Студопедия — Неокантианские концепции философии права
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Неокантианские концепции философии права






Заметный вклад в формирование и развитие неокантианской философии права внес немецкий юрист Р. Штаммлер (1856—1938). В русле кантовских положений о соотношении должного и сущего, формального и фактического Штаммлер отстаивал логический при­мат права по отношению к социальным реалиям и подчеркивал, что " закономерность социальной жизни людей есть закономерность юридической формы ее" 4.

При этом под закономерностями и целями социальной жизни и общественного развития Штаммлер как кантианец имел в виду априорные идеи разума, включая и априорные формы права и пра-вового долженствования. " Частные наблюдения над правом, — под­черкивал Штаммлер, — зависят от общих понятий права, а не на­оборот. Понятие права, напротив того, совершенно независимо от того или иного социального приложения его в сфере конкретного опыта" 6.

С этих позиций он критиковал марксистское учение об опре­деляющей роли экономических отношений и вторичном (надстро-

1 Ibid, р. 391.

2 Ibid, p. 503.

3 См.: Dworkin R. Taking rights seriously. London, 1977. Idem. Law's empire. London,

1986.

* Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания

истории. СПб., 1899. С. 169.

5 Там же. С. 12.

Раздел V. История философии права и современность

ечном) характере права и утверждал, что общественная жизнь обу­словливается правовым регулированием. " Право, — писал он, — может быть признано окончательной инстанцией, несущей ответст­венность за социальное хозяйство, потому что оно образует в каче­стве регулирующей формы социальной жизни обусловливающую основу всех возможных социальных явлений" 1.

Под правом (в его различении и соотношении с законом) Штаммлер имеет в виду " естественное право с меняющимся со­держанием". Поскольку речь идет об априорном понятии есте­ственного права, то и его " меняющееся содержание" — это фор­мальные характеристики права (априорные целеполагания ра­зума), а не некое фактическое (социальное) содержание. В кон­тексте штаммлеровского учения эта сформулированная им кон­цепция " естественного права с меняющимся содержанием" оз­начала, что именно право и его изменения определяют развитие общества, а не наоборот.

Данная концепция (не всегда, правда, в ее собственно штамм-леровском понимании) сыграла значительную роль в процессе " воз­рождения" естественного права и обновления естественноправовых исследований в XX в. Заметное влияние на последующую фило-софско-правовую мысль оказала и штаммлеровская разработка понятия " правильное право" 2, которое он использовал в своей кри­тике позитивистского правопонимания.

Видным представителем неокантианской философии права был и другой немецкий юрист Г. Радбрух. Право (в его различе­нии и соотношении с законом) у него представлено в понятиях " идея права", " надзаконное право", а не посредством понятия " естественное право", как у некоторых других кантианцев. Но его философско-правовая критика юридического позитивизма и настойчивые призывы к восстановлению в юриспруденции " идеи права" и концепций " надзаконного права" существенно содейст­вовали послевоенному " ренессансу" естественного права в За­падной Европе.

В этом плане особую роль сыграла работа Радбруха " Законное неправо и надзаконное право" (1946), которая вызвала широкую дискуссию в ФРГ и ряде других стран, способствовала консолида-' ции идей и усилий всех тогдашних противников юридического по­зитивизма и дала заметный толчок активизации естественноправо­вых и философско-правовых исследований.

Юридический позитивизм, подчеркивал Радбрух в этой своей работе, ответствен за извращение права при национал-социализме, так как он " своим убеждением " закон есть закон" обезоружил не­мецких юристов перед лицом законов с произвольным и преступ-

1 Там же. С. 281.

2 Stammler R Die Lehre von dem richtigen Rechte. Berlin, 1902 (2. Aufl., 1926).

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 569

ньш содержанием" 1. Трактовка юридическим позитивизмом власти как центрального критерия действительности права означала го­товность юристов к слепому послушанию в отношении всех законо­дательно оформленных установлений власти. Правовая наука тем самым капитулировала перед фактичностью любой, в том числе и тоталитарной, власти.

Такому подходу Радбрух противопоставляет неокантианскую трактовку справедливости как содержательного элемента идеи права и сущности понятия права. При этом у Радбруха речь шла не о материальном, а о формальном принципе справедливости, смысл которого раскрывался им через принцип равенства. " Так как спра­ведливость, — писал Радбрух, — указывает нам именно на то, что­бы обходиться так: " равное равно, неравное неравно", но ничего не говорит нам о точке зрения, по которой ее следует охарактеризо­вать как равное или неравное, она определяет лишь отношение, но не способ обхождения" 2.

Такое понимание справедливости и равенства, лежащее в ос-" нове правопонимания Радбруха, и определяет в его подходе отли­чие права от " законного неправа". " Установление, — пишет он, — которому не присуща воля к тому, чтобы обходиться так: " равное равно, неравное неравно", может быть позитивным, может быть целесообразным, даже необходимым и поэтому также и абсолютно законно признанным, но ему должно быть отказано в имени право, так как право есть лишь то, что по меньшей мере имеет своей це­лью служить справедливости" 3.

Таким образом, у Радбруха различение права и закона прово­дится и трактуется с рационалистическо-философских (в духе нео­кантианства), а не с юснатуралистических позиций: в концепции Радбруха право (в его различении с законом) — это " идея права", а не " естественное право". '

Позитивное право, расходящееся со справедливостью (т. е. d содержательным элементом " идеи права"), не является действи­тельным правом, поэтому ему, согласно Радбруху, надо отказать в послушании. " Если законы, — отмечает он, — сознательно отрица-* ют волю к справедливости, например, произвольно отказываются от гарантий прав человека, то такие законы не имеют действия; народ не обязан к послушанию им, и юристам тоже надо найти мужество отрицать их правовой характер" 4.

Для " обновления права" и возрождения юридической науки, подчеркивал Радбрух, необходимо вернуться к идее надзаконного

1 Radbruch G. Gesetzliches Unrecht und ьbergesetzliches Recht (1946) // Radbruch G." Rechtsphilosophie. Heidelberg, 1983, S. 352.

2 Zit. nach: Luf G. Zur Verantwortlichkeit des Rechtspositivismus fьr " gesetzliche^ Unrecht" // Nationalsozialismus und Recht. Wien, 1990, S. 22.

3 Ibid.

* Radbruch G. Rechtsphilosopie, S. 336. Ј

Раздел V. История философии права и современность

(надзаконодательного) права. " Юридическая наука, — писал он в работе " Обновление права", — должна вновь вспомнить о тысяче­летней мудрости античности, христианского средневековья и эпохи Просвещения, о том, что есть более высокое право, чем закон, — J естественное право, божественное право, разумное право, короче говоря, надзаконное право, согласно которому неправо остается неправом, даже если его отлить в форму закона" 1.

Эта идея " надзаконного права" как отрицание юридического позитивизма для многих была идентична признанию естественного права и существенно содействовала расширению круга сторонни­ков его " возрождения".

Однако сам Радбрух, как мы видели, трактовал " надзаконное право", хотя и антипозитивистски, но в русле неокантианской фи­лософии права, а не с позиций юснатурализма. Также и " природа вещей" трактовалась им (в отличие от юснатуралистов) не как бы­тие или содержательное выражение естественного права, а как чисто мыслительная юридическая форма.

Такой подход характерен и для многих других представите­лей неокантианской философии права (в их числе — К. Кюль, И. Лоб, А. Оллеро, О. Хёффе, Э. Цахер и др.)2. Все то, что для юсна­туралистов является объективно данным естественным правом (включая правовое значение естественного права, природы вещей, бытия человека и т. д.), для неокантианства — это лишь формаль­но-правовые конструкции в духе трансцендентальной и априорной идеи права, которая весьма далека от понятия естественного права. " Подлинная философия права, — замечает испанский неокантиа­нец А. Оллеро, — пребывает в вечном поиске формального право­вого принципа" 3.

Наполнение этих априорных формальных конструкций из­менчивым содержанием " культурных ценностей" (определенным смыслом справедливости, свободы, основных прав человека, пра­вового государства и т. д.) осуществляется постижением правово­го долженствования для соответствующей социально-исторической ситуации. Постигая требования этого трансцендентального право­вого долженствования применительно к изменяющимся историче­ским условиям, философия права тем самым, согласно Неоканти­анским представлениям о соотношении идеи права и позитивного права, формулирует для юриспруденции, законодателя и право-применительной сферы (и прежде всего — правосудия) разумные ориентиры и образцы для позитивно-правовых установлений и решений.

1 Zit. nach: Lu/ G. Zur Verantwortlichkeit des Rechtspositivismus fьr " gesetzliches Unrecht", S.25.

2 См. подробнее: Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М-, 1988. С. 61—70. Взгляды русских неокантианцев освещены в гл. 5 разд. IV. 3 См. там же. С. 65.

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

В русле идей Канта и кантианцев (Штаммлера и др.) развива­ет свою философско-правовую концепцию профессор юридическо­го факультета Франкфуртского университета В. Науке. " Филосо­фия права, — подчеркивает он, — хочет развить учение о правиль­ном праве, учение о справедливости. Это сложное дело. От успеха этого дела зависит каждый в своей повседневной жизни" 1. Разли­чая " правильное право" и позитивное право, он под " правильным правом" имеет в виду " разумное право", " справедливое право" 2. " Проблема правильного права, — пишет он, — предмет философии права. Философия права — учение о правильном праве" 3.

В своей трактовке смысла " правильного права" Науке апелли­рует к истории философии права и опирается на предшествующие концепции различения права и закона (позитивного права), особен­но на метафизическое учение о праве Канта и философско-право-вые идеи неокантианцев (само философско-правовое понятие " пра­вильное право" он берет у Штаммлера).

Позитивное право, подчеркивает Науке, следует рассматривать юридико-догматическими средствами и методами, " правильное пра­во" — философско-правовыми. Философско-правовое изучение и обоснование права должно быть научным. Философия права должна опираться на знание истории философии права и действующего по­зитивного права. Не ограничиваясь лишь общими вопросами права, философско-правовое исследование должно быть ориентировано на рассмотрение актуальных проблем позитивного права.

Между философией права, с одной стороны, теорией права, со­циологией права и политикой права (правовая политика), с другой, есть конкуренция и идет борьба за сферы влияния. " Во всяком слу­чае, — пишет Науке, — чем сильнее сомнения в возможностях фи­лософии права в качестве учения о правильном праве, тем сильнее становятся политика права, социология права и теория права" 4.

Философия права (или метафизика права, как она складыва­лась исторически), замечает Науке, изначально стремилась к охва­ту и постижению всех правовых явлений. Новое время (особенно Кант) показало, что метафизика (философия) права может быть удовлетворена при условии, если человеческое достоинство и сво­бода признаются и гарантируются в качестве абсолютных масшта­бов справедливости (" справедливого права"). В этом и состоят ос­новные проблемы философии права.

Прежняя философия права, подчеркивает Науке, верно опре­делила проблему, и этого подхода следует придерживаться и сего~ дня. Смысл такого подхода состоит в следующем. Есть определен-

' Naucfce W. Rechtsphilosophische Grundbegriffe. Frankfurt a. Main, 1982, S. 5. Ibid., S. 16

3 Ibid., S. 17.

4 Ibid., S. 20.

Раздел V. История философии права и современность

нал, достаточно узкая сфера, которая выражается понятиями за­щита жизни, достоинства и свободы человека против насилия и коварства. Здесь должно быть подлинное (действительное) право, четкое отличие права от неправа, здесь должна быть справедли­вость. " Это, — пишет Науке, — сфера философии права. И такая философия права предполагает пессимистическую социальную ан­тропологию (жизнь, достоинство, свобода находятся под постоян­ной угрозой со стороны других людей) и доверие к тому, что мета­физика права (нападения на жизнь, достоинство, свободу неправо­мерны) должна быть основана" 1.

Все остальное, находящееся вне этой сферы философии пра­ва, можно как " область не необходимых потребностей", согласно Науке, " оставить политике, интересам, власти и ее мягкой совре­менной форме (консенсус)" 2. Правила данной области отношений тоже можно называть " правом", но это будет злоупотреблением, поскольку подобные правила являются " правовыми правилами лишь в нетехническом смысле": " эти правила содержат лишь закреплен­ную информацию о властных отношениях, но не информацию о справедливом праве" 3.

В целом философско-правовые концепции неокантианцев вне­сли существенный вклад в развитие правовой мысли XX в.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 811. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия