Вывод – политика явление амбивалентное
Природа амбивалентности политики в природе самого человека. Политика это слепок с человека. Политики без человека не существует. Каков человек (его система ценностей, нравственные качества) – такова и политика. б) Политика одно из наиболее многозначных понятий. Нет, и не может быть одного исчерпывающего её определения. Критериями различных определений служат различные исследовательские подходы (социологический, субстанциональный и др.), а также акцентирование в определениях политики её важнейших качеств и функций в обществе. Суть социологических трактовок в том, что одно социальное явление характеризуется через другое или другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру, социальные группы. Так, экономические определения политики наиболее ярко представлены в концепциях экономического детерминизма. Они характеризуют политику как концентрированное выражение экономики, как надстройку над экономическим базисом. Политика в такой интерпретации утрачивает свою самостоятельность и определяется объективными экономическими законами. Думается, что подобные трактовки подобны флюсу, – они односторонни. Логичней рассматривать взаимоотношения экономики и политики как взаимодействие, определяя как факторы, обуславливающие воздействие экономики на политику, так и факторы, обуславливающие воздействие политики на экономику. Субстанциональные определения. Суть субстанциональных трактовок в том, что они дают определения через самое основное в явлении, через первооснову (т.е. субстанцию). А основой – основ в политике, конечно, является власть. Политика, писал М. Вебер, это ”стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает”. Таким образом, политика это действия, направленные на достижение власти и её реализацию. Заслуживает внимания концепция немецкого исследователя К. Шмитта. Развивая, по сути, идеи Платона, который считал, что «искусство справедливой политики – это искусство приносить друзьям пользу, а врагам причинять вред» (слова Полемарха), Шмитт предложил рассматривать политику в категориях «друг – враг». Именно эта дихотомия «друг – враг» является оселком политических отношений, ее смыслом. Точно также как дихотомия «выгодное – невыгодное» в экономике, «добро – зло» в морали. Вопрос о предмете любой социальной науки остается дискуссионным. При формировании политологии как науки и учебной дисциплины преобладающим являлось представление о ней как о перекрестке многих других дисциплин и, в первую очередь, таких как социология, государство и право, социальная психология, политэкономия. Предмет размывался. Поэтому в 1948 году группа экспертов ЮНЕСКО (международная организация по вопросам науки, культуры и образования при ООН) приняла резолюцию, в которой дан перечень вопросов, подлежащих изучению политической наукой (в России прижилось название ”политология”, а на Западе ”политическая наука”). Все вопросы были сгруппированы по четырем направлениям: 1 политическая теория, включающая историю политической мысли; 2 политические институты (исследование центральных и местных правительств, правительственных учреждений, анализ их функций, а также тех социальных сил, которые эти институты создают); 3 партии, группы, общественное мнение, выборы, информация и пропаганда (пример сформулированной проблемы – роль демагогии и методов политического манипулирования); 4 международные отношения и внешняя политика. Экспертами ЮНЕСКО было также принято решение употреблять понятие «политическая наука» в единственном числе. Это был итог дискуссии по вопросу: рассматривать ли политологию как интегральную науку о политике, включающую в качестве составных частей политическую философию, политическую экономию, политическую социологию, политическую психологию, политическую географию (или геополитику) и другие политические субдисциплины или существуют многочисленные политические науки. Решения ЮНЕСКО легитимировали политологию в качестве науки и учебной дисциплины.
|