Дуальность структуры
В теории структурации ключевым является положение о дуальности структуры как взаимосвязи структуры и действия. В несколько упрощенной формуле эта дуальность может быть выражена так: действие структурно (структурировано), структура " действенна". Социолог считает, что " строение агентов и структур нельзя представлять как два независимо заданных ряда явлений, т.е. как дуализм. Это дуальность" [207]. Э.Гидденс в определенном смысле слова противопоставляет дуальность и дуализм. Взамен последнего, предполагающего параллельность и даже оппозицию существования социального и индивидуального, ученый вводит понятие дуальности как их взаимосвязи. Именно так вместо дуализма " общество – индивид" появляется дуальность " структура – агентность". Она предполагает, что структура реализует себя через социальные действия агентов, сами же действия имеют социально-структурированный характер. Раскрывая дуальность структуры, основанной на повторяющемся характере человеческой деятельности, связанной с социальным воспроизводством, Э.Гидденс подчеркивает, что " структурные качества социальных систем являются как средством, так и результатом практик, которые они регулярно организуют" [208]. Дуальность означает также наличие своеобразных " отпечатков" социальной практики в памяти индивидов, осмысления собственных социальных возможностей и возможностей других людей. Рассматривая предпосылки теории структурации и ее " дуалистический" характер, английский социолог утверждает: одна из главных среди них заключается в том, что " правила и ресурсы, вовлеченные в производство и воспроизводство социального действия, в то же самое время являются средствами системного воспроизводства (дуальность структуры)" [209]. Отсюда – проблема правил и ресурсов как двух видов структур в социальной жизни. К правилам относятся те процедуры, которым люди должны следовать в жизни, благодаря чему они участвуют в повседневных социальных практиках. " Правила, как я их понимаю, - пишет Э.Гидденс, - обязательно вторгаются в бесчисленные рутинные практики, но рутинная практика как таковая сама по себе не является правилом" [210]. Как и правила, ресурсы возникают также в ходе деятельности людей, " это средства, с помощью которых исполняется власть, рутинная составляющая осуществления поведения в социальном воспроизводстве" [211]. Английский социолог рассматривает правила и ресурсы, относящиеся к институтам, как самые важные аспекты структуры. Сами же институты определяются им как " наиболее стабильные черты социальной жизни". Говоря о структурных качествах социальных систем, Э.Гидденс имеет в виду прежде всего их институциональные черты, придающие " жесткость" во времени и пространстве[212]. Английский социолог различает две категории ресурсов - аллокативные и авторитарные. Первые - это средства, обеспечивающие господство индивидов над материальными объектами, сюда можно отнести средства производства, сырье, произведенные товары. Авторитарные ресурсы означают средства, обеспечивающие индивидам управление деятельностью других. К ним можно отнести нематериальные ресурсы: организацию отношений между людьми, жизненные шансы людей, способность одних доминировать над другими и т.д. И аллокативные, и авторитарные ресурсы становятся реальными структурами только тогда, когда воспроизводятся в процессе взаимодействия между людьми. Сами по себе эти ресурсы структурами не являются. В теории структурации проявляется квинтэссенция подхода Э.Гидденса к социологии. Любое социальное явление, процесс, конкретную ситуацию он анализирует сквозь призму взаимосвязи социального и личностного. Можно сказать, что в этом – кредо автора. В социологии личностное начало вне социального контекста существовать не может. Они взаимосвязаны настолько, насколько не могут быть независимыми друг от друга. При этом под социальным в теории структурации понимаются и системы в обществе, и институты, хотя " ядром" выступают общественные структуры, проявляющиеся в действиях социальных акторов. Именно через взаимосвязь социальных действий и социальных структур в концепции Э.Гидденса рассматривается теория общества. Благодаря такому подходу осуществляется попытка преодолеть односторонность объективистского и субъективистского рассмотрения социального и личностного в процессе анализа их взаимодействия. Нельзя также забывать о том, что взаимосвязь социального и личностного получила в теории структурации ранее не встречавшийся в социологических концепциях поворот. Речь идет о пространственно-временном аспекте их взаимодействия, который является едва ли не основным для объяснения структурных принципов организации, производства и воспроизводства современных практик. Понимание того, что этот процесс осуществляется в условиях социально упорядоченного пространственно-временного континуума, является важной составляющей теории структурации. Время и пространство Э.Гидденс рассматривает как самые фундаментальные условия социальных действий агентов и социальных практик. При этом пространство как социальная среда взаимодействия всегда включает в себя время, последнее же " осуществляется" в пространстве. Следовательно, в социальных действиях и практиках пространство оказывается всегда связанным со временем. Поэтому английский социолог постоянно использует термин (по формальной аналогии с теорией относительности) " пространство-время". Пространство оказывается важнейшим фактором координации социальных действий агентов во времени, время же детерминирует определенную пространственную организацию. Отсюда – идея " зонирования" общества и его конкретных структур (например, города, квартиры) в рамках упорядоченного пространственно-временного континуума. Завершая рассмотрение теории структурации, необходимо отметить, что она имеет интегративный характер, соединяя в анализе теории социального действия и социальной структуры, объективистские и субъективистские подходы, макро- и микроуровни, пространственные и временные параметры социальных действий, социальных практик и социальных институтов. При этом в теории структурации социальные действия агентов, их совокупность рассматриваются в качестве социальной практики. Социология же, по мнению Э.Гидденса, призвана объяснить производство и воспроизводство общества как результат социальных действий. В чем теоретический (а отчасти и практический) пафос этой концепции? Прежде всего в стремлении доказать активное начало как структуры, так и действия. Структура может влиять на человеческое поведение благодаря знанию правил и умению использовать ресурсы. Тем более, что в обществе всегда существует определенный запас знания, большое количество " общего знания" в отношении того, как поступать человеку, как вести себя в повседневной жизни. С другой стороны, теория структурации стремится ответить на вопрос, как возможно существование общества, организованной общественной жизни. Выясняется, что основание социального порядка находится в повторяющемся характере социальной деятельности, ее связи с регулярными социальными практиками на базе взаимозависимости структуры и действия.
|