Студопедия — В своем философском учении о праве Соловьев различает право положительное и право естественное2
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В своем философском учении о праве Соловьев различает право положительное и право естественное2






Возникновение права Соловьев трактует в духе идей истори­ческой школы права. " Право, — отмечает он, — возникает фак-

Там же. С. Ill—112.

См. подробнее: Поляков A.B. Естественноправовая концепция B.C. Соловьева // Правоведение. 1987, № 4.

Раздел V. История философии права и современность

Глава 4. Философия права в России

тически в истории человечества наряду с другими проявлениями общечеловеческой жизни, каковы язык, религия, художество и т. д." 1. Но хотя право в самом начале дано как органическое произ­ведение родового исторического процесса, человеческое общество согласно Соловьеву, последовательно стремится стать " свободным союзом лиц" 2.

Первоначальное право как " непосредственная деятельность родового (народного, племенного) духа" 3 — это обычное право, но уже в нем есть естественвоправовое начало, т. е. начало справед­ливости, которое действует здесь не как теоретически сознавае­мый мотив, а как непосредственное практическое побуждение.

В своем развитом и теоретически осознанном виде естествен­ное право выступает как общая идея права, его разумное начало. Соловьев замечает, что о естественном праве речь идет " каждый раз, когда вообще говорится о каких бы то ни было правовых отно­шениях. Нельзя судить или оценивать какой-нибудь факт из пра­вовой области, какое-нибудь проявление права, если не иметь об­щей идеи права, или его нормы" 4.

Соотношение естественного и положительного права Соловь­ев в целом раскрывает как соотношение разумной сущности права и ее реального проявления в действующем праве. " Понятия лично­сти, свободы и равенства, — отмечает он, — составляют сущность так называемого естественного права. Рациональная сущность пра­ва различается от его исторического явления, или права положи­тельного. В этом смысле естественное право есть та общая алгеб­раическая формула, под которую история подставляет различные действительные величины положительного права. При этом само собой разумеется, что эта формула (как и всякая другая) в своей отдельности есть лишь отвлечение ума, в действительности же су­ществует лишь как общее идеальное условие всех положительных правовых отношений, в них и через них" 5.

Естественное право как нечто умозрительное — это, следова­тельно, не реально действующее право, наряду с положительным правом, а сущность (и логическое условие возможности) всякого действующего права. " Таким образом, — резюмируют Соловьев, — под естественным или рациональным правом мы понимаем только общий разум или смысл (рацио, логос) всякого права как такового. С этим понятием естественного права как только логического prius права положительного, не имеет ничего общего существовавшая

1 Соловьев B.C. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 90.

2 Там же. С. 91.

3 Там же. С. 90.

4 Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996. С. 325.

5 Соловьев B.C. Право и нравственность. С. 98.

6 Предшествующее, первичное (лат.).

некогда в юридической науке теория естественного права, как чего-то исторически, предшествовавшего праву положительному" 1.

С этих же позиций Соловьев отвергает представления о так называемом естественном состоянии, в котором люди существова­ли до появления государства и положительного права.

Отрицая раздельное существование естественного и пози­тивного права, Соловьев подчеркивает, что " на самом деле оба эти элемента, рациональный и положительный, с одинаковой необхо­димостью входят в состав всякого действительного права, и потому теория, которая их разделяет или отвлекает друг от друга, предпо­лагая историческое существование чистого естественного права, принимает отвлечение ума за действительность" 2.

Вместе с тем Соловьев отмечает, что, хотя такая теория есте­ственного права и несостоятельна, однако несомненная истина со­стоит в том, что " всякое положительное право, поскольку оно есть все-таки право, а не что-нибудь другое, необходимо подлежит об­щим логическим условиям, определяющим само понятие право, и что, следовательно, признание естественного права в этом послед­нем смысле есть необходимое требование разума" 3.

В своем подходе к определению понятия права Соловьев от­мечает, что " в основе права лежит свобода как характеристиче­ский признак личности" 4. Правом определяется отношение лиц. То, что не есть лицо, не может быть субъектом права. В кантианском духе Соловьев пишет, что лицо в отличие от вещи — это существо, не исчерпывающееся своим бытием для другого, т. е. не могущее по природе своей служить только средством для другого, а сущест­вующее как цель в себе и для себя.

Но свобода лица, поясняет Соловьев, превращается в право только тогда, когда за всеми (по общему правилу) одинаково признается их свобода. " Таким образом, — пишет он, — моя свобода как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права всех других. Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобо­да, обусловленная равенством. В этом основном определении права индивидуалистическое начало свободы неразрывно связано с обще­ственным началом равенства, так что можно сказать, что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства" *.

Признание свободы и равенства субъектов права в качестве необходимого условия всякого права — это, согласно Соловьеву, и есть выражение смысла требований и естественного права, кото-Рое " всецело сводится к этим двум факторам" 6. Свобода при этом

1 Там же. С. 98—99.

Там же. С. 99. 3 Там же. * Там же. С. 97.

Там же. С. 98.

Там же. С. 99.

Раздел V. История философии права и современность

выступает как субстрат права, а равенство — его необходимая форма. " Отнимите свободу, и право становится своим противопо­ложным, т. е. насилием. Точно так же отсутствие общего равенст­ва (т. е. когда данное лицо, утверждая свое право по отношению к другим, не признает для себя общеобязательными права этих дру­гих) есть именно то, что называется неправдой, т. е. также прямое отрицание права" 1.

По смыслу такого юридического правопонимания, закон дол­жен соответствовать праву, иначе он перестает быть правовым явлением и теряет свое правовое значение. " Поэтому, — замечает Соловьев, — и всякий положительный закон, как частное выраже­ние или применение права, к какому бы конкретному содержанию он, впрочем, ни относился, всегда предполагает равенство, как свою общую и безусловную форму: перед законом все равны, без этого он не есть закон; и точно так же закон, как таковой, предполагает свободу тех, кому он предписывает, ибо для рабов нет общего фор­мально обязательного закона, для них принудителен уже простой единичный факт господской воли" 2.

Соловьев при этом подчеркивает, что правовая свобода и ра­венство лиц — это не эмпирический факт (в эмпирической дейст­вительности люди — различны и отличаются друг от друга), а по­ложение разума. " Вообще же, — пишет он, — разум как одинако­вая граница всех свободных сил или сфера их равенства, есть оп­ределяющее начало права, и человек может быть субъектом права лишь в качестве существа свободно-разумного" 3.

В общем определении права как свободы, обусловленной ра­венством, т. е. равным ограничением свободы лиц, именно равенст­во, согласно Соловьеву, является определяющим термином этой формулы, поскольку только равное ограничение делает из свобо­ды право. Считая такое равенство слишком отвлеченным и конкре­тизируя свое понимание равенства в направлении его наполнения нравственным содержанием и нравственной трактовки права, Со­ловьев пишет: " Значит, окончательно все дело не в равенстве, а в качестве самого ограничения: требуется, чтобы оно было действи­тельно справедливо, требуется для настоящего, правового закона, чтобы он соответствовал не форме справедливости только, а ее ре­альному существу, которое вовсе не связано с отвлеченным поня­тием равенства вообще. Кривда, равно применяемая ко всем, не становится от этого правдой. Правда или справедливость не есть равенство вообще, а только равенство в должном" 4.

Такая характеристика справедливости в подходе Соловьева означает ее трактовку как категории нравственности. " Справед-

1 Там же.

2 Там же.

3 Там же. С. 100.

4 Там же. С. 101.

Глава 4. Философия права в России

ливость, — пишет он, — есть несомненно понятие нравственного порядка" 1. С подобной этизацией справедливости связано и при­сущее позиции Соловьева понимание права как нравственного явления.

Соловьев говорит о " коренной внутренней связи между пра­вом и нравственностью" и считает, что в терминах правда и закон " одинаково воплощается существенное единство юридического и этического начал" 2. Вместе с тем он признает и " существенное раз­личие между ними" 3, которое сводится им к трем следующим пунк­там. Во-первых, нравственное требование (требование нравствен­ного закона) по существу является неограниченным и всеобъемлю­щим, оно предполагает нравственное совершенство или, по край­ней мере, безусловное стремление к нравственному совершенству. Напротив, закон юридический по существу ограничен и вместо со­вершенства требует низшей, минимальной степени нравственно­го состояния, требует лишь фактической задержки известных край­них проявлений злой воли. Поэтому в соотношении с нравственно­стью " право (то, что требуется юридическим законом) есть низший предел, или некоторый минимум, нравственности, равно для всех обязательный" *. Эта характеристика содержится и в " Оправдании добра": " право есть низший предел или определенный минимум нравственности" 5.

Соловьев при этом подчеркивает, что между нравственным и юридическим законом здесь нет противоречия; напротив, вто­рой предполагается первым: без исполнения меньшего нельзя ис­полнить большего. С другой стороны, хотя юридический закон и не требует высшего нравственного совершенства, но он и не отри­цает его.

Во-вторых, отличие нравственности от права состоит в том, что высшие нравственные требования не предписывают заранее никаких внешних определенных действий, а предоставляют само­му идеальному настроению выразиться в соответствующих дейст­виях применительно к данному положению, причем " эти действия сами по себе нравственной цены не имеют" 6 и никак не исчерпыва­ют бесконечного нравственного требования. Напротив, юридический закон имеет своим предметом реально определенные внешние дей­ствия, совершением или несовершением которых исчерпывается соблюдение требований этого закона. " С точки зрения юридиче­ской, — замечает Соловьев, — важно именно объективное выраже­ние нашей воли в совершении или недопущении известных деяний.

1 Там же.

' Там же. С. 105, 106.

Там же. С. 106. | Там же. С. 108. t Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 328.

Соловьев B.C. Нравственность и право. С. 108.

Раздел V. История философии права и современность

Это есть другой существенный признак права, и если оно первона­чально определялось как некоторый минимум нравственности, то, дополняя это определение, мы можем сказать, что право есть тре­бование реализации этого минимума, т. е. осуществления опреде­ленного минимального добра, или, что то же, действительного уст­ранения известной доли зла, тогда как интерес собственно нравст­венный относится непосредственно не к внешней реализации доб­ра, а к его внутреннему существованию в сердце человеческом" 1.

Также и здесь, подчеркивает Соловьев, нет противоречия ме­жду нравственным и юридическим законом. Требование нравст­венного настроения не только не исключает внешних поступков, но даже и предполагает их как свое доказательство и оправдание. В свою очередь, предписание юридическим законом определенных действий нисколько не отрицает соответствующих им внутренних состояний, хотя и не требует их непременно.

В-третьих, различие между нравственностью и правом состо­ит в следующем. Нравственный закон предполагает свободное и добровольное исполнение нравственных требований, и всякое при­нуждение (физическое и психологическое) здесь нежелательно и невозможно. Напротив, внешнее осуществление требований юри­дического закона допускает прямое или косвенное принуждение, так что принудительный характер такого закона является необхо­димостью.

Общий вывод Соловьев формулирует так: " Соединяя вместе указанные три признака, мы получаем следующее определение права в его отношении к нравственности: право есть принудитель­ное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла" 2.

Таким образом, право, согласно Соловьеву, — это не просто выражение справедливости, а выражение принудительной спра­ведливости. Требование принудительной справедливости, " состав­ляющее окончательный существенный признак права, коренится всецело в идее общего блага или общественного интереса — реали­зации добра или требования, чтобы справедливость непременно становилась действительным фактом, а не оставалась только субъ­ективным понятием, ибо только фактическое ее бытие соответству­ет принципу альтруизма или удовлетворяет основное нравственное чувство жалости" 3.

Степень и способы реализации добра с помощью права зави­сят от состояния нравственного сознания общества и от других ис­торических условий. " Таким образом, — писал Соловьев, — право естественное становится правом положительным и формулируется

1 Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 329.

2 Там же. С. 329. SЈ.О.eq*4V

3 Соловьев B.C. Нравственность и право. С. tifikqn к «ггэоииэ«i

Глава 4. Философия права в России

с этой точки зрения так: право есть исторически подвижное опре­деление необходимого принудительного равновесия двух нравст­венных интересов — личной свободы и общего блага" 1.

В этой связи Соловьев отмечает как " консерватизм в праве", так и " прогресс в праве, или неуклонное тяготение правовых поло­жений к правовым нормам, сообразным, хотя и нетождественным с нравственными требованиями" 2.

Взаимосвязь нравственности и права, одинаково необходи­мая для них обоих, в целом выглядит в трактовке Соловьева сле­дующим образом: между идеальным добром и злой действительно­стью есть " промежуточная область права и закона, служащая во­площению добра, ограничению и исправлению зла. Правом и его воплощением — государством — обусловлена действительная ор­ганизация нравственной жизни в целом человечестве" 3. Без права нравственная проповедь, лишенная объективной опоры в реальном мире, осталась бы только невинным пустословием, а само право, при полном отделении его формальных понятий и учреждений от их нравственных принципов и целей, потеряло бы свое безусловное нравственное основание и в сущности уже ничем более не отлича­лось бы от произвола.

Для того, чтобы человек был нравственно свободным и свобод­но стремился к нравственным вершинам, ему, замечает Соловьев, должна быть предоставлена и " некоторая свобода быть безнрав­ственным. Право в известных пределах обеспечивает за ним эту свободу, нисколько, впрочем, не склоняя пользоваться ею" 4.

Право в интересах личной свободы дозволяет людям быть злы­ми, не вмешивается в их свободный выбор между добром и злом, но в интересах общего блага право препятствует злому человеку стать злодеем, опасным для самого существования общества. " Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он — оо времени не превратился в ад" 5. Такой ад грозит человечеству с двух сторон: нарушение пра­вильного равновесия между личным и общим интересом в пользу личного произвола, разрушающего общественную солидарность, грозит " жгучим адом анархий", а нарушение в пользу обществен­ной опеки, подавляющей личность, грозит " ледяным адом деспо­тизма" 6.

С этим связана и высокая оценка Соловьевым роли и значе­ния юридического закона как общепризнанного и безличного оп­ределения права и должного равновесия между частной свободой

1 Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 331.

Там же. С. 36. 3 Там же. С. 326. * Там же. С. 331.

Там же. С. 332.

Там же.

Раздел V. История философии права и современность

и благом целого. При этом предполагается, что требования нрав­ственности вполне совпадают с сущностью права и между нравст­венностью и правом, при всем их различии, нет противоречий. " Поэтому, — замечает Соловьев, — если какой-нибудь положи­тельный закон идет вразрез с нравственным содержанием добра, то мы можем быть заранее уверены, что он не отвечает и сущест­венным требованиям права, и правовой интерес относительно та­ких законов может состоять никак не в их сохранении, а только в их правомерной отмене" 1.

В русле такого правопонимания Соловьев выделяет три не­пременных отличительных признака закона (положительного пра­ва): 1) его публичность, 2) конкретность и 3) реальную примени­мость. Определяя конкретность закона как выражение в нем норм об особых, определенных отношениях в данном обществе, а не ка­ких-то отвлеченных истин и идеалов, Соловьев критикует законы, предписывающие воздерживаться вообще от пьянства, быть благо­честивым, почитать родителей и т. п., и отмечает, что " такие мни­мые законы представляют собою лишь неубранный остаток от древ­него состояния слитности или смешанности нравственных и юри­дических понятий" 2.

Из сущности права как равновесия двух нравственных ин­тересов (личной свободы и общего блага), согласно Соловьеву, вытекает, что общее благо может лишь ограничить личную свобо­ду, но не упразднить ее. Отсюда он приходит к выводу, что законы, допускающие смертную казнь, бессрочную каторгу и бессрочное одиночное заключение, противоречат самому существу права.

Как " воплощенное право" 3 и правовую организацию общест­венного целого, заключающую в себе полноту положительного пра­ва и единую верховную власть, трактует Соловьев государство. Речь у него идет о " правовом государстве" 4 с тремя различными вла­стями — законодательной, судебной и исполнительной.

Соловьев при этом отмечает, что эти три власти — при всей необходимости их раздельности (дифференциации) — не должны быть разобщены и находиться в противоборстве, так как имеют одну и ту же цель: правомерное служение общему благу. Это их единство имеет свое реальное выражение в их одинаковом подчи­нении единой верховной власти, в которой сосредоточивается все положительное право общественного целого. " Это единое начало полновластия непосредственно проявляется в первой власти —• законодательной, вторая — судебная — уже обусловлена первою, так как суд не самозаконен, а действует согласно обязательному

1 Там же. С. 335.

2 Там же. С. 337.

3 Там же. С. 338.

4 Соловьев B.C. Нравственность и право. С. 95.i

Глава 4. Философия права в России

для него закону, а двумя первыми обусловлена третья, которая заведует принудительным исполнением законов и судебных ре­шений" 1.

В плане межгосударственных отношений Соловьев (в духе гегелевской трактовки этой темы) отмечает, что " над отдельными государствами нет общей власти, и потому столкновения между ними решаются окончательно только насильственным способом — войною" 2. С общенравственной точки зрения, пишет Соловьев, " война есть зло" 3. Но это зло не безусловное, а относительное, т. е. такое зло, которое может быть меньше другого зла и сравнительно с ним должно считаться добром. " Смысл войны, — пишет Соловьев, — не исчерпывается ее отрицательным определением как зла и бедст­вия; в ней есть и нечто положительное — не в том смысле, чтобы она была сама по себе нормальна, а лишь в том, что она бывает реально необходимою при данных условиях" 4.

Для приближения к прочному и доброму миру, по Соловьеву, необходимо внутреннее освоение идей христианства о единстве человечества и преодоление самого корня войны — вражды и нена­висти между отдельными частями человечества. " В истории, — пи­шет Соловьев, — война была прямым средством для внешнего и косвенным средством для внутреннего объединения человечества; разум запрещает бросать это орудие, пока оно нужно, а совесть обязывает стараться, чтобы оно перестало быть нужным и чтобы естественная организация разделенного на враждующие части че­ловечества действительно переходила в единство его нравственной и духовной организации" 5.

В контексте такой нравственной и духовной организации че­ловечества в целом, выражающей христианские идеалы нравст­венной солидарности человечества, Соловьев подчеркивает " нрав­ственную необходимость государства" и определяет его " как соби­рательно-организованную жалость" 6.

В практическом выражении этот нравственный смысл госу­дарства как общей и беспристрастной власти состоит в том, что оно в своих пределах подчиняет насилие праву, произвол — законно­сти, заменяя хаотическое и истребительное столкновение людей пра­вильным порядком их существования, причем принуждение (зара­нее определенное, закономерное и оправданное) допускается лишь как средство крайней необходимости. Эту охрану основ общежи­тия, без которых человечество не могло бы существовать, Соловьев называет консервативной задачей государства.

1 Соловьев B.C. Оправдание добра. С. 337.

2 Там же. С. 338.

3 Там же. С. 340. 1 Там же. l Там же. С. 38. Там же. С. 40.

Раздел V. История философии права и современность

Но связь права с нравственностью, замечает Соловьев, дает возможность говорить и о " христианском государстве" и в этой связи также и о прогрессивной задаче государства, состоящей в том, чтобы " улучшать условия этого существования, содействуя свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами будущего совершенного состояния и без которых, следовательно, Царство Божие не могло бы осуществиться в чело­вечестве" 1. Согласно " христианскому правилу общественного про­гресса" необходимо, чтобы государство " как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей" 2.

Защищая сам принцип частной собственности, коренящейся в самом существе человеческой личности, Соловьев подчеркивает, что принцип права требует ограничения частного произвола в пользу общего блага. С этих позиций он критикует реалии капитализма (плутократию) и идеи социализма. " Экономическая задача государ­ства, действующего по мотиву жалости, — писал Соловьев, — состо­ит в том, чтобы принудительно обеспечить каждому известную ми­нимальную степень материального благосостояния как необходимое условие для достойного человеческого существования" 3.

Таким образом, у Соловьева речь по существу идет не только о правовом, но и о социальном государстве (в его христианско-нравственной трактовке).

Государство трактуется Соловьевым как " средняя обществен­ная сфера между Церковью, с одной стороны, и материальным об­ществом — с другой" 4. Нормальное отношение между церковью и государством, согласно Соловьеву, выглядит так: государство при­знает за вселенской Церковью принадлежащий ей высший духов­ный авторитет, обозначающий общее направление доброй воли че­ловечества и окончательную цель ее исторического действия, а цер­ковь предоставляет государству всю полноту власти для согласова­ния законных мирских интересов и политических дел с этой выс­шей волей и требованиями окончательной цели, так чтобы у церкви не было никакой принудительной власти, а принудительная власть государства не имела никакого соприкосновения с областью рели­гии. " Христианская церковь, — подчеркивает Соловьев, — требует христианского государства" 5.

По сути дела в такой концепции соотношения церкви и госу­дарства речь идет именно о подчинении государства и государст­венной жизни идеологии и целям христианской церкви. Эта же самая идея (религиозно-христианские идеалы и представления как

1 Там же. С. 391, 392.

2 Там же. С. 40—41.

3 Там же. С. 395.

4 Там же. С. 394.

5 Там же. С. 338.

Глава 4. Философия права в России

определяющая основа и конечная цель) лежит в основании всего учения Соловьева о нравственности и нравственной трактовке права. Творчество B.C. Соловьева оказало большое воздействие на развитие русской философии права в таких ее направлениях, как религиозно-нравственная трактовка права и государства, разра­ботка проблем возрожденного естественного права, обоснование идей свободы личности и правового государства.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 736. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия