Студопедия — Бердяев H.A. О назначении человека. С. 174
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Бердяев H.A. О назначении человека. С. 174






Раздел V. История философии права и современность

шие расхождения внутри позитивистских (и неопозитивистских) учений о праве, не столь значимы с точки зрения принципиального противостояния этих двух противоположных типов правопонимания, борьба между которыми в XX в. заметно усилилась и приобрела особую актуальность в связи с антиправовой идеологией и практи­кой тоталитаризма (фашизма, национал-социализма, большевизма).

В целом духовная ситуация и социально-политические реалии в XX в. (революции, мировые войны, раскол мира на два враждеб­ных лагеря, взлет и крах тоталитаризма, борьба человечества за выживание, поиски всеобщего мира и мирового правопорядка, фор­мирование мирового сообщества народов и государств, признающе­го права и свободы человека в качестве высших ценностей, импе­ративов и критериев современной цивилизации) продемонстриро­вали как хрупкость человеческих достижений в области права и правовой культуры, так и неодолимую силу идей правового равен­ства, свободы и справедливости.

Характерная для XX в. идеологическая и практическая ради-кализация противоположностей " право — неправо (антиправовой, правонарушающий закон)", " свобода — произвол", " человек — власть", " личность — коллектив", " индивид — государство" и т. д. существенно содействовала актуализации идей, целей и ценностей юридического типа правопонимания, возрождению и ренессансу ес­тественного права, формированию и развитию философско-правово-вых концепций либерально-демократического характера.

В XX в., как и раньше, философия права (и в целом научное юридическое правопонимание) развивалась и продолжает развиваться усилиями философов и юристов. Но постепенно центр тяжести в философско-правовых исследованиях перемещается в XX в. в сфе­ру юридической науки, где философия права утверждается и при­знается в качестве самостоятельной юридической науки (и соот­ветственно — отдельной дисциплины в юридическом образовании и университетских курсах), наряду с общей теорией права, социо­логией права и т. д. В рамках же самой философии философия права такого статуса не приобрела.

Характерно в этой связи, что на философских факультетах (по преимуществу — в университетах Западной Европы) лекции по философии права читаются, как правило, по соответствующим юри­дическим курсам и зачастую — юристами.

Показательно и то, что основные концепции естественного права и философии права в XX в. (в частности, концепции " возрожденно­го" естественного права, " природы вещей", неогегельянства, нео­кантианства, экзистенциализма, онтологической философии права и т. д.), которые будут освещены в последующих параграфах дан­ной главы, разрабатывались представителями юридической науки.

Эта тенденция заметно усиливается во второй половине XX в. Правда, авторы соответствующих философско-правовых концеп-

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

ций юридического профиля значительно расходятся между собой в понимании предмета, целей и задач философии права в рамках юриспруденции, в своих методологических подходах к праву, в своих философских трактовках соотношения права и закона, оценках по­зитивного права и т. д. -,

Так, согласно подходу известного австрийского юриста А. Фер-s дросса1, задача философии права как юридической дисциплины состоит в том, чтобы, не ограничиваясь теорией позитивного пра-ь ва, дать нравственно-духовное обоснование обязательности позим тивного права, что не в состоянии сделать юридический позити-s визм, в том числе и кельзеновский нормативизм с помощью " ос­новной нормы". При этом он подчеркивает необходимость увязки философско-юридического анализа с общей эволюцией философ­ской мысли. В таком общефилософском контексте он выделяет и освещает четыре основных этапа в развитии философии права — философию права античности, христианства, нового времени и современности.

Свои собственные философские представления о праве он раз­вивает в русле " онтологически-телеологического учения о естест­венном праве" 2. С данных позиций он критикует традиционную юриспруденцию за изоляцию права от других социальных явлений (морали, нравственности) и его трактовку как порядка " в самом себе", за сведение права к " системе норм с угрозой принуждения" и невнимание к проблемам сущности и ценности права.

Философию права как фундаментальную юридическую науку трактует В. Кубеш3. Предмет философии права определяется им как нормативная идея права, в которой заключен диалектический синтез идей справедливости, свободы человека, безопасности и це­лесообразности. Философия права, согласно Кубешу, должна зани­маться как общефилософскими проблемами, так и собственно юри­дическими (вместе с юридической догматикой, социологией права, психологией права и правовой политикой). Основные задачи фило­софии права, полагает он, состоят в исследовании мира права, в раскрытии его сущности, в определении значимости фундаменталь­ных знаний о праве для отдельных юридических дисциплин, в соз­дании научного правового мировоззрения4.

Несколько другой круг общих проблем права стоят в центре философско-правовой концепции немецкого юриста А. Кауфмана5. Речь у него идет прежде всего о таких проблемах, как человек в

1 Verdross A. Abendlandische Rechtsphilosophie. Ihre Grundlagen und Hauptprobleme in geschichtlichen Schau. 2 Aufl. Wien, 1963.

2 Ibid., S. 296.

3 См.: Kubes V. Grundfragen der Philosophie des Rechts. Wien, New York, 1977., < s

' Ibid., S. 2—3. '»

См.: Kaufmann A. Rechtsphilosophie im Wandel: Stationen eines Weges. Frankfurt

a. Main, 1972.,.., -,.'

Раздел V. История философии права и современность

праве, право как мера власти, соотношение естественного права и правового позитивизма, права и нравственности, преодоление пра­вового релятивизма, природа правового государства, судейского государства, государства закона и т. д. Философия права, утвер­ждает он, призвана исследовать " природу вещей" и онтологиче­скую структуру права, глубинный смысл вины и наказания за вину, смысл права как сопротивления несправедливости. В целом совре­менная философия права, по Кауфману, должна разрабатываться как " правовая философия надежды" 1.

Тремя основными вопросами философии права, по мнению немецкого правоведа Г. Коинга, являются принципы справедливо­сти, сущность позитивного права и специфика юридической мыс­ли2. В рамках философии права рассмотрение юридических про­блем должно быть, согласно Коингу, увязано с исследованием об­щих проблем философии, с пониманием права как важной состав­ной части общечеловеческой культуры, с постижением нравствен­ных основ и этической значимости права3.

Как науку о правовых ценностях и антиценностях разраба­тывает философию права другой немецкий юрист К. Бринкман4. В качестве высшей ценности у него выступает справедливость, лишь в соотнесенности с которой только и можно определить правовые ценности и антиценности и соответственно — правовой порядок и неправовой порядок. При этом он различает постигаемые через веру нормы справедливости метафизического типа, восходящие к Богу как абсолютному началу, и нормы справедливости рациональ­ного типа. В целом предметная сфера философии права, согласно концепции Бринкмана, включает в себя такие необходимые момен­ты, как справедливость, общий порядок (с его составными частями в виде правового порядка и неправового порядка) и абсолютное начало.

Философию права, подчеркивает Бринкман, необходимо раз­вивать как самостоятельную юридическую дисциплину, отлич­ную от общей теории права и социологии права, которые склонны к позитивистскому оправданию действующего права, поскольку они не задаются вопросом о должном и справедливом праве.

Философию права как отрасль юридической науки и основу права трактует Г. Хенкель. " Задача философии права, — пишет он, — это всеобщее рассмотрение права, обоснование его содержа­ния, с тем, чтобы на такой основе определить, что связывает между собой все отдельные феномены права" 6.

1 Ibid., S. 41.

2 См.: Going H. Grundzьge der Rechtsphilosophie. Berlin, 1969, S.l, 87 und ff.

3 Ibid., S. 3, 127, 159, 173 f.

4 См.: Brinkmann K. Lehrbuch der Rechtsphilosophie. Bonn, 1975.

5 См.: Henekel H. Einfьhrung in die Rechtsphilosophie: Grundlagen des Rechts. Mьnchen, 1964, S. 51.

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

Философия права, по его мнению, должна быть фундаментом для процесса создания позитивного права как установления " обще­го духа общества" 1 и для науки о позитивном праве. Лежащая в основе его концепции идея права раскрывается им через понятия справедливость, целесообразность и правовая безопасность. В каче­стве основной ценности права выступает общее благо. Понимая право как меру власти, Хенкель видит в позитивном праве правовую власть. С этих позиций он исследует законотворчество, соотношение права, государства и социальных структур, социальную цель права.

Вместе с тем Хенкель подчеркивает необходимость разработ­ки философии права и как отрасли общей философии (наряду с философией природы, философией истории, философией религии).

Французский профессор права Г.А, Шварц-Либерман фон Ва-лендорф видит основное назначение философии права в ценност­ном подходе (оценке) к позитивному праву, поскольку " филосо­фия, по сути своей, и есть установление иерархии ценностей по отношению к окружающему нас миру" 2. Без такой философско-пра-вовой оценки позитивных норм, подчеркивает он, мы станем их рабами. При этом он резонно замечает, что тот, кто отказывается от философского обоснования права и юридического порядка, на деле бессознательно руководствуется своей " личной", доморощенной " философией", блуждая в потемках правовой дисгармонии.

Само право характеризуется Валендорфом как " логика ценно­стей", а законы (" абстрактные нормы права") как " довольно хрупкий результат более или менее ясного интерсубъективного соглашения между членами данного общества" 3. Для достижения такого резуль­тата (и утверждения законности) необходимо движение к трансцен­дентному (к реальности Бога) — преодоление существующего в про­движении к " новым небесам и новой земле", что только и может придать гармонию разобщенному миру и утвердить " логику нравст­венного универсума" 4. Правосудие — это, согласно Валендорфу, и есть то " место, где происходит встреча реальности и разума" 5.

В рамках своего нравственно-ценностного правопонимания Валендорф говорит о единстве права и морали, об их взаимном дополнении друг друга. Отмечая необходимое значение правовых санкций, он вместе с тем подчеркивает, что юридический порядок, • основанный на насилии, — это " карикатура на право", поскольку подлинный правопорядок основывается " не на силе, а на разуме и сознательности" 6.

1 Ibid., S. 29.

2 Schwarz-ЫеЪегтапп von Wahlendorf H.A. Elements d'une introduction a la philo-sophie du droit. Paris, 1976, p. 9.

3 Ibid., p. 26.;;

4 Ibid., p. 26—27. • i д

5 Ibid n 40

6 ibid! p. 46, 47...„••%: „

19—160

Раздел V. История философии права и современность

" Три кардинальных свойства права" 1, согласно Валендорфу, — это равенство, равновесие и последовательность (отсутствие про­тиворечий). Благодаря этим своим свойствам право обеспечивает мир и единство. Мир — это безопасность, опирающаяся на пра­восудие, и там, где будет совершенное правосудие, там будет и совершенный мир. Правосудие и равенство (в общем смысле) — синонимы. Но Валендорф (в духе аристотелевского различе­ния общей нормы закона и " правды" для данного конкретного случая применения этой общей нормы) подчеркивает необходи­мость учета индивидуальных обстоятельств каждого примене­ния правосудием общего принципа равенства (и надлежащей корректировки общеобязательных норм) для принятия справед­ливого решения и сохранения равновесия в обществе. Такое ра­венство (конкретизируемое к каждому случаю — с позиций и при соблюдении общего смысла данного принципа) Валендорф характеризует как правомерное средство внесения в действую­щее право (общеобязательные нормы) надпозитивного правово­го начала — " измерения", превосходящего " позитивное право" 2. Согласно такому надпозитивно-правовому " измерению" неспра­ведливое правосудие лишается своих правомочий, своей право­вой значимости и силы.

Подобное понимание равенства и правосудия, созвучное, по мнению Валендорфа, теории common law, содействует принятию " доктринально более гармоничных решений" 3, чем это имеет место в системах кодифицированного права с их юридико-позитивист-ской абсолютизацией общеобязательных норм позитивного права.

В контексте истории философии права освещает основные проблемы философии права профессор юридического факультета Венского университета Г. Луф4. В качестве основных проблем фи­лософии права он выделяет и освещает следующие: понятие и сущ­ность права, источники права, действие права, соотношение права и морали, естественное право, справедливость, юридическая наука и социальные науки.

Элементами понятия права, по Луфу, являются определения права как нормативного порядка совместной жизни людей, как " пра­вильного" (справедливого) порядка, как порядка, обладающего сред­ствами государственного принуждения. При этом он, в частности, отмечает: "...Право не может иметь любое произвольное содержа­ние; оно связано определенными высшими нравственными осново­положениями справедливости. Было бы просто невозможно имею­щиеся правовые проблемы решить лишь с помощью позитивного

1 Ibid, p. 67.

2 Ibid, p. 77, 78.

3 Ibid., p. 78.

4 Luf G. Grundfragen der Rechtsphilosophie. 3.Aufl. Wien, 1983.

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

права. Как раз для того, чтобы осмысленно применять позитивное право, надо все снова и снова учитывать и соображения справедли­вости. Юрист не может уклоняться от такого рода проблем спра­ведливости" 1.

Принуждение в праве трактуется Луфом лишь как средство для правовой цели — как средство, целью которого является обес­печение осуществления правовых требований. " Момент принужде­ния в праве, — подчеркивает он, — нельзя, однако, преувеличи­вать... Принуждение в праве — это не самоцель, а голое средство для цели. Оно получает свою легитимацию из содержательных це-леустановлений права" 2.

Задача права — сделать возможной свободу. И это, замечает Луф, прежде всего нравственное требование, что право как поря­док совместной жизни людей имеет своей целью гарантировать гу­манные условия для жизни и выживания людей. " Эта нравствен­ная цель права необходимым образом предшествует всем позитив­ным установлениям" 3. Это означает, что необходимо " поставить право и его институты под требование справедливости" 4. В данной связи он пишет: " Таковы в нашей сегодняшней ситуации требования за­щиты прав человека, осуществления принципов правового государ­ства, установления демократических процедур принятия решения и иные элементарные нравственные требования к праву. Тем са­мым эти требования служат созданию и соответственно критике права в рамках определенных исторических условий" 6.

Профессор права Гамбургского университета Ш. Смид в своей концепции философии права исходит из " рабочей гипотезы", со­гласно которой " право осуществляет функцию обеспечения равен­ства при разрешении конфликтов и прежде всего поэтому оно в состоянии выполнить свою миротворческую задачу" 6.

В рамках такого подхода он трактует право как власть от­дельного человека и как общий порядок свободы. История права, отмечает он, пронизана линией развития от привилегий (санкцио­нированного правом превосходства одних над другими) к правово­му равенству. Идея правового равенства сформировалась в сфере иудейско-греческо-христианской культуры и лежит в основе евро­пейского права.

Правовое различение равенства и неравенства, по Смиду, " об­разует мототор дальнейшего развития права", так что само разви­тие права — это " совершенствование равенства" 7.

1 Ibid, S. 14.

2 Ibid, S. 15.

3 Ibid, S. 52.

4 Ibid.

5 Ibid.

6 Smid S. Einfhьrung in die Philosophie des Rechts. Mьnchen, 1991, S. 145. 'Ibid., S. 151.

19*

Раздел V. История философии права и современность

Подобные философско-правовые идеи и положения, согласно Смиду, должны найти свое преломление и в такой области право­ведения, как юридическое учение о методах изучения и трактовки действующего права.

Ряд исследователей как философию права трактуют науку о естественном праве. Подобный подход получил заметное распро­странение среди испанских авторов.

Так, испанский правовед IL Бельда1 считает, что наука о естест­венном праве как философская дисциплина занимается вопросом о всеобщем порядке Вселенной и теми обязательствами, которые при­рода накладывает на человека (в их отличии от общественных обяза­тельств человека). Задача состоит в том, чтобы поведение человека в обществе привести в соответствие с требованиями его природы.

Соглашаясь с определением Монтескье законов как необходи­мых отношений, вытекающих из " природы вещей", Бельда различа­ет законы космологические (законы материального мира — законы физики, химии и т. д.) и ноологические (законы духовного мира — законы логики, истории, морали и т. д.)2. Человеческая деятель­ность, отмечает он, подчинена как законам физики, так и логики. Нормы права отличаются от морали своей общеобязательностью.

Естественное право Бельда трактует как основу позитивного права, необходимость которого обусловлена абстрактностью есте­ственного права и отсутствием в нем санкций, а также потребно­стями борьбы против произвола и обеспечения юридической безо­пасности. При установлении норм позитивного права, согласно Вель­де, необходимо учитывать требования естественного права, иде­альные цели, исторические традиции, физические, биологические, психологические факторы3.

Среди конкретных естественных прав человека он называ­ет право на жизнь и личную целостность, право на личное досто­инство (включая сюда принцип равенства всех перед законом, принцип равных возможностей для всех людей, независимо от расовых, национальных и иных различий, принцип равенства муж­чин и женщин), право на труд и право на личную свободу. Из естественного права в современных условиях, согласно трактовке П.Бельды, вытекает как обязанность родителей дать образование своим детям, так и обязанность последних подчиняться родите­лям в данном вопросе.

Профессор философии права Севильского университета Х.Ф. Лорка-Наваретте видит задачу философского учения о праве в исследовании сущности права и взаимосвязей права с другими со­циальными явлениями, в обосновании принципов естественного пра-

1 Belda P. Derecho natural. Madrid, 107f

2 Ibid., p. 3. ЛМ j& bafi

3 Ibid., p. 8—12, 74—80. " f

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

ва, вытекающих из природы человека, в анализе соотношения ме­жду позитивным правом и естественным правом. Естественное право при этом трактуется как оценочная категория (морального ха­рактера) в отношении к действующему праву и закрепленному им социальному порядку. " Право, лишенное этического начала, не стре­мящееся к достижению справедливости, — пишет он, — превраща­ется в средство манипулирования людьми, в инструмент для реше­ния утопических задач посредством фикции" 1.

В контексте моральной трактовки справедливости и естест­венного права Лорка-Наваретте подчеркивает, что право — это не " чисто логический феномен" и его не следует, как это делают юри­сты-позитивисты, противопоставлять этике и психологии.

Критикуя юридико-позитивистские фикции как прием, при помощи которого действительность подгоняется под определенную формулу (со ссылкой на пробелы в позитивном праве), Лорка-На­варетте подчеркивает, что в подобных случаях " недостаточности" права должны применяться высшие принципы права (т. е. требова­ния естественного права).

Миссия сторонников естественного права (следовательно, так­же и задача философии права), согласно Лорке-Наваретте, состоит в критике существующего законодательства с точки зрения прин­ципов естественного права, коренящихся в человеческой природе.

Существенные изменения претерпел в XX в. и юридический позитивизм, трансформировавшийся в неопозитивизм. Появился ряд новых направлений в рамках развития прежней аналитиче­ской юриспруденции (концепция Г. Харта, нормативизм Г. Кельзе-на и др.), сформировались и получили довольно широкое распро­странение некоторые новые юридико-позитивистские подходы к праву (лингвистические, юридико-логические, структуралистские и некоторые другие варианты неопозитивистского учения о праве)2. В целом все это проходило в общем русле развития естественных и общественных наук и несомненно имело и свои положительные моменты, в том числе и в плане обновления юридической науки в XX в., совершенствования понятийного аппарата, приемов и мето­дов юридического анализа, расширения и углубления междисцип­линарных связей юриспруденции с другими науками и т. д.

Однако, с точки зрения существа понимания права, юридиче­скому неопозитивизму XX в., как и позитивизму прошлого, присущ именно легистский тип правопонимания.

Неопозитивистское отождествление права и закона (позитив­ного права) — как бы изощренно и обновленно (с помощью средств

1 Lmca-Navarette J.F. El derecho natural hoy: Aproposito de las ficciones juridicas. Madrid, 1976, p. 6.

1 Подробное освещение некоторых неопозитивистских концепций (Кельзена, Харта, " познавательно-критической теории права") дается в последующих параграфах Данной главы.

Раздел V. История философии права и современность

и приемов современной позитивистской философии, логики, лингвис­тики, структурализма и т. д.) это ни отстаивалось неопозитивистами — по сути своей отрицает философию права и, подобно Г. Гуго и Д. Ости­ну, признает лишь философию позитивного права.

С точки зрения такого радикального неопозитивиста, как Г. Кельзен, адекватной позитивистской теорией о позитивном праве является разработанное им " чистое учение о праве", а " философия права", согласно такому последовательному позитивизму, — это моральная философия, как у сторонников естественного права или у Канта.

Для неопозитивистов " естественное право", " идея права" и вообще все, что не есть позитивное право (закон), — это " мораль". В очищении правоведения от такой " морали" Кельзен и видит ос­новную задачу и вместе с тем достижение своего " чистого учения о праве".

Некоторые, не столь радикальные, неопозитивисты допускают то или иное воздействие (и в какой-то мере даже присутствие) по­добной " морали" на позитивное право.

В целом ряде философско-правовых концепций умеренных позитивистов отмечается необходимость учета идей и достижений также и непозитивистских направлений правовой мысли и пред­принимаются попытки объективной оценки правовых теорией юс-натурализма и позитивизма.

Подобный подход присутствует, в частности, в концепциях К. Роде, Р. Циппелиуса, А. Батиффоля и некоторых других позити­вистски ориентированных философов права.

Философия права, согласно немецкому юристу К. Роде, — это, по сути своей, история философии права, в которой он выделяет три основных этапа — философию права античности, христиан­скую философию права и философию права нового времени (от Макиавелли до Кельзена и других современных авторов)1.

О диалектичности истории философско-правовой мысли, от­мечает он, свидетельствует борьба двух основных направлений правовой мысли — естественноправовых учений и юридического позитивизма. Хотя сам Роде — сторонник юридического позити­визма как наиболее перспективного, по его мнению, направления философии права, однако он сознательно стремится к тому, чтобы его персональные симпатии не препятствовали " объективности из­ложения" 2.

При этом он полагает, что " история философии права" как дисциплина — в силу субъективизма в понимании смысла слов " фи­лософия" и " право" — в принципе не может определить заранее свой предмет. Каждый мыслитель прошлого по-своему трактовал

1 См.: Rode K. Geschichte der europischen Rechtsphilosophie. Dьsseldorf, 1974, S. 1—2.

2 Ibid, S. VI.

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

эти понятия, поэтому было бы неправильно, утверждает Роде, из­лагать историю философии права с точки зрения какой-то одной концепции философии и одного понятия права. Остается, пишет он, " некритично воспринять" 1 положения каждого мыслителя о сущно­сти философии вообще и сущности права в особенности. Автор ис­тории философии права должен акцептировать то понятие филосо­фии и то понятие права, которых придерживался соответствую­щий мыслитель прошлого. Только таким способом, согласно Роде, можно исторически трактовать " предмет" философии права, по­скольку, кроме этого, здесь нет чего-то другого конкретного и поня­тийно определенного: мыслительное содержание предмета филосо­фии права перманентно менялось не только в ходе исторического процесса, но оно не может быть определено и применительно к от­дельному историческому моменту2.

С такой методологией понимания и изложения " истории фи­лософии права" и " философии права" вообще трудно согласиться, поскольку подобная позиция отрицает всякое единство (опреде­ленную логику, объективно общий смысл, внутренние закономер­ности и т. д.) как в позиции историографа (что, конечно, лишает ее теоретико-концептуальной значимости), так и в самой истории фи­лософии права. " История" при таком подходе распадается на от­дельные персоны мыслителей, между учениями которых нет объ­ективной теоретико-познавательной, содержательной связи, а в их учениях в целом отсутствует какой-либо общий смысл. Здесь мы по существу имеем дело не с историей как таковой, где отдельные философско-правовые учения — ступени и составные моменты не­коего единого развивающегося человеческого познания, а со слу­чайным и произвольным набором оторванных друг от друга учений (если, как полагает Роде, нет объективного концептуального позна­вательно-содержательного критерия отбора соответствующих уче­ний прошлого и современности для определенной концепции исто­рии философии права).

Позиция Роде (при всем субъективном стремлении самого ав­тора к " объективности изложения") демонстрирует недостатки юридико-позитивистского подхода к истории правопонимания, обу-, словленные пороками теоретического правопонимания: с позиций легизма (т. е. отрицания самой сути философско-правового подхода — различения права и закона и т. д.) в принципе невозможно адекват­но понять и изложить в рамках и контексте некоего общего право-понимания различные, исторически развивавшиеся концепции права. Реальное правовое содержание и правовой смысл всех непозитиви­стских концепций правопонимания находятся (как неправо) за гра­ницами легистского правопонимания и в лучшем случае (как при

1 Ibid., S. 2.

2 Ibid., S. 2—3.

bidfl

* Раздел V. История философии права и современность

" объективности изложения" у Роде) могут быть восприняты и из­ложены как некое (неправовое — с точки зрения легизма) явление — " естественное право". Содержательное и теоретическое значение права (" естественного права") для закона (позитивного права) оста­ется за рамками легистского виденья и восприятия права, его сущ­ности и смысла.

Немецкий профессор права Р. Циппелиус в своем учебнике " Философия права" трактует право как " многослойное образова­ние" и с этих позиций отвергает " упрощенные представления" о праве как о некоем фактическом регуляторе совместной жизни людей или как о " системе нормативного смыслового содержания" и т. д.1 Также и в учениях о факторах, определяющих содержание норм права, подчеркивает он, широко распространены односторон­ние подходы, согласно которым право порождается или человече­ской природой, или экономическими отношениями, или народным духом и т. д.

При этом многие важные аспекты права остаются за рамками таких односторонних и упрощенных его трактовок. Так, крайняя социологическая теория права, сводя право к факту, упускает из виду, что координация действий людей осуществляется прежде всего с помощью норм поведения, т. е. через " смысловую" ориентацию. С другой стороны, крайний нормативизм, сводящий право к сумме нормативных смысловых содержаний, оставляет без внимания то обстоятельство, что живое право — это тоже есть " факт": действи­тельное право — это " право в действии". Также и при трактовке права как продукта различных интересов и властных отношений игнорируется то, что мы не всегда довольны законом, продиктован­ным какими-то интересами, что мы критикуем законы и законо­проекты как неправовые и ставим вопрос о лучших альтернативах с шансами рано или поздно оказать влияние на содержание закона, и при " таком правопонимании встает вопрос о справедливости" 2.

Все эти аспекты права (нормативные, социальные, антропо­логические, а также " аспект справедливости") должны, по Циппе-лиусу, учитываться в процессе философской трактовки права. В проблематику философии права, далее, входит и свобода, т. е. тот, по Циппелиусу, аспект права, согласно которому " право — это под­держивающий общность регулятив развертывания свободы" 3.

В своем подходе к праву Циппелиус придерживается метода так называемого " тентативного, экспериментирующего мышле­ния" 4. " Развитию понятия права и уяснению критериев справедли­вости, — полагает он, — должен служить метод испытующего (про-

1 Zippelius R. Rechtsphilosophie. Mьnchen, 1982, S.l.

2 Ibid.

3 Ibid., S.2. -••,.vc; '!,..«^'-, «., s?, J; ^

4 Ibid.

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

бующего) мышления. Такое тентативное, экспериментирующее про­движение вообще является до сих пор наиболее успешным методом человеческого мышления. Этот метод впервые лишь в наше время продуман достаточно, чтобы постигнуть его как основной образец человеческой ориентации в мире, который применим не только к предметам естественных наук, но и к вопросам этики и права" 1. В качестве примера " экспериментирующего мышления в области пра­ва" Циппелиус ссылается на " рассуждение (осмысление) от казуса к казусу" в англосаксонском прецедентном праве. " Пробным кам­нем" того, можно или нельзя принять соответствующее решение проблемы, в вопросах справедливости является, по Циппелиусу, достижение " широкого консенсуса" 2.

Метод " тентативного мышления", согласно Циппелиусу, мо­жет быть применен не только при решении отдельных правовых вопросов, но и при освещении всеохватывающих теорий права и справедливости, история которых может быть рассмотрена как " ряд опытов (проб) мысли": в этих следующих друг за другом теориях прошлого снова и снова создавались и опробовались по­нятия права и критерии справедливости и, если предложенное решение не выдерживало пробу (проверку), предлагалось другое решение и т. д.3

Предлагаемый Циппелиусом " метод пробующего мышления" является приемом эмпирического познания (на уровне обыденного " метода проб и ошибок", суждения о явлениях, а не о сущности), но не затрагивает специфику и существо собственно теоретиче­ского познания. Абсолютизируемые им (в духе юридического по­зитивизма) модели эмпирического познания фактических явлений (отдельных фактов и фрагментов реальности) существенно отлича­ются (по своей гносеологической природе, эвристическим возмож­ностям, познавательным средствам, логической строгости и т. д.) от универсально-понятийного смысла и способа абстрактно-теорети­ческого мышления и познания. Поэтому, кстати говоря, " метод про­бующего мышления" отказывается от достижения истины: он претендует (и у Циппелиуса) не на истинное решение той или иной проблемы, а, максимум, на ее " консенсусоспособное" решение (на широкое согласие, на " возможно широкий консенсус"). Конечно, мнения, консенсус и т. д. — вещи важные, но не в качестве аргу­ментов научной теории, в том числе и философско-правового про­филя, которая, по природе своей, ищет истину и должна быть ис­тинной — в той мере и в таком смысле, в каком человеческое по­знание вообще может быть истинным в данное время и на данном этапе его развития.

1 Ibid.

г Ibid., S.3.

1 Ibid.

Раздел V. История философии права и современность

Профессор права Парижского университета А. Батиффолъ свя­зывает повышение интереса французских юристов к философии права во II половине XX в. с такими факторами, как потребности развития права в современных условиях и совершенствования методологии его исследования, необходимость правового осмысления новых социальных проблем, стимулирующее воздействие достижений философии права в тех странах, где эта дисциплина разрабатывается и преподается.

Изучение позитивного права, согласно Батиффолю, не должно ограничиваться лишь разработкой теории позитивного права без философского исследования " основного, высшего смысла права" 1.

Трактовка Батиффолем предмета и задач философии права в целом находится под влиянием юридико-позитивистских идей аналитической юриспруденции, особенно — " чистого учения о пра­ве" Кельзена, которое характеризуется им как " хронологически по­следнее и самое совершенное среди других главных теорий пози­тивизма" 2. В русле подобных юридико-аналитических представле­ний он замечает, что в ходе философского изучения юридического феномена (т. е. различных систем позитивного права) усилия юри­ста направлены на поиск идей, способных организовать предло­жения, выражающие правовые решения. Под правом при этом он имеет в виду закон (позитивное право), и его оговорка, что право состоит не только из норм, непосредственно устанавливаемых госу­дарственной властью, но и из норм, складывающихся без нее и лишь потом санкционируемых ею, сути дела, конечно, не меняет.

Правда, несколько отходя от ортодоксального позитивизма, Батиффоль утверждает, что создание права — это не только воле­изъявление (законодателя, государственной власти), но и обосно­вание, и что правотворческая власть — это взаимопроникающее единство, соединение воли и обоснования как основы позитивного права. Установление права, подчеркивает он, " неразрывно связано с заботой найти соответствующее оправдание и даже в конце кон­цов обоснование принимаемых решений" 3. Поэтому в процессе оп­равдания, обоснования и организации правовых решений (и по­зитивного права в целом), отмечает Батиффоль, необходимо вы­явить значение дедуктивных конструкций в действующем праве, роль естественного и международного права, вклад юридического опыта в разработку понятий " человеческая природа", " равенство" и т. д. При этом он (под влиянием ряда идей Аристотеля, включая и его телеологизм) признает, что " право никак не может обойтись без обращения к человеческой природе, когда ищутся последние основы, на которые опираются устанавливаемые им нормы" 4.

1 Batiffol H. Problemes de base de Philosophie du droit. Paris, 1979 p 8

2





Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 656. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия