Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Quot;•■ -г'*:':: ■'■:' -У?;" If




7.2.4. Константность восприятия

Явление константности восприятия фиксирует факт относительного постоянства воспринимаемых свойств предметов в широком диапазоне изменения условий восприятия. Еще древнегреческий геометр Евклид удивлялся тому, что законы нашего восприятия не совпадают с законами геометрической перспективы. Мы не просто знаем, что грузовик больше самоката, но и видим это, хотя сетчаточ-ное изображение грузовика может оказаться значительно меньшим, чем изображение самоката, если тот находится далеко. Этот феномен получил название константности размера. Зная, что тот или иной объект имеет определенную форму, мы воспринимаем его именно таким, несмотря на то, что под различными углами зрения его проекция на сетчатку может быть иной. Так, книга кажется нам прямоугольником, хотя ее изображение на сетчатке часто принимает форму трапеции, а мяч видится шарообразным, хотя проекция может оказаться эллипсом. В данном случае говорят о константности формы. Белый лист кажется нам белым и при ярком свете, и в темной комнате, хотя при этом отражается различное количество света (константность цвета).

Существуют различные версии объяснения феномена константности восприятия.

Объяснение, которое дал Г. Гельмгольц, получило название «теории бессознательных умозаключений». Гельмгольц предполагал, что система восприятия производит молниеносные вычисления, исходя из постоянства отношения размера изображения на сетчатке и расстояния до него. Эти вычисления носят неосознаваемый характер и происходят автоматически. Например, изображение человека среднего роста, который находится на расстоянии 10 шагов от наблюдателя, составляет 4 мм. Изображение того же человека, но на расстоянии 20 шагов, будет уже 2 мм. В обоих случаях произведение расстояния на величину изображения равняется константе. Поэтому наблюдателю достаточно дважды увидеть один и тот же объект на различном расстоянии от себя, чтобы потом безошибочно удерживать его образ константным.

Другую модель сохранения константности мира в акте восприятия дал Д. Гибсон в 1979 г. Он считал, что важны не сами по себе размер изображения на сетчатке или вычисление расстояния до объекта. По мнению Гибсона, образ в целом непосредственно несет информацию о неизменных свойствах объектов. Условно говоря, Пропорции между сетчаточными изображениями остаются стабильными независимо от их абсолютного размера. Этим свойством ча-

Контрольные вопросы. Тестовые задания

I

Литература

сто пользуются криминалисты, когда делают снимки на месте проис- ] шествий. Они помещают рядом с неопределенным объектом предмет, размер которого известен всем, например, спичечный коробок. Неважно, каков масштаб фотографии, мы всегда будем правильно воспринимать размер целевого объекта. Концепция Д. Гибсона по- I лучила название «экологической теории восприятия».

(?) Контрольные вопросы

1. Почему говорят о взаимосвязи процессов ощущения и восприятия? 1

2. В чем заключается основное различие между контактными и дис- I тантными органами чувств?

3. В чем биологический смысл явлений адаптации и сенсибилизации? 1

4. Каким образом А.Н. Леонтьеву удалось сформировать кожное эре- I ние у группы испытуемых?

5. Каковы монокулярные признаки расстояния между объектами? Что I происходит при конфликте различных признаков?

6. Почему мы мгновенно распознаем лица представителей своей расы и затрудняемся в различении лиц представителей чужой расы?

(Т) Тестовые задания

1. С чем связаны размеры проекционных полей различных анализато- I ров в коре головного мозга?

A. С тем, что различные органы имеют разные размеры, например рука большеноса. .

Б. С тем, что органы, которые раньше сформировались в филогенезе, 1 имеют большие по площади проекции.

B. С тем, что информация, идущая от тех сенсорных поверхностей, ко- I торые играют максимальную роль в адаптации животного, должна быть I переработана наиболее тщательно.

2. Какие задачи решает психофизика?

A. Установление соотношения между объективными раздражителями и субъективными ощущениями.

Б. Описание физических свойств нервной системы человека и живот-1

ных.

B. Адаптация законов физики для нужд психологической науки.

3. С помощью какого механизма зрительная система кодирует грани-1 цы между более темными и более светлыми областями зрительного поля?

A. Двигательный параллакс. Б. Детекция направления.

B. Латеральное торможение.

4. Каким образом в слуховой системе кодируются звуки частоте

выше 50 Гц?

А. Звуки различной частоты активизирую разные участки мембрань Б. Количество нервных импульсов соответствует частоте звука.

В. Кодируется не частота, а интенсивность звука.

5. Каким образом схемы определяют наше восприятие?

A. С помощью схем мы сопоставляем поступающую стимуляцию с прошлым опытом и классифицируем ее.

Б. Схемы позволяют нам быстро уловить главное в потоке информации.

B. Схемы регулируют скорость переработки информации.

6. Каковы основные принципы группировки стимулов в зрительном поле, открытые представителями гештальтпеихологии?

A. Принципы простоты, замыкания и близости. Б. Принципы градиента текстуры и интепозиции.

B. Принципы изоморфности.

Ш Литература Основная

1. Андерсон Д.Р. Когнитивная психология. С.-Пб., 2002.

2. Глейтман Г., Фридлунд А., РайсбергД. Основы психологии. С.-Пб., 2001.

3. Леонтьев АН. Лекции по общей психологии. М., 2000.

4. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

 

Дополнительная

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. С.-Пб., 1998.

2. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972.

3. Грегори Р. Глаз и мозг. М., 1970

4. ЛогвиненкоАД. Психология восприятия. М., 1987.

5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. С.-Пб., 2001.

.-

 

8.1. Круг явлений памяти. Искусство памяти в античности...

 

Глава 8

 

Познавательные процессы. Память

Я рассматриваю нашу память не как некий инструмент, который что-то случайно задерживает, а что-то случайно утрачивает, но как силу, которая сознательно упорядочивает и мудро исключает. Все, что забывается, по сути дела, давно уже обречено на забвение. И лишь то, что сохранилось в душе, имеет какую-то ценность и для других.

С.Цвейг

8.1. Круг явлений памяти. Искусство памяти в античности

и средние века. Феноменальная память. Амнезии.

Процессы памяти

Память — это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, который делает возможным ис-пользование опыта в деятельности и восстановление его в сфере сознания. Термин «память» удивительно многозначен. Говоря «я по- ; мню», человек может иметь в виду совершенно разные вещи. Например, то, что он владеет какими-либо сведениями (я помню, что Париж — столица Франции), что он способен выполнять определенные действия (я помню, как пользоваться китайскими палочками для еды) или возвращаться к событиям, пережитым в прошлом (я помню, как встретил свою первую любовь). К явлениям памяти относят и узнавание.

Способность человека запоминать вызывала интерес уже в глубокой древности. Мнемозина — богиня памяти в греческой мифологии — не только покровительствовала памяти, но и почиталась как мать девяти муз от брака с верховным божеством пантеона Зевсом. Таким образом, признавалось ведущее значение памяти для всех сфер деятельности человека. В современной психологии при-

нято говорить о памяти как о «сквозном» процессе, нарушения которого ведут к расстройству целостной работы психики.

В античной философии память понималась как Дар, роднящий человека с миром Божественного. Платон считал память основной способностью души. Платон утверждал, что существует знание, не выводимое из чувственных впечатлений, что в нашей памяти хранятся формы или шаблоны идей, сущностей, которые душа знала до того, как была извергнута на землю. Знание истины заключено в памяти души, в припоминании некогда виденных всеми душами идей, смутными копиями которых являются все земные вещи. Всякое знание и всякое научение в этом случае есть попытка припомнить сущности, приведя в единство множество чувственных восприятий через соотнесение их с идеальными формами («идеями» вещей). В дальнейшем эта концепция памяти получила развитие в работах одного из виднейших отцов христианской церкви Бл. Августина, который считал память истинной «сокровищницей души» и утверждал, что в конгломерате трех основных способностей души (воля, рассудок, память) именно последняя заключает в себе идею Бога (см. гл. 2).

Однако уже в древности наряду с метафизической трактовкой памяти присутствовала и другая, более близкая к современной: понимание памяти, как «восковой дощечки» (tabula rasa), фиксирующей и сохраняющей прижизненные впечатления. В рамках этой трактовки закономерно возник вопрос о тренировке и развитии памяти. Методики улучшения памяти легли в основу целого направления античной и средневековой мысли, названного искусством памяти.

На пиру, устроенном фессалийским аристократом по имени Ско-пас, поэт Симонид Кеосский, прозванный «медоречивым», исполнил заказанную ему хозяином лирическую поэму. Как только Симонид вышел из зала, крыша здания обрушилась и Bf e участники пира погибли под обломками. Симониду удалось помочь родственникам погибших опознать изуродованные тела, так как он запомнил расположение гостей за столом. Принцип упорядочивания информации с помощью метода мест (loci) и лег в основу искусства памяти. Первенство Симонида в изобретении мнемотехники было признано уже при жизни: он получил приз хора в Афинах как «изобретатель системы вспоможения памяти» (ок. 477 до н.э.).

В Древней Греции профессиональные ораторы овладевали мне-Мотехническими приемами в курсе риторики. Детальную процедуру запоминания и воспроизведения длинных речей разработал известный политический деятель Рима Марк Туллий Цицерон (ice-

s'

Глава 8. Познавательные процессы. Память

43 до н.э.). Он предложил различать память на слова (точное словес- I ное оформление высказывания) и память на вещи (значение). В современных классификациях говорят о памяти механической и смысловой. Цицерон учил, что искусная память состоит из «мест и образов». Со- 1 держания, которые предстояло запомнить, следовало воплотить в мак-1 симально яркие и неожиданные образы и вообразить размещенными в виде цепочки в знакомом оратору месте. После этого в нужный мо-1 мент необходимо просто двигаться мыслью от одного места к другому и «собирать» накрепко запечатленные в памяти идеи.

В средние века разнообразные системы приемов памяти создавались для того, чтобы облегчить запоминание религиозных истин. I Литературной вершиной среди систем памяти, сконструированных по модели мест и образов, безусловно, является творение Данте | Алигьери «Божественная комедия» (1307—1321). Продвигаясь под водительством Вергилия от периферии к центру девяти кругов ада, автор дает читателю крайне удобный для запоминания перечень грехов и устрашающие образы страдающих грешников.

Овладение искусством памяти приводило к поразительным результатам: так, по свидетельству современников, Сенека мог повто-рить две тысячи имен в том порядке, в котором они были названы; | Луций Сципион помнил имена всех жителей Рима; Кир знал по- J именно всех солдат своей армии; Митридат Понтийский владел языками всех 22 народов, проживавших в его владениях. Примеры феноменальной памяти встречаются и в наши дни. Гениальный',; шахматист Александр Алехин в 1933 г. в Чикаго провел одновремент | но 32 партии, не глядя на доску (т.е. удерживая в памяти все ходы!).

А.Р. Лурия описал в «Маленькой книжке о большой памяти» свои тридцатилетние наблюдения за уникальным «экспериментом природы» — феноменальной памятью С. Шерешевского. Исследощ вания Лурии не обнаружили границ памяти Шерешевского ни по объему (он мог запомнить и воспроизвести ряды из 30, 50, 70 и боя лее элементов), ни по прочности (вся информация сохранялась в неИ изменном виде и спустя десятки лет). Главной особенностью этого феномена оказалась предельная образность памяти. Запоминая что-либо, Шерешевский интуитивно прибегал к технологиям, котов рые много веков назад были разработаны в рамках искусства памяти. Так, однажды его попросили заучить первую строфу «Божественной комедии». Текст был на итальянском языке, которым ися пытуемый не владел: Nel mezzo del camin di nostra vita... («Земную жизнь, пройдя середины...»). Вот как Шерешевский решил эту за-' дачу: «Nel — я заплатил членские взносы, и там в коридоре была балерина Нельская; mezzo — это женский голос сопрано, я скрипач,

8.2. Память как высшая психическая функция....

поэтому я поставил рядом с ней скрипача, который играет на скрипке; рядом папиросы «Дели» — это del; рядом тут же ставлю камин (camin); di — это рука показывает на дверь; nos — это нос, человек попал носом в дверь и прищемил его; tra — он поднимает ногу через порог, там лежит ребенок — это vita». Однако такое чрезмерное развитие мнемических способностей неблагоприятно сказывалось на других психических функциях. Шерешевскому было очень трудно решать задачи, требующие абстрактного мышления, жизнь в целом и свое место в ней казались ему не совсем реальными. Он путался в созданных им же самим мире образов и не мог забыть то, что было раз запомнено.

К сожалению, в нашей жизни мы гораздо чаще сталкиваемся не с избыточностью памяти, а с ее дефицитом. Широкий спектр нарушений памяти получил название амнезий (от греч. а — отрицательная частица + mneme = память). По причине возникновения различают органические и аффектогенные амнезии. Органические амнезии являются результатом поражения мозга, а аффектогенные связаны с психологическими травмами. В этом случае пациент забывает как само травмирующее событие, так и то, что каким-либо образом с ним связано. По динамике течения различают стационарные (устойчивые), прогрессирующие и регрессирующие (с тенденцией к излечению) амнезии. По направленности — ретроградную и антероградную амнезии. Ретроградная амнезия проявляется в виде нарушения памяти на события, предшествующие травме, в то время как антероградная амнезия — это нарушение памяти на события, происходящие после начала заболевания. При поражении памяти и на отдаленные во времени, и на вновь свершающиеся события говорят об антероретроградной амнезии. В зависимости от того, какой именно процесс памяти страдает в первую очередь, различают фиксационную (нарушения запечатления) и анекфорцую (нарушения воспроизведения) амнезии.

8.2. Память как высшая психическая функция. Параллелограмм развития

В рамках культурно-исторического подхода процесс развития Памяти рассматривается как переход от непосредственной памяти, присущей животным, к произвольно регулируемым, опосредство-ванным знаками, специфически человеческим формам памяти (об °сновных принципах данного подхода см. гл. 2). Французский уче-

Глава 8. Познавательные процессы. Память

ный П. Жане (1859—1947), работы которого оказали значительное влияние на концепцию памяти Л.С. Выготского, писал: «Память представляется нам своеобразным действием, изобретенным людьми в ходе их исторического развития, а главное, — действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения». Согласно П. Жане, в социальном взаимодействии людей возникает новый тип феноменов памяти. Чтобы пояснить свою мысль, Жане приводит в пример племя дикарей, которые посылают часовых на охрану своего лагеря. Часовой значительно удален от лагеря, поэтому в тот момент, когда он видит врагов, первый его порыв — бежать в лес или немедленно вступить в бой с ненавистным противником, но вместо этого он старается незаметно вернуться в лагерь, чтобы сообщить об опасности. Получается, что часовой действует против своего непосредственного желания, преобразуя его в акт памяти я рассказ. Как вы видите, логика автора очень близка к рассуждениям А.Н. Леонтьева о социальной детерминации возникновения сознания (см. гл. 3). Следовательно, истинно человеческая память оказывается порожденной и преобразованной речью, представляя собой, по словам Жане, «производную форму речи».

Л.С. Выготский раскрывает проблематику социальности и опосредствования натуральной памяти, свойственной маленькому ребенку или примитивному человеку, более фундаментально. Доказывая, что превращение памяти из натуральной в высшую психическую функцию начинается тогда, когда человек переходит от использования своей памяти как физиологической способности к господству над ней посредством знаковых систем. Причем сначала используются уже готовые, имеющиеся в культуре знаки (так, мать, отправляя сына в магазин, дает ему листочек со списком необходимых покупок), а потом человек учится сам создавать для себя эффективные мнемические знаковые средства. «Вращивание» знака знаменует собой переход от внешнего развития памяти к внутреннему. При этом меняется и само строение памяти, и то, как человек ею пользуется.

Советский психолог П.П. Блонский предложил генетическую классификацию видов памяти, которая отражает путь развития памяти у ребенка. Генетически первичной является моторная память, которую можно зафиксировать уже у месячного младенца. Так, младенец, помещенный в позу кормления, начинает причмокивать губами даже в том случае, если на руки его взял мужчина. Наоборот, оказавшись в непосредственной близости от матери в непривычной позе, он не проявляет готовности к приему пищи. Здесь мы наблЮ' даем сочетательный рефлекс в моторной сфере, а значит, простей' шие явления памяти. Далее появляется аффективная (чувственная)

8.2. Память как высшая психическая функция. ...

память. На этой стадии развития основанием для формирования реакции служит эмоция. Можно обратиться к известному примеру выработки реакции страха на нейтральные или прежде привлекательные раздражители (кролик) у маленького Альберта в опытах Дж. Уотсона (см. 2.2.4). Следующая стадия — возникновение образной памяти, за которой следует высшая форма, свойственная взрослому — словесно-логическая память. Именно проблеме перехода от образной к словесно-логической памяти посвящена работа А.Н. Леонтьева «Развитие высших форм запоминания».

Исследование развития высших форм запоминания проводилось А.Н. Леонтьевым с использованием методики двойной стимуляции. Напомню, что в данной методике испытуемым предлагается два ряда стимулов. Запоминание одного ряда является прямой задачей (стимулы-объекты), в то время как второй ряд представляет собой так называемые стимулы-средства, с помощью которых и должно осуществляться запоминание. Детям разного возраста и подросткам предлагался список из 15 слов и набор карточек с картинками. Инструкция звучала так: «Когда я назову слово, посмотри в карточки, выбери и отложи такую карточку, которая поможет тебе позже припомнить слово». В контрольных сериях эксперимента карточки испытуемым не предоставляли. Результаты проведенного исследования в виде графика зависимости количества верно воспроизведенных слов от способа запоминания (с карточками или без) схематично приведены на рис. 56.

I ш

!8

 

- Без карточек

- С карточками!

дошк°ль«и«»

Взрослые

Рис. 56.Зависимость эффективности воспроизведения от способа запоминания, по А.Н. Леонтьеву, 1972

Глава 8. Познавательные процессы. Память

!

Если присмотреться к графику, то станет очевидно, что он похож на параллелограмм. Поэтому и принцип развития памяти, отраженный на нем, получил название «параллелограмма развития памяти». Его суть заключается в том, что начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств (в данном случае карточек) значительно превышает темп непосредственного запоминания, т.е. график, фиксирующий эффективность запоминания с карточками, имеет более крутую форму. Напротив, начиная со школьного возраста, повышение показателей внешне непосред- ' ственного запоминания идет быстрее, чем возрастание внешне опосредствованного. Обратим внимание на слово «внешнее». В том-то и дело, что для стороннего наблюдателя дело выглядит так, как будто взрослые пользуются карточками «все хуже и хуже». Но, по мысли Леонтьева, за внешним пренебрежением к карточкам (внешним средствам запоминания) на фоне все возрастающей эффективности запоминания стоит скрытый процесс «вращивания» внешне-^ го средства, превращения его во внутреннее, психологическое средство. Принцип «параллелограмма запоминания» представляет собой выражение того общего закона, что развитие высших знаковых форм памяти идет по линии превращения внешне опосредствованного запоминания в запоминание внутренне опосредствованное», Щ пишет А.Н. Леонтьев.

Таким образом, в ходе становления памяти как высшей психической функции и в онтогенезе, и в социогенезе память становится, во-первых, опосредствованной различными знаковыми системами (прежде всего речью), во-вторых, произвольной и сознательно регулируемой. Человек перестает подчиняться своей несовершенной памяти, а на-^ чинает управлять ею, организовывать процесс запоминания и воспо-: минания, структурировать запоминаемые содержания.

8.3. Эмоциональный, мотивационный и волевой компоненты мнемических процессов

Что мы лучше запоминаем? То, что заучили специально, или то, что случайно запечатлелось в нашей памяти? Почему мы не можем вспомнить факт или случай, которые, казалось бы, должны помнить? Какой материал лучше удерживается в памяти: тот, что связан с позитивным или с негативным опытом? Все ли забытое действительно утрачено? Так вкратце можно сформулировать вопросы,! на которые отвечает данный раздел главы.

8.3. Эмоциональный, мотивационный и волевой

компоненты...


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 790. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.044 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7