Проблема человека в концепции Н.Лумана
Большое значение для правильного понимания концепции социальной системы и теории общества Н.Лумана имеет его отношение к проблеме человека. Оно резко отличается от позиций иных социологов, в том числе и авторов концепций, рассмотренных выше. Если в этих теориях речь идет об активном деятеле, акторе, агенте, субъекте социального действия, вне которого ни современное общество, ни его концептуальное видение невозможны, то в работах Н.Лумана мы встречаемся с принципиально иной трактовкой роли человека. Поскольку место центрального понятия социологической теории у Н.Лумана занимает " система" (а не " действие"), постольку его мало волнует действующий субъект. Он у него существует лишь как элемент окружающего систему мира, но не как элемент самой системы. Это значит, что понятие человека (ни в каких его ипостасях) не имеет для социолога научного значения. Такая позиция тем более понятна и очевидна из всего контекста теории социальных систем Н.Лумана, что человек не включен у него в систему коммуникаций. Отрицание понятия человека как элемента социальной системы было изначально характерно для творчества немецкого социолога и неоднократно становилось объектом критических стрел, причем как его противников, так и сторонников. Среди последних предпринимались даже попытки рассматривать человека как аутопойетическую и самореферентную систему. Но это никак не повлияло на изменение позиции Н.Лумана. Более того, он каждый раз искал новые аргументы для усиления своей позиции. Один из них состоял в том, что и человек как часть окружающего систему мира, и тем более сам этот мир представляют собой комплексные образования, которым самореферентная система (общество) уступает по сложности. Поэтому одна из задач социологии состоит в выявлении особенностей их взаимодействия. Итак, мы рассмотрели наиболее распространенные, принятые и значимые в социологическом сообществе направления теоретической мысли и концепции, которые характеризуются – в качестве главной своей особенности - стремлением к синтезу, объединению ряда идей и теорий, созданных как в рамках классического, так и (в основном) современного этапа развития социологической теории. Читатель имел возможность обнаружить и сходства, и значительные различия, существующие между ними. Они объясняются наличием нескольких, назовем их модельными, подходов к социальному анализу. В одном случае такой моделью оказались концепции социального действия, социальной структуры и социальной эволюции (Э.Гидденс, П.Штомпка), в другом – теории структурализма и конструктивизма (П.Бурдье), в третьем – естественнонаучные (биологические), системные и информационные теории (Н.Луман). Далеко не всегда эти теории " стыкуются" терминологически, разнится понимание задач социологии, соотношения в ней теории и эмпирии. Но главное, что их объединяет, - стремление по-новому осмыслить как социальные процессы, происходящие в мировом сообществе, испытывающем на себе все плюсы и минусы глобализации, так и тенденции развития социологической науки. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы основные особенности развития социологической теории в 80-90-е гг. ХХ в.? 2. В чем состоит кризис социологического сознания и какие пути выхода из него видят представители научного знания? 3. Почему динамизм мирового развития стал актуальным предметом социологического анализа в 80-е гг. ХХ в.? 4. Охарактеризуйте основные движения в современной теоретической социологии, называемые Дж. Ритцером. 5. Что собой представляет постмодернизм в социологии? Как его оценивают современные ученые? 6. Обоснуйте актуальность концепции глобализации в современной социологии. 7. В чем проявляется интегрирующий характер теории структурации Э.Гидденса? 8. Раскройте основные положения и понятия теории структурации, охарактеризуйте смысл гидденсовского понимания дуальности структуры. 9. В чем заключаются особенности теории социального пространства П.Бурдье? Как она соотносится с концепцией габитуса французского социолога? 10. Можно ли относить теорию социальных изменений П.Штомпки к интеграционному движению в социологии? Обоснуйте свой ответ ссылками на содержание теории польского социолога. 11. В чем новизна подхода Н.Лумана к анализу социальных систем? Как трактовка общества сопрягается с трактовкой системы в концепции Н.Лумана? 12. Как бы Вы могли охарактеризовать отношение Н.Лумана к проблеме человека? 13. Каково место коммуникации в системе с точки зрения Н.Лумана? Литература Александер Дж. Социологическая теория после 1945 г. //Западная теоретическая социология 80-х гг. М., 1989. Бауман З. Спор о постмодернизме //Социологический журнал. 1994. №4. Бурдье П. Начала. М., 1994. Бурдье П. Социология политики. М., 1993. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Дону, 1999. С.570-583, 614-623, 633-665. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии //THESIS. Вып.1. №1. М., 1993. С.57-82. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гидденс Э. Социология. Челябинск. 1991. Громов И. А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. С.260-276. История теоретической социологии: В 4 т. Т.4. М., 2000. С.376-403, 625-698. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1998. С.165-183. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000. С.464-476. Луман Н. Решения в " иформационном обществе". Невероятность коммуникации //Проблемы теоретической социологии. Вып.3. СПб.. 2000. С.29-54. Луман Н. Теория общества //Теория общества. Фундаментальные проблемы. М., 1999. С.196-235. Луман Н. Понятие общества. Почему необходима " системная теория"? //Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С.25-54. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества //Социологос. Вып.1. М., 1991. С.194-216. Современная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы. М., 1990. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С.14-27.
|