Студопедия — Неогегельянские концепции философии права
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Неогегельянские концепции философии права






В начале XX в. заметно растет интерес к учению Гегеля и все чаще повторяется мысль о необходимости " обновления" гегельян­ства, возврата к " подлинному" Гегелю, перехода от Канта к Гегелю или во всяком случае дополнения неокантианства неогегельянст­вом. В этих условиях работа В. Дильтея " История молодого Геге­ля" 4, появившаяся в 1905 г., а также впервые опубликованные в 1907 г. его учеником Г. Нолем ранние произведения Гегеля стали важной начальной вехой " обновления" и " ренессанса" Гегеля. " Диль-тей, — отмечал неогегельянец Г. Глокнер, — дал юного Гегеля... С тех пор появилось неогегельянство5".

В 1910 г. с программой " обновления" гегельянства выступил в Гейдельбергской академии наук и неокантианец В. ВинДельбанд. С этого времени, подчеркивает другой неогегельянец, Р. Кронер, " ре­нессанс Гегеля в академическом мире стал бесспорным фактом" 8-

1 Ibid., S. 145.

2 Ibid.

3 Ibid.

4 См.: Dilthey W. Jugendgeschichte Hegels // Gesammelte Schriften, Bd. IV. Leipzig — Berlin, 1921.

5 Glockner H. Krisen und Wandlungen in der Geschichte des Hegelianismus // " He­gel—Studien", Bhf. 2. Bonn, 1965, S. 213.

6 Kroner R. Zur Erцffnung der Heidelberger Hegel—Tage // " Hegel—Studien", Bhf. l-Bonn, 1964, S. 13.

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

В это же время заметный " обновленческий" толчок гегельян­ству дала работа Б. Кроче " Живое и мертвое в гегелевской филосо­фии", вышедшая на итальянском языке в 1907 г. и уже в 1909 г. переведенная на немецкий, в 1910 г. на французский, в 1915 г. на английский языки. В 10—20-е годы " ренессанс Гегеля" усиливает­ся, расширяя ряды неогегельянцев в западноевропейских странах, особенно в Германии и Италии. К 30-м годам неогегельянское тече­ние достигает своего апогея, оформляясь в апреле 1930 г. на первом конгрессе в Гааге в " Интернациональный гегелевский союз". Кроме гаагского конгресса в начале 30-х годов были проведены также кон­грессы в Берлине и Риме, на которых значительное внимание уде­лялось проблематике гегелевской философии права.

Основные аспекты неогегельянской интерпретации полити­ко-правовой философии Гегеля дали главным образом немецкие неогегельянцы. Зародившись в условиях агрессивных установок вильгельмовской Германии, немецкое неогегельянство теоретиче­ски обосновывало " идеи 1914 г.", а после краха кайзеровской Гер­мании атаковало буржуазно-демократические принципы и инсти­туты Веймарской республики, выступало за государство силы. Немецкие неогегельянцы приветствовали гитлеровский рейх и всячески стремились приспособить к его внутри- и внешнеполи­тическим целям свою интерпретацию ряда консервативных идей гегелевской философии права. " Характерно, — отмечал неогегель­янец К. Ларенц, — что неогегельянство свое начало берет как раз от философии права" 1.

Идеи государства силы, нравственности войн, сильного нацио­нального государства и иные антидемократические и антилибераль­ные концепции политики, государства и истории, сформулирован­ные интерпретаторами гегелевской философии права в XIX в., при­обретают благодатную почву в начале XX в., дополняясь в новой ситуации новыми трактовками и вариациями. С призывом дать но­вую интерпретацию гегелевского учения о государстве и разру­шить " легенду десятилетий злобной клеветы" на Гегеля, остающе­гося пока " великим неизвестным", выступает в 10-е годы И. Плен-ге2. Для философского оправдания агрессивных устремлений не­мецкого юнкерства и буржуазии он делает Гегеля великим предте­чей идей 1914 г. Со ссылкой же на Гегеля он обосновывает свой идеал сильного национального государства.

С " идеями 1914 г." связывал Гегеля и Г. Лассон, развивавший концепцию государства силы, которую разрабатывал, апеллируя к гегелевской философии права, А. Лассон-старший. В статье 1916 г. " Гегель и идеи 1914 года" Г. Лассон, подобно И. Пленге, расценива-

Larenz K. Rechts- und Staatsphilosophie des deutschen Idealismus // " Handbuch der Philosophie", Bd. " Staat und Geschichte". Mьnchen — Berlin, 1934, S. 186. См.: Plenge I. Marx und Hegel. Tьbingen, 1911, S. 19, 139. - l

Раздел V. История философии права и современность

ет Гегеля как " духовного отца государственных мыслей 1914 г." и использует авторитет Гегеля для оправдания империалистической политики Германии1.

" Назад, к немецким мыслителям о государстве! " — призывает в 1920 г. О. Шпанн, так как только они (прежде всего имелся в виду Гегель, отчасти также националистически интерпретируемый Фихте) способны освободить немцев Веймарской республики от " цепей ин­дивидуалистического образования", в первую очередь в вопросах о государстве2.

К Гегелю апеллирует и Э. Гири! в работе " Судьба Германии" (1920). Гипертрофируя гегелевскую критику отдельного человека как пустой субъективности в ее отношении ко всеобщему (т. е. госу­дарству), он дает следующую примечательную своим вульгарным антииндивидуализмом интерпретацию гегелевских идей о связи личности и государства. По Гегелю, пишет он, " мы находимся к государству во внутренних отношениях, как маленькая индивиду­альность к близкому матерински большому; государство является единством жизни и убеждений, духовной родиной и предпосылкой всей жизни каждого отдельного" 3.

Популярную в эти годы тему о воспитании немецкого народа в духе гегелевских идей о государстве развивал Г. Гизе, который в подобной обработке граждан видел важнейшую задачу " ренессанса Гегеля" 4. Эту тему развивал и Г. Геллер. " Нет, кажется, — писал он, — видимых мостов от народа поэтов и мыслителей к народу " крови и меча". И все же такой мост есть! Да, национальная идеология госу­дарства силы есть собственное дитя идеалистической философии и никто другой, как Гегель, отец этой идеологии" 5. Здорова или нездо­рова политика, исходящая из этого мировоззрения? — риторически спрашивает Геллер. " Я лично, — продолжает он, — а для меня эта работа была делом внутреннего самопрояснения, пришел к убежде­нию, что многое в гегелевской политике силы как доктринальное пре­увеличение должно быть отклонено. Однако очень многое из нее должно стать общественным мнением Германии, если немецкая нация хочет выйти из этой мучительной современности в лучшее будущее" 6.

Либеральные идеи были глубоко чужды и ненавистны для не­мецких неогегельянцев. Это весьма ярко проявляется и в работах Ю. Биндера, К. Ларенца, В. Шенфелда и др.

1 См.: Lasson G. Hegel und die Ideen von 1914 // " Hegel—Archiv", Bd. III. Leipzig, 1916, S. 57.

2 См.: Spann O. Ьber die Erziehung des Deutschen zum Verstдndnis des Staates // " Deutschen Volksturm", 1920, Hf. 5, S. 195.

3 Hirsch E. Deutschlands Schicksal. Berlin, 1920, S. 54.

4 CAe.se. G. Hegels Staatsidee und der Begriff der Staatserziehung. Halle / Saale, 1926,

S. 118—119, 71, 106.

5 Heller H. Hegel und die nationale Machtstaatsgedanke in Deutschland. Leipzig, 1921,

S.V.

6 Heller H. Op cit., S. VI.

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 575

Ведущей фигурой в кругу неогегельянцев, обращавшихся к философии права, был Ю. Биндер. У него были многочисленные ученики и последователи не только в Германии, но и в Голландии и скандинавских странах. Начав как неокантианский историк рим­ского права, он уже в 20-е годы (в 1925 г. вышла его работа " Фило­софия права") от Канта переходит к Гегелю и, ссылаясь на гегелев­ское учение, предпринимает значительные усилия для выделения " философии права" в самостоятельное направление, отличая ее от распространенного в то время " всеобщего учения о праве".

В дальнейшем неогегельянские интерпретации политико-пра­вового учения Гегеля, в соответствии с традицией также и юри­стов-гегельянцев XIX в. (А. Лассон и др.), протекали главным обра­зом в русле философии права. При этом предмет и метод филосо­фии права определялись вполне по Гегелю. " Предмет философии права, — отмечал К. Ларенц, — идея права, а ее метод — диалек­тика, позволяющая раскрыть путь этой идеи" 1.

В работе " Государственный резон и нравственность" (1929) Биндер с позиций неогегельянства обосновывал политическую и нравственную оправданность войны, поскольку речь идет не о стрем­лении к власти ради власти и голом экспансионизме лишь числен­но и материально сильного народа, а о стремлении к власти во имя нравственной сущности государства и блага нации. Самоутвержде­ние через войну национального и культурного государства абсо­лютно нравственно, покуда только нация способна показать свое право на бытие и действительность на суде истории и разума.

Весьма показательно для позиции Биндера его выступление на первом конгрессе неогегельянцев в 1930 г. В нападках на либе­рализм и демократизм Ю.Биндер использовал гегелевскую катего­рию вне-себя-бытия и отчужденности духа для критики Веймар­ской республики. Со ссылкой на " гегелевское последовательное выступление за монархию" 2 он атаковал республику как государ­ственную форму.

Антидемократизм и антилиберализм, авторитаризм и антиин­дивидуализм, оправдание войны и борьбы между народами, нацио­нализм, атаки против принципов международного права (с позиций произвольно интерпретируемого гегелевского " внешнего государ­ственного права") и различного рода международных сообществ государств (типа " Лиги наций"), понимание государства как тоталь­ности и т.п. — излюбленные идеи, аспекты и темы неогегельянских интерпретаций философии права Гегеля.

" Идея грядущего золотого века, мысль Фихте о царстве чисто­го разума, в котором исчезнет государство, религиозный анархизм

1 Larenz K. Rechts- und Staatsphilosophie der Gegenwart. Berlin, 1931, S. 109.

2 Binder J. Die Freiheit als Recht // Verhandlungen des ersten Hegelskongresses. Tьbingen, 1931, S. 202.

Раздел V. История философии права и современность

Толстого, — вещал Биндер на первом конгрессе, — не только уто­пичны, но и абсурдны. Свобода имеет свою действительность толь­ко в праве и только в государстве" 1.

Претензии Биндера на выражение " подлинных" мыслей ге­гелевской философии права были явно преувеличены. В речи " Пра­во как свобода" он, вопреки смыслу " Философии права", абст­рактное право трактовал в качестве юридического частного пра­ва2. Рассматривая всю философию права Гегеля как диалектику нравственного сознания, Биндер, как и многие другие юристы-гегельянцы, считал гегелевское абстрактное право юридическим правом, а мораль и нравственность — соответствующими поня­тиями моральной философии3.

Биндер акцентирует внимание на " безусловном принятии" го­сударства, так как нет иной нравственности, кроме государства и права, и вне их нет никакой свободы4. " Остается, однако, — замеча­ет Биндер, — открытым вопрос: эта свобода и эта нравственность предполагают людей в их общественной обусловленности и связан­ности. Где же здесь остается, однако, индивидуальная свобода и нравственность индивидуальной жизни? Действительно ли должна нравственная ценность быть находима лишь в обществе и государ­стве? ". Вопрос резонный и старый. Примечателен и биндеровский ответ на него. " Нет никакого сомнения, — писал он, — что на этот вопрос в смысле Гегеля следует ответить утвердительно" 5.

Откровенно авторитарную интерпретацию гегелевских идей Биндер развивает в статье " Авторитарное государство". Лишь ав­торитарное государство, обладающее силой и волей " мочь требо­вать повиновения всех", отвечает понятию государства и имеет подлинную легитимацию. Авторитарное государство, противопос­тавляемое Биндером всякому либерально-демократическому го­сударству, в том числе Веймарской республике, есть " действи­тельность духа", " истинная народная общность" 8. Выступая про­тив всей системы Веймарской республики, он ратовал за установ­ление авторитарного государства как " безусловной, категориче­ской воли нации" 7.

1 Ibid., S. 167. ^

* Ibid., S. 171—172.

3 В сборнике 1931 г. " Введение в философию права Гегеля", подготовленном совме­стно с М. Буссе и К. Ларенцом^Биндер поместил большую статью " Система фило­софии права Гегеля", в которой отказывается от своего прежнего, ошибочного по­нимания гегелевской трактовки права и признает, что собственно о позитивном праве (о праве в юридическом смысле) Гегель говорит в разделе о нравственности — Binder J. Das System der Rechtsphilosophie Hegels // Binder J., Busse M., Larenz K. Einfьhrung in Hegels Rechtsphilosophie. Berlin, 1931, S. 88—89.

* Binder J. Die Freiheit als Recht, S. 93.

5 Ibid., S. 93.

6 Binder J. Der autoritдre Staat // " Logos", 1933, Bd. XXIII, S. 143, 152

7 Ibid, S. 160.

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

Биндеровские поучения юристов началам неогегельянской философии права тесно сочетались с критикой позитивизма в пра­ве. Это ярко проявилось в его докладе на третьем конгрессе неоге­гельянцев в Риме (1933) " Обязательственный договор в системе ге­гелевской философии права". Юридические понятия, если их дей­ствительно постигнуть, говорил Биндер, предстают как философ­ские понятия. Лишь философия, но никак не позитивная наука о праве, может обосновать их предпосылки. Для этого необходима спекулятивная диалектика, и " поэтому юрист должен стать гегель­янцем" 1. Юрист не в состоянии понять предмет своей деятельности вне философии и без нее беспомощно противостоит понятиям своей дисциплины.

Спекулируя на самой по себе общеизвестной и верной мысли о важности философских подходов к праву, Биндер абсолютизиро­вал неогегельянскую версию философии права и критически про­тивопоставлял ее позитивной юриспруденции. Его призывы к юри­стам понимать подлинное право как " дух", " живое развитие духа", " цепь членов духовного организма, проистекающих из целого" 2 — составная часть похода против режима буржуазной законности и правопорядка, похода, столь характерного для того времени. Эти неогегельянские обоснования и оправдания отступлений от закон­ности откровенно противоречат вполне определенным положениям " Философии права" Гегеля о господстве законности и правопоряд­ке в общественной и государственной жизни.

Приход Гитлера к власти и установление нацистского режима Биндер воспринял как учреждение ожидавшегося им авторитарно­го государства, наконец-то легитимированного и отвечающего сво­ему понятию. Свои философско-правовые усилия Биндер направил на приспособление неогегельянства к нуждам гитлеровского рейха и их оправдание. " Должно быть показано, — писал он в 1934 г. в работе " Немецкое народное государство", — что это государство, которым мы обязаны политической изобретательности Адольфа Гитлера, не только является осуществлением правильно понятого государства — государства идеи, — но оно также, если правильно его понимать, соответствует сущности народа, чьей формой жизни оно хочет быть" 3. Тема оправдания гитлеровского государства яв­ляется ведущей и в другой работе Биндера, " Идеализм как основа философии государства", где неогегельянские разглагольствования о государстве как свободе и нравственности непосредственно при­норовлены к " третьему рейху". Свою цель он прямо формулирует как внедрение в сознание людей мысли, что новое государство —

1 Binder J. Der obligatorische Vertrag im System der Hegeischen Rechtsphilosophie // Verhandlungen des dritten Hegelskongresses. Tьbingen, 1934, S. 38.

2 Ibid., S. 59.

3 Binder J. Der Deutsche Volkstaat. Tьbingen, 1934, S. 5—6.

Раздел V. История философии права и современность

" не монстр, не голая сила над стадом несвободных людей", так как, " несмотря на свой авторитет, благодаря которому он притязает на тоталитет жизни своих граждан, " третий рейх" соответствует по­нятию государства и в качестве вообще государства является не несвободой и принуждением, а действительной свободой" 1.

Неогегельянские идеи Биндера разделял и развивал его уче­ник К. Ларенц, характеризовавший своего учителя как " философа-правохранителя" 2. Речь шла о неогегельянски трактуемом праве как " обязательном жизненном порядке народа" 3. В условиях фаши­стского режима Ларенц, определяя задачи философии права, ак­центировал внимание на " постижении разумности данного, т. е. дей­ствительного, эмпирического права" 4. Право, замечает он, выража­ет " всеобщность разума", " разум предмета" и не может быть све­дено к " абстрактным правилам", " к какому-нибудь случайному и абстрактному регулированию" 5. Гегелевские суждения о разумном праве Ларенц интерпретировал в духе дискредитации не только идей юридического позитивизма о правовых нормах, но и вообще позитивного права как определенных предписаний и правил.

После прихода к власти нацистов Ларенц откровенно приспо­сабливал неогегельянские представления о Гегеле к идеологиче­ским и политическим стандартам национал-социализма. Для на­ционал-социализма характерны отрицательное отношение не толь­ко к твердому правопорядку и режиму законности, но и известное стремление размыть понятие государства как учреждения норма­лизованной общественной жизни в расплывчатых, демагогически и пропагандистски используемых понятиях " нация", " народ", " раса", " рейх", " тоталитет народа", " народный порядок" и т. п. " Сегодня, — писал " партийный идеолог" А. Розенберг, — мы больше не рас­сматриваем государство в качестве независимого идола, перед ко­торым все должны гнуть спины. Государство не есть также предел, но лишь только средство для сохранения народа... Формы государ­ства меняются, права государства отмирают, народ же остается. Из этого следует, что нация — первое и последнее, чему должно под­чиняться все остальное" 6.

Отношение Розенберга к Гегелю пронизано идеологической нетерпимостью и низкопробной демагогией. Гегелевскую филосо­фию права он отвергает с порога как " вершину чуждого по крови

1 Binder J. Der Idealismus als Grundlage der Staatsphilosophie // " Zeitschrift fьr Deutshe Kulturphilosophie", Bd. 1. Tьbingen, 1935, S. 157.

2 Larenz K. Rechtwahrer und Philosoph. Zum Tode Julius Binders // " Zeitschrift fьr Deutsche Kulturphilosophie", Bd. 6. Tьbingen, 1940, S. 3.

3 Ibid., S. 4.

4 Ibidem.

5 Larenz K. Hegels Begriff der Philosophie und der Rechtsphilosophie // Binder J., Busse M-, Larenz K. Einfьhrung in Hegels Rechtsphilosophie, S. 23.

6 См.: Marcuse H. Reason and Revolution. Hegel and the Rise of Social Theory. N.Y-.

1941, p. 412. • >! •• •-:. '

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

учения о власти", которое находится под французским влиянием и, кроме того, было использовано К. Марксом. Для антигегелевской " аргументации" Розенберга весьма характерно, что, дополняя ра­совую демагогию демагогией социальной и становясь в позу " за­щитника" народа, он говорил о неприемлемости гегелевского " чи­новничьего государства" 1.

Неогегельянцы, приспосабливая Гегеля к нуждам времени, всерьез считались с нацистскими идеологическими и политически­ми установками. Это отчетливо обнаруживается во всех манипуля­циях неогегельянцев вокруг связей права и государства с " нацией", " расой", " народом", " народным духом" и т.п.

Нацистские представления о " расовом праве", " народной право­вой мысли" и т.п. КЛаренц развивал в таких, например, работах, как " Философия права и государства современности" (1931), " Немецкое правовое обновление и философия права" (1934), " О предмете и ме­тоде народной правовой мысли" (1938), " К логике конкретного поня­тия" (1940). Ведущая идея этих работ — неогегельянская трактовка учения о " народном духе" в качестве философской основы нацистски ориентированной немецкой правовой науки, воспевание " нравствен­ности" и " народности" нацистского законодательства, " конкретно-диалектическое" обоснование отказа от принципа равенства всех пе­ред законом и внедрения расовых представлений в сферу права.

Вопрос о правоспособности ставился Ларенцем в прямую связь с расовой принадлежностью того или иного субъекта, в зависимость от того, расовый он " друг" или " враг". С педантичной пунктуально­стью повторяя нацистские циркуляры о степени " чистоты расы и крови", он конструировал иерархию правоспособностей, на верши­не которой стоит " гражданин рейха", далее следуют " становящий­ся гражданин рейха", " государственно чуждый" иностранец и, на­конец, внизу пирамиды — бесправный " расовый враг" 2.

" В идее рейха, — писал Ларенц, — противоположность меж­ду народом и государством снята и как противоположность уничто­жена, так как здесь народ — как идущая к историческому самоосу­ществлению общность крови и судьбы — стал " политичным", а го­сударство — понимаемое не только как " аппарат", но и как жиз­ненная форма этой общности — стало " народным" 3".

С целью обоснования подобной интерпретации гегелевской философии права в понятиях, терминах и духе национал-социали­стической идеологии К. Ларенц предпринял экскурс в историю ге­гельянства, чтобы отмести преграды к приемлемому для фашизма пониманию Гегеля. Этому главным образом посвящена его работа

1 См.: Веует W. Hegel—Bilder. Berlin, 1970, S. 154.

Цит. по: Topitsch E. Die Sozialphilosophie Hegels als Heilslehre und Herrschaftsideo-Jogie. Neuwied-Berlin, 1967, S. 80.

См.: " Zeitschrift fьr Deutsche Kulturphilosophie", 1940, Bd. 6, S. 160.

n Раздел V. История философии права и современность

" Гегельянство и прусская государственная идея". Один из основ­ных тезисов работы: Гегель не прусский государственный фило­соф, его значение не ограничивается прошлым и не приурочено лишь к Пруссии, но тянется к современности. Гегеля, его " полити­ческую этику" правильно не смогли понять ни либералы XIX в., ни марксизм. " Впервые только наша современность, — подчеркивал Ларенц, имея в виду нацистские времена, — в состоянии правиль­но понять и оценить подлинное и глубокое стремление Гегеля — истинно всеохватывающую общность народа, " нравственную тоталь­ность", — тогда как этого не смогло понять все XIX столетие, введ­шее себя в заблуждение фальшивым образом Гегеля" 1.

Неогегельянскую линию на приспособление Гегеля к нацист­скому тоталитаризму развивал и Т. Гаеринг. В работе " Учение Ге­геля о государстве и праве. Его развитие и значение для современ­ности" (1940) Гаеринг подчеркивал близость гегелевского учения к современности. Особо велика роль Гегеля, по Гаерингу, в вопросе о " тотальном государстве" и тоталитарных притязаниях государст­ва. Но подлинным представителем этой народной тотальности ока­зывается собственно не государство, а фюрер, который так же ну­жен для борьбы против анархизма и разрушения государства, как больному организму нужен врач2.

Гегелевские идеи в неогегельянской интерпретации использо­вали также В. Шмидт, В. Шёнфелд и другие для обоснования на­цистски понимаемого " народного порядка", " чистоты народного свое­образия" и вообще безудержного шовинизма в вопросах государ­ства и права. В.Шмидт, апеллируя к гегелевским положениям об эпохе германской нации, еще в 1944 г. продолжал писать о " евро­пейском порядке как системе руководства под упорядочивающей властью рейха" 3.

Ортодоксально-нацистские идеологические выпады против идей Гегеля своеобразно сочетались с их неогегельянской фальсифика­цией у такого ведущего юриста гитлеровского времени, как К. Шмитт. В борьбе против либерально-демократических концепций государ­ства и права, против юридического позитивизма и " абстрактного" индивидуализма он широко использовал неогегельянски интерпре­тируемую гегелевскую философию права. Так, в работе " О трех способах научно-правовой мысли" (1934) Шмитт находит " в геге­левской философии права и\осударства обобщение и итог всего течения и направления немецкого сопротивления" 4 французским идеям 1789 г. Гегелевская идея государства интерпретировалась

1 Larenz K. Hegelianismus und preussische Staatsidee. Hamburg, 1940, S. 15.

2 См.: Haering T. Hegels Lehre von Staat und Recht. Ihre Entwicklung und ihre Bedeutung fьr die Gegenwart. Stuttgart, 1940, S. 26.

3 Schmidt W. Hegel und die Idee der Volksordnung. Leipzig, 1944, S. 158.

4 Schmitt C. Ьber die drei Arten des recht wissenschaftlichen Denkens. Hamburg, 1934, S. 45.

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 581

им как " конкретная мысль порядка", изложенная Гегелем, по Шмит-ту, живо и с большой силой1. " Действенные", работающие в услови­ях нацизма аспекты гегелевской философии права Шмитт отмечал и в работе " Государство, движение, народ" (1933). Свои нацистские теоретизации о трехчленном единстве политического порядка (го­сударство, движение, народ) он подкреплял утверждением, что эта его конструкция соответствует " основанным Гегелем великим тра­дициям немецкой мысли о государстве" 2.

Но, с другой стороны, реализуя в своих государственно-право­вых построениях отправные положения ортодоксальной идеологии национал-социализма, К. Шмитт в целом расходился с Гегелем и считал его пройденным этапом3, поскольку актуальная политиче­ская практика нацистов требовала иных, более адекватных поли­тико-идеологических форм и конструкций. Ведущие неогегельянцы (Ю. Биндер, К. Ларенц) подвергли критике тезисы К. Шмитта об " устарелости" Гегеля.

Помимо А. Розенберга в духе нацистской ортодоксии критико­вали Гегеля А. Боймлер, Э. Крикк, Ф. Бём, Г. Гайзе и др. Централь­ным в этой критике был тезис Розенберга о том, что авторитет народности выше государства, и тот, кто это не принимает, тот — враг народа. Ортодоксально настроенные критики находили у Геге­ля нехватку этой " народности".

Основными представителями итальянского неогегельянства были Б. Кроче и Д. Джентиле.

Кроче представлял либеральное направление неогегельянст­ва. Гегелевский способ понимания хотя и находится, по мнению Кроче, " по ту сторону политических партий, однако составляет ра­зумное основание каждой истинной политики" 4. Невозможно, заме­чает он, полностью принять или отбросить Гегеля. " Задачу крити­ков и продолжателей Гегеля" Кроче видит в том, чтобы, удерживая " живое" (диалектическую мысль), " сохранить новое понятие поня­тия и синтез противоположностей и на этой основе вновь построить систему" 5.

Гегель в характеристике Кроче — " великий противник недо­вольных жизнью", " враг гуманитаризма энциклопедистов и яко­бинства", которое " везде сеет тиранию" 6.

Свою концепцию Кроче называл " религией свободы". Свобода — высший закон человеческой истории и бытия. Но если у Гегеля, под влиянием которого находятся крочеанские представления о связи истории и свободы и т.п., речь шла о разумных формах объективи-

1 Ibidem.

2 Schmitt С. Staat, Bewegung, Volk. Hamburg, 1933, S. 32.

Ibidem. 4 Croce B. Lebendiges und Todes in Hegels Philosophie. Heidelberg, 1909, S. VIII.

Ibid., S. XIV. " Croce B. Op. cit, S. 50—51.,

Раздел V. История философии права и современность

зации свободы в ходе исторического прогресса, то Кроне акценти­ровал внимание на принципиально неопределяемом характере сво­боды.

Идею необусловленности свободы никакими фактическими условиями Кроче использовал для обоснования формальной, юри­дической свободы и невозможности фактической свободы. Лишь " правящее меньшинство", называемое им " политическим классом", знает, чего оно хочет.

Защищая формальные, юридические права личности, Кроче считал, что свобода без субъекта есть пустое слово и абстракция, если не признается свобода личности. В обстановке тоталитарного попрания прав и свобод личности эти либерально-индивидуалисти­ческие представления носили оппозиционно-критический характер. Такую же направленность имело положение Кроче о том, что не государство выше морали, а, наоборот, мораль возвышается над государством. Такая оценка весьма отличалась от типичных для неогегельянства этатистских интерпретаций системы соподчинения и иерархии различных " форм духа" 1. Исходя из этих представле­ний, Кроче отвергал тоталитаризм и критиковал фашизм, к кото­рому в той или иной степени тяготело большинство итальянских и немецких неогегельянцев. " Этот идеал смерти, — писал позднее Кроче, — который сейчас называется " тоталитаризмом", " единой партией", " партийной субординацией", требовался и теоретически обосновывался проистекающим из гегелевской философии прослав­лением государства"; тем самым, по Кроче, государство из " поли­тического и юридического действия" превращалось в " варварское божество" 2.

Вместе с тем крочеанские выступления против авторитарных и тоталитаристских интерпретаций гегелевского учения дополня­лись ярой критикой демократии, проповедью вечности войн, нера­венства и т.п.

В конкретно-исторических условиях политической жизни фа­шистской Италии либерализм Кроче элементами своей оппозици­онности и критичности существенно отличался от профашистского неогегельянства Джентиле и др. Хотя собственные философские воззрения Джентиле так и не были признаны официальной верси­ей фашистской философии, однако в первую очередь благодаря его усилиям ряд неогегельянских представлений был трансформиро­ван в эклектическую смесь итальянской фашистской доктрины, что служило предметом большой зависти немецких неогегельянцев.

В неогегельянстве Джентиле превалируют иррационализм и мистицизм, критика разума с позиций волюнтаристского " актуа-

1 С этих позиций Кроне критиковал взгляды Джентиле в качестве " правительст­венной теории морали".

2 Цит. по: Edlin G. Hegel als Kriegsverherrlicher und totalitдrer Denker. — " Schweizer Rundschau", I.Januar 1967, S. 45.

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 583

лизма", " чистого акта", столь созвучного фашистскому активизму. Он утверждал, что подлинный индивид универсален и завершает бога в своей сущности, однако подобные характеристики скорее подходят к его оценкам фашистского государства и дуче, нежели отдельного человека, индивида. В духе концепции " чистого акта" именно только " подлинное решение дуче" расценивается Дженти­ле как совпадение " одновременного формулирования и осуществ­ления", словом, как высшее проявление подлинного контакта с дей­ствительностью, трудно отличимого от магии.

Свою интерпретацию духа как " чистого акта" Джентиле ис­пользовал для атаки идей правопорядка и режима законности, оп­равдания фашистского " активизма" и беззакония1.

Гегелевские идеи о государстве как нравственной целостно­сти, действительности нравственной идеи и т.п. Джентиле исполь­зовал для прямого оправдания фашистского государства как выс­шего выражения нравственности и свободы2. Именно к этому све­лось его обращение к гегелевскому понятию государства на втором конгрессе неогегельянцев в Берлине (1931).

Фашистское государство оказывалось в освещении Джентиле реализацией свободы, а " подлинная" свобода индивида сводилась к подчинению тоталитарному государству. Этот неогегельянский штамп многократно им использовался. Своеобразие Джентиле со­стоит, впрочем, в том, что он выдавал фашистское государство за " истинный либерализм" и " подлинную демократию". Нравственность, внутренне присущая, имманентная государству вообще, наиболее полно и последовательно осуществлена, согласно Джентиле, имен­но в фашистском государстве. По отношению к индивиду государ­ство приобретает характер категорического императива, посколь­ку, в соответствии с неогегельянской версией Джентиле, оно вопло­щает в себе универсальность индивида. Реализация в индивиде универсальной, божественной сущности оказывается тривиальным послушанием всесильному государству.

С крайне антииндивидуалистических позиций Джентиле обос­новывал всевластие тоталитарного государства и отвергал все ча­стные сферы жизни индивидов.

С неогегельянских позиций трактовал гегелевскую идею кон­кретного нравственного государства У. Спирито. Этику Гегеля он рассматривал как тождество индивидуальной и универсальной воли. Акцент, как и у Джентиле, делался при этом на универсальной воле. В качестве моментов реализации единого процесса он толко­вал философию и политику3.

1 См.: Gentьe G. Grundlagen des Faschismus. Stuttgart, 1936, S. 33.

г См.: Gentile G. II concetto dello Stato in Hegel // Verhandlungen des zweiten

Hegelskongresses. Berlin, 1932, S. 121 u. ff.

J См.: Spirito U. Economia ed Etica nel Pensiero di Hegel // Verhandlungen des

dritten Hegelskongresses, S. 216, 220.

Раздел V. История философии права и современность

Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции

В области философии права историзм Кроче и крочеанскую ли­нию неогегельянства развивал В. Сфорца, который в плане юридиче­ской эпистемологии рассматривал проблему деятельности юриста1.

Среди голландских неогегельянцев проблемами философии права занимался в 30-е годы Б. Телдерс. Другие голландские неоге­гельянцы (Г. Болланд, И. Гессинг, Б. Вигерсма) были представите­лями в первую очередь философского неогегельянства.

Уже на первом конгрессе неогегельянцев в Гааге Телдерс обос­новывал " ортодоксальность голландского гегельянства" 2. С большим докладом " История как божий суд" он выступил и на римском кон­грессе. В том же духе, в каком другие неогегельянцы критиковали юридический позитивизм, Телдерс со ссылкой на Гегеля атаковал " рассудочные" и " абстрактные" представления в области между­народного права3. Он не только отвергал надгосударственный ха­рактер международного права, но и вообще международное право, отличающееся от " внешнего государственного права". С этих пози­ций он критиковал представления об определенности норм между­народного права и желательности их кодификации. " Рассудочные и морально настроенные политики и юристы", по Телдерсу, " огра­ничивают самовластие государства", когда стремятся превратить " абстрактно-всеобщее требование справедливости в действитель­ную и действующую справедливость" 4. Действительность всеобщей или надгосударственной справедливости заключена не в абстрак­циях международного права, а зависит от способности государства реализовать эту всеобщую справедливость.

Международное право, таким образом, предстает в трактовке Телдерса как право одного государства, им же самим устанавли­ваемое по отношению к другому государству. Всеобщая справедли­вость реализуется через суд всемирной истории, который не нуж­дается в особых правовых и моральных нормах. Международное право как таковое и не нужно для проявления этой справедливо­сти, так как справедливость в качестве идеи сама собой проявляет­ся в процессе национальной и интернациональной политики, в по­литической истории. Справедливость, таким образом, сводится к ориентациям соответственно внешнеполитической конъюнктуре. Одни государства, осужденные идеей, терпят крах и исчезают, дру­гие возвышаются, демонстрируя тем самым " не только суд по спра­ведливости, но суд как сущность или понятие самой справедливо­сти" 5. Не имеет смысла, говЬрил Телдерс, вновь измерять этот при-

1 См.: Sforza W.C. Corso di Filosofia del diritto. Roma, 1942.

2 Telders B.M. Bericht ьber den Stand und die Auffassung der Hegeischen Philosophie in Holland // Verhandlungen des ersten Hegelskongresses, S. 125—126.

3 См.: Telders B.M. Die Geschichte als Gottes Gericht // Verhandlungen des dritten Hegelskongresses, S. 229, 234.

4 Ibid., S. 229. * Ibid., S. 233.

говор суда истории масштабом справедливости, поскольку сам мас-штаб — опять-таки нечто абстрактное. Идея как высший суд соб­ственно уже не является " справедливой" или " несправедливой", она — последний рубеж и " граница справедливости". Поэтому при рас­смотрении истории категория справедливости должна молчать с доверием к богу — последнему суду идеи и истории.

В предвоенной ситуации 30-х годов эксплуатация Телдерсом гегелевских идей, оторванных от их конкретно-исторического кон­текста и специально заостренных против международного права (чего у Гегеля не было), могла лишь поощрять и оправдывать по­прание норм международного права и агрессию.

Неогегельянское течение появилось и развилось во Франци







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 676. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия