Количество земли - постоянно
Закон убывающей доходности не является универсальной закономерностью. Он начинает действовать лишь при накоплении изменяющихся факторов до «критической массы». До этого момента меняющиеся факторы могут приносить возрастающий дополнительный доход. Объяснение смысла закона убывающей доходности может быть таким. Дополнительно применяемые затраты сочетаются с постоянно уменьшающимися количествами неизменных затрат. Следовательно, новые меняющиеся затраты дают все меньший объем дополнительной продукции. Исключение составляет тот случай, когда происходит рост масштабов производства, то есть так называемая «экономия на масштабах производства». В этом случае производится достаточно большое количество продукции наиболее крупными компаниями, причем прирост объемов производства опережает прирост издержек производства. Таким образом, если экономическое развитие осуществляется на неизменной технологической основе, то вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства. Относительное, а затем абсолютное сокращение производственных возможностей общества стимулирует развитие техники и технологии. Этот процесс может осуществляться эволюционным и революционным путем. Последний, в отличие от первого, ведет к принципиальному изменению технологический основы экономики. Развитие технологии в любой форме нейтрализует действие закона убывающей производительности факторов производства. В результате общественного производства создается валовой национальный продукт. В своем движении он проходит ряд взаимосвязанных стадий: производство, распределение, обмен и потребление. Производство – это исходный пункт создания материальных и нематериальных благ. Но исходный только в рамках той очевидной истины, что для того, чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище и т.п. В рыночном же хозяйстве производство будет осуществляться лишь тогда, когда рынок и вообще сфера обмена дадут производителю соответствующий ценовой сигнал. Будучи созданными в процессе производства, блага завершают свое движение в потреблении. Но важно подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. Например, целью охоты и собирательства первобытной общины было потребление добытого за день; некоторая часть предметов потребления могла быть отложена в качестве запаса. Целью производства в рабовладельческом обществе было потребление (зачастую расточительное) рабовладельцев, ничтожная часть произведенного доставалась рабам. Вообще, в натуральном хозяйстве (рабовладение, феодализм) потребление, вполне очевидно, непосредственно является целью производства. Однако в системе рыночного хозяйства непосредственной целью является получение прибыли. Это – не изъян системы рыночной экономики, а ее важнейшее преимущество. «Стремление к прибыли, - подчеркивает выдающийся австрийский экономист Ф.Хайек», - это как раз то, что позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно. Высокосознательный социалистический лозунг «производство во имя потребления, а не ради прибыли… свидетельствует о полном отсутствии внимания к тому, как приумножаются производительные возможности». Разумеется, в конце концов, производство ведется ради потребления. Но еще раз необходимо отметить, что конечная и непосредственная цель производства могут не совпадать, как это и происходит в системе рыночного хозяйства. Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ, то в таком случае мы имеем дело с процессом воспроизводства. Обмен как экономическая категория будет подробнее охарактеризован в связи со специализацией и разделением труда в обществе. В данном параграфе мы должны подчеркнуть мысль многих экономистов – неоклассиков о производительности обмена. Смысл выделенных слов заключается в том, что обмен способствует увеличению богатства общества. Эта идея не всегда являлась общепризнанной. Так, физиократы считали производительным только труд в сельскохозяйственном производстве. А.Смит и Д.Рикардо считали производительным и труд в сфере промышленности. К.Маркс считал производительным только отрасли материального производства и всячески подчеркивал непроизводительный характер обмена, в этой сфере человеческой деятельности ничего не создается, происходит только смена денежной формы стоимости на товарную и наоборот. В связи с этим неоклассики задают вопрос: а правомерно ли вообще говорить о том, что человек создает материальные предметы как таковые? А.Маршалл поясняет эту мысль следующим образом: все, что человек может сделать с физической природой, – это либо перестроить (комбинировать) материальные предметы так, чтобы сделать их более полезными, например, соединить куски дерева и сделать стол; либо расположить материальные предметы так, чтобы природа сделала их более полезными (посеять зерна и получить колосья пшеницы). В подтверждение своих рассуждений А.Маршалл ссылается на философа Френсиса Бэкона: «В действительности человек не может ничего другого, как только соединять тела природы. Остальное природа совершает внутри себя». Обмен с этой точки зрения так же производителен, как и производство, потому что он способствует перемещению в пространстве благ таким образом, что полнее удовлетворяются человеческие потребности и, следовательно, увеличивает богатство общества (если не сводить богатство только к вещам, которые можно потрогать). Расхожие представления о том, что торговцы «ничего не создают», покоятся на мифе о непременно материальном, осязаемом характере богатства. Распределение как категория экономической науки – это не только распределение произведенных товаров и услуг. Это и распределение, или размещение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам. В рыночной системе хозяйства распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механизма, а не по чьему-либо личному указанию. Распределение и обмен не просто опосредствуют связь между производством и потреблением. В известном смысле производство вообще невозможно без «первичности» обмена и распределения. Традиция западной экономической мысли начинать анализ рыночного хозяйства именно со сферы обмена и распределения достаточно отчетливо прослеживается начиная со времен А.Смита. Это не случайность. Ведь экономика появляется лишь тогда, когда возникает добровольный обмен, а распределение осуществляется не по воле рабовладельца или феодала, а на основе объективных рыночных сигналов. «Обилием» продукта мы обязаны методам «распределения», т.е. системе рыночного ценообразования. Объем того, что мы делим, зависит от принципа организации производства, а в данном случае это рыночная система ценообразования и распределения. Потребление можно рассматривать как своеобразное отрицательное производство, по выражению А.Маршалла. Поскольку в процессе потребления происходит уменьшение или разрушение полезности, постольку потребление характеризуется как отрицательное производство. Однако нельзя понимать потребление исключительно как процесс уничтожения полезностей. Дело в том, что само потребление можно подразделить на два типа – личное потребление и производственное, или производительное, потребление. Первый тип потребления осуществляется вне рамок общественного производства: еда, питье, чтение - всегда остаются индивидуализированным процессом, если, конечно, не рассматривать тоталитарные режимы и казарменные порядки, в которых властные структуры стремились в принципе свести к минимуму какие-либо индивидуальные акты и решения. Вместе с тем существует ряд благ, которые по своей природе предполагают общественное, коллективное потребление: театральные постановки, кинофильмы, футбольные матчи и т.п. С развитием новых электронных средств информации, системы Интернет и т.п. и этот тип благ становится возможным потреблять в индивидуальном порядке. Второй тип потребления предполагает использование косвенных благ, или средств производства, для создания новых потребительских благ. В сущности, процесс производства есть не что иное, как процесс производительного потребления.
|