Демокрит
Представление о законе и государстве как искусственном результате причинно-обусловленного, естественного (небожественного) развития человеческого общества впервые высказывается и развернуто обосновывается в учении философа-атомиста Демокрита (ок. 470—366 гг. до н. э.)1. Будучи результатом естественного развития, общество, полис и его законы вместе с тем, согласно Демокриту, представляют собой искусственные, человеческие образования. Они не даны в готовом виде самой природой, но образованы людьми в процессе их эволюции от стадности к цивилизованной жизни. Соотношение естественного и искусственного — это соотношение того, что существует " по правде" (т. е. по природе, в истинной действительности), и того, что существует лишь согласно " общему мнению". Соответствие природе Демокрит расценивает как критерий справедливости в этике, политике, законодательстве. " То, что считается справедливым, — замечает Демокрит, — не есть справедливое; несправедливо же то, что противно природе" 2. Это по сути своей естественноправовое положение Демокрита скептически и критически направлено не вообще против справедливости, но лишь против неистинных представлений о справедливости, против того, что " считается" справедливым со стороны " темного" познания и непросвещенного " общего мнения". Отсюда и характерные для позиции Демокрита критические суждения о практически существующих государственных порядках и наличном законодательстве, соответствующих " общему мнению" и расходящихся с требованиями природной правды. " Предписания законов, — говорит Демокрит, — искусственны. По приро- Русский перевод сохранившихся фрагментов Демокрита см.: Лурье С.Я. Демокрит. Л. С. 187—382; Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 53—178. Материалисты Древней Греции. С. 152. Раздел V. История философии права и современность де же существуют атомы и пустота" 1. В этом же контексте противопоставления естественного и искусственного Демокрит утверждает, что " законы — дурное изобретение", поэтому " мудрец не должен повиноваться законам, а жить свободно" 2. Здесь под " свободой" имеется в виду жизнь " по правде", независимость от " общего мнения" и продиктованных им условных и искусственных предписаний. Во имя " общего блага" необходимо сурово наказывать за нарушение справедливости. " Должно, — подчеркивал Демокрит, — во что бы то ни стало убивать все, что приносит вред и попирает справедливость. Тот, кто это делает, сохраняет при всяком государственном строе спокойствие духа, право, мужество и имущество скорее, чем тот, кто этого не делает" 3. Большое влияние на последующую естественноправовую мысль оказала демокритовская разработка проблем различения " естественного" и " искусственного", " истины" и " общего мнения", природной справедливости и закона. Эта естественноправовая проблематика оказывается в дальнейшем в центре внимания софистов, Со- j крата, Платона и Аристотеля, Эпикура, римских авторов. При всем несходстве подходов названных мыслителей к данной теме все они в своих попытках объяснить происхождение и смысл полисных законов прибегали к той или иной версии различения " естественного" и " искусственного", " естественного" права (справедливости) и * человеческого (" искусственного") закона.
|