели П.Штомпка добавляет самый последний, наиболее сложный узел обратной связи: " дело не только в том, что деятельность агентов (субъектов) изменяется в процессе их собственной практики, но и в том, что само социальное становление изменяет свой облик в ходе истории" [229]. Завершая анализ концепции социального изменения П.Штомпки, следует отметить как ее реалистический, так и в целом оптимистический характер. Социолог видит в качестве общего знаменателя основных тенденций исторического процесса растущий контроль над природной средой, управление ею и обособление от нее. Общество, с одной стороны, постепенно подчиняет природные ресурсы потребностям людей, с другой - стремится к собственной защите от негативного воздействия природы. Что касается сознания, то, благодаря росту знаний, развенчанию всякого рода мифов, иллюзий и других продуктов " ложного сознания", становится возможным точнее предвидеть, планировать и целенаправленно изменять социальную жизнь.
|