Студопедия — Новые ориентиры прогресса права и свободы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Новые ориентиры прогресса права и свободы






В контексте объективно-исторической возможности перехода от социализма к цивилизму все остальные варианты преобразова­ния реально сложившегося социализма неизбежно предстают как отклонения от вектора исторического прогресса и в этом смысле

344 ч Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государств

как исторически регрессивные, как обессмысливание историке ских усилий прошлого, неспособность воспользоваться их резуль татами и, оставаясь на острие истории, продолжать ее дальше, ело вом, — как выход из истории на пенсию и отдых.

Концепция цивилизма показывает, что социализм — не исто­рическая ошибка и не впустую затраченное время, что беспреце­дентные жертвы нескольких поколений наших предшественников и соотечественников не пропали даром, что при социализме впер­вые созданы предпосылки (в виде социалистической собственно­сти) для перехода к более высокой, более справедливой, более гу­манной ступени развития общечеловеческой цивилизации.

Реальный опыт социализма и объективно-исторически подго­товленные в результате социализма предпосылки для перехода к цивилизму свидетельствуют о том, что искомое на протяжении тысячелетий " фактическое равенство" не абсолютно, а относительно. Оно в действительности возможно лишь как момент " экономиче­ского равенства" — в экономико-правовой форме и в пределах индивидуализированной равной гражданской собственности как единого для всех минимума собственности, без ограничивающего максимума. И цивилизм, таким образом, тоже не конец историче­ского прогресса свободы и равенства, а лишь новая ступень в его развитии.

Для успешного преобразования социализма необходим " обще­ственный договор" о принципах, основаниях и условиях перехода от старого состояния к новому строю.

Для искомого общественного согласия необходим, как мини­мум, справедливый для всех принцип, а таковым может быть и является лишь один принцип — принцип равного права каждого на одинаковую для всех граждан долю во всей десоциализируемой собственности. Всякий, кто хочет от социалистической собственно­сти получить больше равной для всех гражданской собственности, тот по существу претендует на привилегии. Но неправомерные при-.обретения из общественного достояния вряд ли удастся легитими­ровать как настоящую собственность, не только записанную на бумаге, но и всерьез признанную обществом с социалистическим прошлым.

Идея гражданской собственности — главный вывод из всего предшествующего социализма. До и без социализма, априорно и умозрительно эту идею и такое направление развития истории не­возможно было бы и придумать.

Коммунистическое требование " фактического равенства" от­вергает ценности и достижения общецивилизационного процесса. Гражданская собственность — это наконец-то исторически найден* ная форма удовлетворения и вместе с тем одновременно преодоле ния этих разрушительных требований в категориях самой цивили зации, т. е. в форме права собственности. Цивилизация при это

1 От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 345 ^_1___——_————————————————————————————————_—

рется благодаря тому, что она обогащается новым формо-Рд3а3ованием свободы — неотчуждаемым правом каждого на ° Pжданскую собственность. Средствами десоциалистической ГР илизации это всемирно-историческое требование большего Ь енства, чем формально-правовое равенство, не разрешимо и не

одолимо.

Концепция цивилизма обладает регулятивным потенциалом и яля капитализма. Это регулятивно-ориентирующее значение идеи иивилизма (в качестве нового категорического императива1) мож­но в общем виде сформулировать так: от капитализма к цивилиз-минуя социализм. Более конкретно это означает: каждому — неотчуждаемое право на гражданскую (цивилитарную) собствен­ность.

Концепция постсоциалистического цивилизма уже содержит адекватный правовой ответ коммунистическим требованиям масс. Этим ответом может (и объективно будет вынуждено) воспользо­ваться и капиталистическое общество, чтобы избежать мук реаль­ного социализма. Но для этого сложившихся социальных услуг бед­ным и так называемого " шведского социализма" в пользу несобст­венников окажется мало: необходимо будет каждого наделить не­отчуждаемым правом на достаточный минимум собственности на средства производства, т. е. на персонально определенную равную долю в рамках общей собственности всех. Понятно, что размер это­го минимума и самой общей собственности всех граждан будет за­висеть от соотношения сил, претензий и интересов в соответст­вующем обществе, степени его богатства, уровня жизни населения и целого ряда иных факторов, которые в своей совокупности опре­делят конкретное содержание соответствующего " общественного договора" о гражданской собственности. Но это уже, как говорит­ся, их трудности, проблемы для самого капитализма: как и каким конкретно способом может быть в условиях буржуазного общества создана такая общая собственность, на базе которой можно было бы сделать каждого владельцем равной гражданской собственно­сти, найти свой путь к послекапиталистическому цивилизму, ос­тавить тем самым социализм позади себя, избавиться от порож­дающих и сопровождающих его проблем и т. д.

При всех различиях между ними постсоциалистический циви­лизм и посткапиталистический цивилизм обладают принципиаль­ным единством и типологической общностью благодаря их единой основе — неотчуждаемому праву каждого на гражданскую собст-

У Канта, чье понятие мы здесь используем, отсутствует, разумеется, идея равной Т*»кданской собственности, появление которой исторически и логически возможно ^" шь после социализма. Это, кстати говоря, очень хорошо демонстрирует апосте-»чоризм реального содержания максим его категорического императива, ограни-иного социально-историческими границами формально-правового равенства и Частной собственности.

346 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

венность. Лишь на такой принципиально новой основе может быть преодолен и снят антагонизм между коммунизмом и капитализмом. Коммунизм и капитализм могут встретиться и примириться лишь на базе цивилизма, т. е. на почве и в условиях будущего принципи­ально нового (" третьего") строя. Концепция цивилизма тем самым демонстрирует ошибочность и иллюзорность представлений о конвергенции между капитализмом и социализмом. Речь на са­мом деле должна идти не о конвергенции капитализма и социализ­ма, а о преодолении и социализма, и капитализма, о переходе и от социализма, и от капитализма к цивилизму.

В контексте исторического прогресса свободы можно уверенно сказать, что порожденный и подкрепленный реальной историей социализма категорический императив о неотчуждаемом праве ка­ждого на общеобязательный минимум гражданской собственности преодолеет сопротивление сложившихся отношений в сфере собст­венности и подчинит их своему регулятивному воздействию. В ис­торических масштабах вектор развития общественной практики совпадает с направлением и ориентирами прогресса идей.

Идея цивилизма как новой ступени исторического развития демонстрирует, что новое в истории (как и вообще новое) — это, вопреки поговорке, не хорошо забытое старое, а до поры, до време­ни отсутствующее, невидимое и неизвестное очередное будущее. Его нельзя придумать или сконструировать лишь из материала прошлого и настоящего, потому что главное и конституирующее в этом будущем, т. е. собственно новое, всегда находится за предела­ми видимости всех прежних представлений о будущем. Можно ска­зать, что историческое пространство, как и пространство физи­ческое, искривлено и увидеть, что нового за предстоящим боль­шим историческим поворотом, можно лишь после того, как такой поворот уже реально исторически подготовлен и возможен. И на поверку оказывается, что говорящие о " конце истории" по сущест- I ву признают, что для них действительно предстоящее будущее еще не видимо, не знаемо, не известно.

Применительно к философско-историческим концепциям Ге-1 геля и Маркса можно сказать, что вне поля их видения и теорети­ческого осмысления неизбежно оказалась открывшаяся лишь по­сле реального социализма (радикального антикапитализма, после-капиталистического строя без свободы, права и собственности) объ- i ективно-историческая возможность формирования неотчуждаемо-1 го права каждого на равную цивильную собственность и в целом! движения к цивилизму как более высокой ступени в прогрессе сво­боды и права.

Наш интерес (под углом зрения цивилизма) к подходам Гегеля и Маркса вызван тем, что именно их позиции до сих пор остаются двумя наиболее развитыми и вместе с тем типологически ради­кально противоположными трактовками капитализма и посткапи-

Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 347

тализма (как коммунизма) с точки зрения диалектики социально-исторического прогресса во всемирной истории. При этом, конечно, речь идет не о гносеологическом или моральном упреке в адрес Гегеля или Маркса как идеологов соответственно капитализма и коммунизма, а прежде всего о неизбежной объективно-историче­ской ограниченности их представлений о путях последующего ис­торического развития, о будущности права, свободы, собственности и т. д.

Каждая концепция по-своему абсолютизировала относитель­ное, выдавая конец видимого отрезка истории за конец истории вообще. Такой видимой частью истории для гегелевской концепции является капитализм, для марксизма — антикапитализм. И каж­дая из этих концепций трактовала невидимую ей часть истории как простое и прямое продолжение (до дурной бесконечности — до " конца истории") видимой части истории. Отсюда и неизбежное ис­торическое мифотворчество о неизвестном будущем, находящемся за невидимым грядущим очередным большим поворотом истории.

Современная перепроверка — с позиций концепции цивилиз­ма — прошлых представлений об историческом прогрессе свободы и права позволяет выявить в них верное и познавательно ценное от исторически обусловленных иллюзий, искажений, недоразуме­ний (а всякий миф в своей основе — это в буквальном смысле не-до-разумение, т. е. еще адекватно не понятое, пока что не дос­тупное разуму).

Так, с точки зрения концепции цивилизма очевидна мифоло-гичность представлений о капитализме как вершине и конце про­гресса свободы, права, собственности и т. д. Но вместе с тем в этих представлениях (особенно глубоко и ярко — у Гегеля) присутству­ет та верная мысль, что свобода, собственность и т. д. возможны лишь в правовой форме, что исторический прогресс — это по сути правовой прогресс и что, следовательно, выход за границы капита­лизма, его отрицание — это одновременно отрицание права, свобо­ды, собственности вообще. Реальный (антикапиталистический) со­циализм XX в. выразительно подтвердил это.

Мифом оказалось и представление о том, будто отрицание ка­питализма (частной собственности, правового равенства и т. д.) ос­вобождает людей, дает им большее, " фактическое равенство", ве­дет к полному коммунизму и т. п. Но многие критические положе­ния этого подхода (критика недостатков частной собственности, указание на ограниченный характер формально-правового равен­ства и т. д.) по существу верны, хотя и искажены коммунистиче­ской мотивацией, критериями и ориентирами этой критики. Реаль­но-историческим подтверждением основательности этой критики является фактическая ликвидация капитализма в XX в. в целом ряде стран в духе именно марксистско-пролетарского антикапи­тализма.

348 Раздел IV. Проблемы постсоциалистического права и государства

Хотя этот антикапитализм (в реальной истории — социализм) не привел к прогнозированному " полному коммунизму", однако его всемирно-историческое место в качестве переходного периода ме­жду капитализмом и цивилизмом не менее значимо, чем доктри-нально предсказанного коммунизма. С точки зрения прогресса сво­боды и права смысл социализма — в подготовке необходимых ус­ловий для перехода к цивилизму.

В контексте изложенной диалектики исторического прогресса свободы и права (от капитализма — через социализм — к циви­лизму) можно сказать, что с исторических и теоретических пози­ций и Гегеля, и Маркса (да и вообще — до современного кризиса социализма) цивилизм не только не виден, но и вообще не вообра­зим, поскольку его тогда и за потенциальным историческим гори­зонтом мысли и реалий еще не было. Ограниченная позитивная диалектика Гегеля в действительности упирается в капитализм, радикальная негативная диалектика Маркса завершается антика­питализмом. Концепция цивилизма продолжает диалектику исторического прогресса, преодолевая ограниченность гегелевской и негативизм Марксовой версий диалектики исторического раз­вития.

Если даже реальный социализм XX в. упустит объективную возможность для перехода к цивилизму, то это вовсе не будет оз­начать ни потери самой идеи цивилизма (и ее автономного регуля­тивного воздействия — и без прямой практической ее реализации в концептуально " чистом" виде), ни уже навсегда открывшегося пути к нему. Без перехода к цивилизму ни коммунистическую идео­логию, ни новые попытки ее реализации преодолеть невозможно.

Без признания правового института гражданской собственно­сти любая индивидуальная собственность будет по своей природе частной собственностью со всеми присущими ей антагонизмами, а там, где есть частная собственность, там неизбежна и борьба про­тив нее, там естественно возникает и коммунистическая идея — бессмертная идеология несобственников.

Кровавый путь от капитализма к социализму был проделан при попутном ветре истории, усиленном чарами притягательного мифа о всеобщем земном рае. Проект возвращения от социализма к капитализму лишен не только подобных сверхмотивации, абсо­лютно необходимых для любого большого исторического дела, но и той справедливости и соответствующей массовой поддержки, ко­торые необходимы для достижения социального согласия в обще­стве с социалистическим прошлым. Сделать бывшее небывшим не могли даже олимпийские боги. Тем более что " бывшее" (в нашем случае социализм), как показывает концепция цивилизма, облада­ет потенциалом, необходимым и достаточным для достижения ис­торически более высокой ступени свободы, равенства, права и спра­ведливости.

Глава 1. От социализма к цивилизму. Концепция цивилитарного права 349







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 574. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия